логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Cпецпроект «Неизвестная Украина». Приключения Электроника Наталия ГУЗЕНКО, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №46 Ноябрь 2007г.

Владельцы холдинга AVentures Group Владимир и Андрей Колодюки, заработав $325-350 млн, могут позволить себе заморозить несколько миллионов долларов в «проектах будущего»


Президент холдинга AVen- tures Group Владимир Колодюк не любит тратить деньги впустую, а потому не летает в украинские города бизнес-классом и всегда внимательно изучает меню в ресторанах. Экономность Колодюка сказывается на его стиле ведения бизнеса. 34-летний бизнесмен самостоятельно выбирает месторасположение будущих магазинов и хотя бы раз в год посещает торговые точки по всей Украине.

Вместе с тем бизнес Колодюка не централизован — компаниями холдинга управляют топ-менеджеры, каждому из которых предоставлена определенная свобода действий. Компаний в составе холдинга немало: розничные сети Unitrade, City.com, melofon, CамоБыт, Service Master, консалтинговая компания B.zone, дистрибьюторская АV Distribution и девелоперская TRE’n’D. Оборот компаний холдинга AVentures в 2006 году составил $733 млн. Владимиру Колодюку принадлежит 45% акций холдинговой компании. Таким же пакетом владеет его старший брат Андрей. Состояние бизнесменов инвестиционные аналитики оценивают в $325-350 млн.

Владимир Колодюк сторонится политики: считает, что не нуждается в депутатском лобби. Андрей наоборот: даже создал небольшую партию «Неизвестная Украина», в 2004 году баллотировался в депутаты ВР, правда, в парламент не прошел. Старший брат уверен: накануне вступления Украины в ВТО в парламенте должно быть мощное лобби IT-рынка.

Рецепт успеха бизнесмена Владимира Колодюка: не бояться риска, не сдавать позиции и не почивать на лаврах по достижению определенных целей. Все свои успехи он считает подготовительным этапом к чему-то большему.

Жадность не сгубила

Собственное дело Владимир Колодюк начал в 14 лет. Юный предприниматель занялся челночным бизнесом. Родители желание пионера зарабатывать не одобряли, но и мешать сыну не стали. «Хотелось денег и независимости, — объясняет Колодюк столь раннее начало профессиональной деятельности. — Первые деньги заработал в 13 лет — в деревне летом на элеваторе зерно бросал. Правда, меня тогда обманули — вместо 100-120 рублей заплатили около 50».

Чтобы заняться торговлей, Владимиру Колодюку пришлось убедить мать вписать его в загранпаспорт. Юный бизнесмен ездил в Польшу и Китай за товаром, который затем продавал на киевских рынках. «Такой стиль жизни меня сильно закалил: попробуйте в 16 лет выстоять длинную очередь на таможне зимой в Хабаровской области. Это не был полноценный бизнес, но именно тогда я научился делать деньги», — говорит Колодюк.

Когда дневать на таможнях начинающему предпринимателю надоело, Колодюк решил заняться «нечелночной» торговлей. Самостоятельно или в тандеме со случайными партнерами он продавал импортную обувь, шампанское, продукты питания. «Однако хотелось заниматься чем-то более стабильным, — вспоминает Колодюк. — Вместе с братом Андреем и другом Владимиром Добровольским мы основали компанию Unitrade. Арендовали комнатку на улице Лютеранская в Киеве и начали торговать импортной электроникой. Андрей тогда учился в США, присылал нам партии товара, а мы его реализовывали».

Американские компьютеры, телефоны и магнитофоны в Украине шли на ура. Первую партию — редких в то время фотоаппаратов Polaroid — мгновенно раскупили фотографы с Майдана. Следующая — 100 черных телефонов Panasonic (общей стоимостью около $5 тыс.) — разошлась за пару недель. Дела у компании шли неплохо, и в скором времени из комнатушки в центре города бизнесмены переехали в офис в Октябрьском дворце.

Рэкету Владимир Колодюк никогда не платил. Он вырос и жил на Оболони — одном из самых криминальных районов Киева в 1990-х. По словам источника в компании, Колодюк сотрудничал с местными вышибалами — поставлял им бронежилеты.

Развитию компании Владимира Колодюка поспособствовали зарубежные бизнес-контакты старшего брата, окончившего один из вузов США. Связи Андрея помогли компании остаться на плаву после кризиса 1998 года. В 1998-2001 гг. Unitrade заключила ряд соглашений с крупнейшими мировыми производителями электроники: Samsung, Siemens, Alcatel, Toshiba, Fujitsu и др. Одним из ключевых контрактов для предприятия стал договор со шведской компанией Nokia. Соглашение о сотрудничестве Unitrade и Nokia подписали как раз накануне августовского кризиса-1998.

