логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Generation G Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №46 Ноябрь 2007г.

Главный недостаток первой в Украине официальной сети 3G — неопределенные бизнес-перспективы мобильной связи третьего поколения


С ноября в Украине официально действует мобильная связь третьего поколения (3G-UMTS) от Укртелекома. С помпой проведенная презентация новинки монополисту фиксированной связи удалась: видеозвонки шли без заминок, потоковое видео не пыталось превратиться в слайд-шоу, интернет-страницы грузились со скоростью 3,66-3,69 Мбит/с — достаточно для комфортного просмотра самых «тяжелых» сайтов. Выигрышный ход Укртелекома — заключение договора с Украинскими радиосистемами. Вне зоны покрытия Utel («мобильный» бренд Укртелекома) 3G-абоненты автоматически переключаются на сеть Beeline.

Собственно, и технология (UMTS — наиболее распространенный стандарт в ЕС и США), и модель внедрения (с всеукраинским роумингом) выбраны и реализованы практически безукоризненно.

Абоненты Utel, купив двухстандартный UMTS-GSM аппарат, уже сейчас получают доступ ко всем прелестям 3G в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове (сегодняшняя зона покрытия Utel). Практически на всей остальной территории страны они могут общаться в обычной GSM-сети Beeline.

Укртелеком получает возможность спокойно достраивать сеть 3G, не беспокоясь о выполнении лицензионных условий, по которым компания обязана уже до конца 2007-го предоставлять услуги мобильной связи во всех областных городах. К тому же увеличивает капитализацию перед приватизацией: в октябре, сразу после официального заявления о коммерческом запуске 3G, акции компании выросли более чем на 12%.

Для Украинских радиосистем договор с государственным оператором — дополнительные абоненты и, возможно, увеличение ARPU. Во всяком случае, в Укртелекоме рассчитывают привлечь отнюдь не бедных абонентов, которые будут тратить на 3G-связь более $16 в месяц — заоблачный доход по меркам GSM- операторов.

Но все эти выгоды меркнут на фоне главного недостатка проекта — неопределенных бизнес-перспектив 3G. Теоретически даже 10 тыс. абонентов, которых в Укртелекоме планируют привлечь до конца года, могут обеспечить компании почти $2 млрд ежегодного дохода (если каждый будет тратить на 3G $16 в месяц). Но это голая теория. Например, по прогнозу Comnews Research, выручка от предоставления 3G-услуг в России за весь 2008 год принесет лишь $23 млн (3G-связь осенью этого года в РФ начал предоставлять Мегафон; МТС и ВымпелКом запустят сети в 2008-м).

И только к 2010 году оборот рынка связи третьего поколения вырастет до $0,5 млрд — россияне не рассчитывают ни на массовость, ни на высокое ARPU 3G-абонентов. Кроме того, в Украине аналогичные услуги (передача данных со скоростью близкой к 3 Мбит/с, возможность просмотра видео на мобильном терминале, использование трубки в качестве модема и т. п.) уже предоставляют несколько CDMA-операторов. Чтобы отнять у них клиентов, монополисту фиксированной связи будет недостаточно одной конвергенции (сочетания проводной и мобильной связи, общих счетов и т. п.) — 3G придется рекламировать, вкладывая в рекламу суммы, сравнимые с инвестициями в построение сети.

Пока о планах по продвижению ТМ Utel ничего не известно. И, наконец, инвестиции в саму сеть. По оценкам экспертов, стоимость всеукраинского 3G-покрытия превышает $1 млрд. Пока на это потрачено примерно $150 млн, связь доступна только в шести украинских городах. Такая же сумма инвестиций запланирована и на следующий год — вряд ли на эти деньги компания сможет обеспечить в 2008-м покрытие даже в областных центрах. Скорее всего, этим (после приватизации Укртелекома) займется уже новый собственник, от которого и будет зависеть коммерческий успех или неуспех 3G-проекта.

Вы здесь:
вверх