логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Шире не бывает Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №42 Октябрь 2007г.

Президент предлагает регионалам уйти в оппозицию и занять посты в Кабмине


Пожалуй, ни один орган власти в Украине не раскрывает суть государственного устройства нашей страны полнее, чем Кабмин. Украинское правительство — это полностью закрытая структура с мало кому известным механизмом принятия решений, невнятными приоритетами и не совсем четкими полномочиями. Можно сказать, что Кабмин в Украине — наиболее многочисленный и в наибольшей степени обличенный властью отряд украинской бюрократии. Неслучайно, произнося слово «государство», украинские граждане в 9 случаях из 10 говорят о Кабмине и его структурах.

Кабмин украинский

В целом эффективность госструктур напрямую зависит от того, насколько и каким образом они ответственны перед обществом. Располагая огромной властью и не отвечая за принятые решения, любая группа людей будет испытывать соблазн использовать ее не по назначению. В определенном смысле безответственность правительства Украины (независимо от того, кто его возглавит) заложена в Конституции. Во-первых, Кабмин каким-то невероятным образом отвечает и перед Верховной Радой и президентом (а значит — ни перед кем). Во-вторых, им никто не командует, он предоставлен сам себе. Премьер-министр лишь «управляет» его работой, а не возглавляет орган власти. Понятно, что казуистические хитросплетения являются следствием, а не причиной того, что деятельность украинских правительств, мягко говоря, не всегда отражает общественные интересы. Конституционные формулы просто закрепляют удобную для элиты форму управления, но тем не менее они весьма красноречивы.

Впрочем, все было бы хорошо, если бы в стране работали более действенные, нежели нормы Конституции, механизмы гражданского контроля, но они не работают. Суть этих механизмов в демократических государствах состоит в выборности правительств, то есть их прямой ответственности перед избирателями. На этапе парламентских выборов политическая сила презентует программу, на базе которой намерена осуществлять управление. И фактически электорат выбирает не столько депутатов, сколько правительственную команду (при этом предполагается, что политический лидер станет премьером). Чтобы система ответственности работала, она должна быть предельно простой: «одна партия — одна программа — одно голосование». Только тогда можно будет понять, кто пришел к власти, чего он на самом деле хочет и как действует. Соответственно, избиратели смогут отстроить свое отношение к той или иной политической силе осознанно.

В Украине ситуация кардинально иная: между избирателями и политиками искусственно воздвигнуто столько препятствий, что почти невозможно сделать осмысленный выбор. К примеру, в предвыборной кампании могут участвовать блоки партий. Это приводит к тому, что один и тот же товар преподносится каждый раз в новой упаковке, а следовательно, избирателю трудно сориентироваться, кто идет в парламент под тем или иным политическим брендом. Также в Украине возможны переходы депутатов из фракции во фракцию (хотя в той же Конституции он вроде бы запрещен) и формирование парламентского большинства на индивидуальной основе. То есть непонятно, кто отвечает за такую коалицию и ее Кабинет.

Следующий парадокс — программа правительства, за которую голосует... Верховная Рада. Понятно, что этот документ важен для Кабмина (принятие программы дает ему годовую индульгенцию от возможной отставки), но ведь за программы партий вроде бы голосуют избиратели... Наконец, в местные советы могут баллотироваться карманные партии и блоки, отличные от национальных, что лишает возможности контролировать действия последних на региональном уровне.

Кабмин реальный

Неудивительно, таким образом, что украинское правительство обречено заниматься чем угодно, но только не общественно полезной деятельностью. Даже фискальная система в Украине используется для реализации интересов финансово-промышленных групп. В этом смысле Кабинет министров действительно является коллегиальным органом и более того — органом представительским. В нем невероятным образом переплетены интересы основных политэкономических групп. И даже есть ответственность — перед своими...

Выборы в такой системе являются прежде всего временем пересмотра квот ФПГ и групп бюрократов-капиталистов в исполнительной власти, временем перезагрузки матрицы. Неслучайно при распределении портфелей учитывают не столько результативность той или иной политики, сколько аппетиты отдельных кандидатур и стоящих за ними политических сил.

Отчасти поэтому смена Кабмина в Украине и выборы — это далеко не всегда связанные между собой процессы: те или иные чиновники в любой момент могут оказаться ненужными для выполнения тех или иных задач. К примеру, Тимошенко, скорее всего, не устраивала многих своей конфликтностью и амбициозностью, а не политикой, которую Юлия Владимировна лишь обещала реализовать.

Любопытно, что в рамках украинской политической системы непредставленность крупных группировок в Кабинете министров просто исключена. Инструментарий государства (прежде всего — госбюджет) и доступ к нему являются необходимым условием ведения бизнеса. Если такого доступа нет, то последствия могут быть непредсказуемыми для любой ФПГ. Неслучайно сейчас президент предлагает создать коалицию с участием регионалов, которые в свою очередь недееспособны без оранжевых. И именно поэтому Виктор Ющенко настаивает на том, что оппозиции (читай — Партии регионов) нужно предоставить как можно больше постов в исполнительной власти. Хотя, с точки зрения здравого смысла, это абсурд.

Кабмин идеальный

Оптимальным для Украины было бы максимально бюрократизированное правительство, то есть такое, в котором определен каждый шаг и способы принятия решений. Идеальный Кабмин ни в коем случае не должен действовать, как ему заблагорассудиться, наоборот, он призван быть всего лишь инструментом, который использовали бы политики для реализации своих планов. Кроме того, механизмы работы правительства должны быть прозрачны и понятны... Таковыми или почти таковыми являются Кабмины стран, которые принято считать развитыми.

Вы здесь:
вверх