Тогда же компания открыла первый магазин в центре Киева, который стоил партнерам всех их сбережений — около $100 тыс. «Проект был очень рискованным — компьютеры и прочая оргтехника в то время продавались исключительно в подвальных магазинчиках и салонах-офисах. Идея магазина, в котором продавали только технику, была необычной для украинского рынка, однако мы решили попробовать продавать ноутбуки с витрины. Клиенту это понравилось — он мог поближе рассмотреть товар, пощупать его. Обороты компании выросли в два раза. Позже, в 2000 году, мы взяли кредит и вложили немало денег в рекламу наших магазинов и бренда. Не прогадали — клиентов стало больше. Однако если бы тот проект по раскрутке бренда оказался неудачным, компания давно бы обанкротилась», — вспоминает Колодюк.

Человек риска

В 2001 году компания Колодюка пошла в регионы. До этого Unitrade работала с региональными операторами — поставляла технику оптом. Первый региональный магазин компании — торговая точка в Днепропетровске. На тот момент местный рынок электроники был одним из самых динамичных. Руководитель отдела регионального развития Unitrade был днепропетровцем, а потому мог безошибочно определить удачную дислокацию магазина. «Мы старались понять специфику регионов, не смотрели на провинцию свысока, учитывали особенности каждого города. Я ездил по городам, оценивал, как развивается ритейл в целом и рынок техники в частности», — вспоминает бизнесмен.

Успех компании Колодюк связывает с постоянным внедрением новых бизнес-технологий. «Нестандартные предложения — наш конек, — хвалится бизнесмен. — Новшества не всегда удавались, но часто они срабатывали, поскольку были интересны клиентам. Например, именно мы додумались продавать телефоны с подключением за 1 гривню. Так мы привлекли внимание к своим магазинам и получили солидные комиссионные от операторов». Впрочем, подобную схему продаж Колодюки явно позаимствовали у западных ритейлеров.

Другое ноу-хау Владимира Колодюка — создание сетей магазинов электроники, позиционированных на разные категории потребителей. Сеть City.com ориентирована на массового покупателя, Unitrade — на более обеспеченного и требовательного клиента, melofon — на молодежную аудиторию. «Цены, обслуживание, товар, качество, ассортимент, месторасположение у этих сетей разные. Диверсификация позволила нам захватить большую долю рынка. Пока такая бизнес-стратегия обходится довольно дорого, но лет через пять, когда конкуренты тоже решат диверсифицировать бизнес, у нас будет несколько брендов для разных аудиторий», — уверен предприниматель. По его словам, реальной конкуренции на розничном рынке IT-продукции пока нет. Но с появлением новых сильных игроков выживут далеко не все магазины. «Мы предполагаем, что способны противостоять наплыву конкурентов», — надеется Колодюк.

Компания братьев Колодюк пережила несколько структурных изменений. Владимир Колодюк считает, что нужно находиться в постоянном поиске оптимальной структуры для холдинга. В 2002 году была построена функциональная структура компании — созданы основные направления бизнеса. В 2004-м розничное, дистрибьюторское, оптовое и сервисное подразделения стали самостоятельными компаниями. Появились дистрибьюторская компания DirectLine, оптовая — Udicom и сервисная — Serviсe Master. Все эти компании и существующие торговые сети были объединены в группу, получившую название AVentures Group. По словам Колодюка, холдинг решили не называть Unitrade, чтобы «клиент не ассоциировал отдельную сеть магазинов со всем холдингом».

Представления о выгоде и перспективности рынков в компании часто меняются. В 2001 году топ-менджмент компании посчитал, что самый прибыльный бизнес — ритейл. Unitrade отказалась от сборки компьютеров и сосредоточилась на развитии розничного направления. В 2004 году компания занялась девелопментом коммерческой недвижимости, решив, что за этим направлением бизнеса большое будущее. Годом позже холдинг AVentures начал проект по созданию сети компьютерных клубов «Сектор». Первый клуб появился снова-таки в Днепропетровске. Тогда же компания открыла магазин «СамоБыт», специализирующийся исключительно на бытовой технике.

2006 год начался для холдинга с создания очередной узкопрофильной сети — специализированных салонов цифровой фототехники Megapixel. Сейчас проекты Megapixel и «Сектор» заморожены. Потраченные на них деньги Колодюк считает скорее инвестицией в будущее, нежели реальными потерями.

В середине 2007 года Колодюки учредили управляющую компанию AVentures Group BV (Голландия), зарегистрированную в Голландии. «Создание иностранных структур выгодно вдвойне, — признается Владимир Колодюк. — Холдинг готовится к IPO, а размещаться выгоднее на иностранной бирже. Кроме того, в Украине отсутствует адекватное налоговое законодательство о холдингах, поэтому многие компании давно вывели свои активы за рубеж».

На IPO компания AVentures планирует выходить в 2008-2009 году. Цель — получить инвестиции на развитие и привлечь финансовых партнеров. Кроме того, публичное размещение улучшит имидж компании, уверен Владимир Колодюк. Хотя, возможно, этих целей компания может достичь и другим способом: выпустит евробонды или проведет частное размещение. Что выгодней и куда идти дальше, Колодюк и Ко еще не решили.


Принадлежит

· Розничные сети: Unitrade, City.com, melofon, СамоБыт, Service Master, Megapixel

· B.zone (консалтинговая компания)

· «Сектор» (компьютерные клубы)

· TRE’n’D (девелопмент коммерческой недвижимости)

· AV Distribution (дистрибуция)


Как вести дела c Владимиром Колодюком

«Братья Колодюк — надежные партнеры. AVentures — одна из ключевых компаний украинского ритейла», — говорит директор по продажам представительства компании Asus в Украине Валерий Базиленко. «Будущее у компании, несомненно, есть. Только пока затрудняюсь сказать, какое конкретно», — осторожен в оценках региональный представитель компании Toshiba в Украине Александр Мельниченко.

По его словам, компания AVentures слишком часто и очень быстро меняется: «Сложно предугадать, какое направление бизнеса они станут развивать в ближайшее время, как это отразится на партнерах и клиентах, как строить работу с ними в будущем. Не уверен, что такие видоизменения экономически оправданы». В то же время Мельниченко отмечает, что с Владимиром Колодюком довольно легко работать и находить компромиссы. «Ему всегда можно позвонить и решить текущие проблемы. Он очень хорошо понимает бизнес, в котором работает, порядочен и всегда достигает поставленных целей», — резюмирует менеджер.


Карьера IT-ритейлера

1975 г. — родился в Киеве

1994 г. — стал президентом компании Unitrade

1996 г. — окончил Киевский экономический институт

1998 г. — открыл первый магазин в центре Киева

2001 г. — начал экспансию в регионы

2004 г. — после реструктуризации компании (розничное, дистрибьюторское, оптовое и сервисное подразделения выделил в самостоятельные бизнесы) создает холдинг AVentures Group

2004 г. — занялся девелопментом коммерческой недвижимости

2006 г. — создал сеть цифровой фототехники Megapixel. Проект заморожен


От редактора

В июне нынешнего года в рамках спецпроекта «Неизвестная Украина» Контракты начали знакомить читателей со второй лигой украинских капиталистов. Герои прежних и будущих публикаций — бизнесмены, сколотившие состояние на компаниях «новой экономики». Сфера интересов новоиспеченных миллионеров — строительство, пищепром, банковский сектор, IT.

Братья Владимир и Андрей Колодюк — яркие представители плеяды буржуа постперестроечной формации. Несмотря на молодость, 34-летний Владимир Колодюк — бизнесмен с большим опытом: собственное дело начал в 14 лет. Первые большие деньги предприниматели заработали на торговле импортными товарами: Владимир продавал на Крещатике мобильные телефоны и фотоаппараты, Андрей поставлял брату электронику из Америки.

В компании AVentures Group, крупнейшем украинском ритейлере электроники, братья делят сферы влияния: Андрей занимается политикой, лоббирует IT-интересы в высших эшелонах власти, ведет переговоры с западными партнерами; Владимир расширяет сети магазинов.

Как два бывших челночника построили бизнес стоимостью $350 млн, читайте в этом номере.

Елена ШКАРПОВА, редактор отдела «Деньги»


В предыдущих выпусках спецпроекта «Неизвестная Украина»:

О Василии Горбале читайте в Контрактах, № 27, Наталии Королевской — № 29, Александре Кардакове — № 31, Николае Толмачеве — № 35, Вадиме Грибе — № 36, Игоре Еремееве — № 37, Льве Парцхаладзе — № 39, Анатолие Гиршфельде — № 41, Юрие Косюке — № 43

Вы здесь:
вверх