логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Покушение на президента Владимир ЗОЛОТОРЕВ - «Контракты» №46 Ноябрь 2007г.

Затягивая процесс формирования коалиции, Виктор Ющенко де-факто расширяет свои полномочия


Формирование коалиции большинства до сих пор не завершено. Похоже, на этот раз основным тормозом данного процесса является президент. Виктор Ющенко оказался в весьма непростой ситуации. С одной стороны, Партия регионов, образующая сегодня Кабинет министров, заверяет его в полной лояльности, обещая чуть ли не навсегда забыть о НАТО и русском языке, лишь бы остаться у власти. С другой — похоже, что ни лично Виктора Андреевича, ни значительную часть НУ—НС не радуют перспективы второго пришествия Тимошенко на пост премьера.

При этом против нее выступают как представители бизнес-крыла партии, так и многие влиятельные и известные политики, такие как Ехануров, Яценюк, Гриценко. Некоторые будущие депутаты, включая Ивана Плюща, отказывались подписывать Соглашение о создании коалиции с БЮТ. Кроме того (и эта проблема действительно является объективной), оранжевая коалиция имеет только 228 штыков, то есть весьма непрочна.

Сделать так, «чтобы Юля не стала премьером», можно двумя способами, и оба они вредят президенту. Первый — заключить формальный брак с ПР и сформировать большинство с ней. Для НУ— НС, имеющей как для президентской партии весьма слабую электоральную поддержку, такой маневр равносилен гибели. Второй, к которому сейчас так или иначе приближается секретариат, — создать неопределенную ситуацию «размытого» большинства.

Этот вариант плох тем, что полностью перечеркивает весь пафос президента во время конфликта вокруг роспуска предыдущей Рады. Напомню, что пафос этот состоял в недовольстве искажением воли избирателей, которые проголосовали за одних, а получили совсем других. «Воля избирателей» состоит как минимум из трех неотделимых друг от друга позиций: чтобы в парламент попали те партии, за которые проголосовало достаточное количество избирателей, чтобы эти партии создали большинство и оппозицию, чтобы именно это большинство формировало Кабинет. Если вариант «размытого большинства» будет реализован, мы получим то же самое нарушение волеизъявления избирателей, которое де-факто будет организовано Секретариатом президента.

Правда, есть как минимум два «но», которые и подталкивают президента к реализации этого сценария. Первое — достаточно размытая ответственность. Виноватым окажется не только Ющенко. Второе — это бич украинской политики, где все откладывается «до выборов», а сами выборы видятся «последним и решительным боем». В общем-то все без исключения политические силы дают понять, что им и не очень-то хочется сегодня что-то предпринимать всерьез. Мол, скоро президентские выборы, тогда все и решится.

Реализовать сценарий «размытого большинства» можно несколькими способами. Озвучено пока два. Первый — непрохождение Тимошенко в премьеры. Кандидатура вносится, голосуется и не набирает большинства. Оранжевая коалиция опять начинает переговоры, НУ—НС требует другого кандидата в премьеры, БЮТ упирается, Янукович остается и. о. премьера.

Правительство путем отставок-назначений приводится в формат фактической коалиции НУ—НС и ПР. Все это может продолжаться довольно долго к общему удовольствию участников. Второй вариант — подписание очередного Универсала национального единства. Первый вариант достаточно честен и просто эксплуатирует недостатки политической машины (что в общем-то неизбежно и приемлемо). Второй — и есть то самое попирание воли избирателей, не говоря уже о нарушении Конституции.

Во всей этой истории самое интересное, что почему-то никто не интересуется мотивами президента и его Секретариата. Ведь по-хорошему (то есть согласно Конституции) Виктор Андреевич сейчас должен был просто ожидать решения депутатов и их предложений по коалиции и кандидатуре премьера. Вместо этого Секретариат ведет активнейшую политическую игру, постоянно звучат обвинения в закулисных переговорах, а кандидатура главы Секретариата Балоги фигурирует в кадровых раскладах в качестве одного из претендентов на премьерский пост.

Дело обстоит достаточно просто. Господин Ющенко и его Секретариат действуют в соответствии с логикой системы, в рамках которой находятся. Логика эта состоит в увеличении объема политической власти. Президенту (не Виктору Ющенко, а должности президента) сейчас совершенно невыгодна политическая определенность.

Существование четкой и недвусмысленной коалиции, формирование ею Кабинета и выполнение партнерами всех договоренностей, заключенных на этом этапе, делает президента попросту ненужным. Политреформа оставила этой должности достаточно короткую фазу, в которой она может влиять на ситуацию, — период формирования коалиции и Кабинета. После этой фазы президент уходит в тень, власть сосредотачивается в Кабинете министров.

Разумеется, логика должности требует, чтобы эта фаза продолжалась как можно дольше или вообще не заканчивалась. Кроме того, уже сегодня Виктор Андреевич де-факто пользуется правами, значительно превышающими его формальные полномочия. Взять хотя бы то же скандальное совещание в Кабмине, на котором Виктор Андреевич «ставил задачи» правительству, чего никак не мог делать, если бы придерживался конституционного порядка вещей.

И самое важное здесь, что неопределенная ситуация на самом деле не увеличивает полномочия и права президента. Она переносит их из плоскости формальной процедуры в плоскость личных договоренностей, то есть делает ситуативными. О таком счастье мечтает любой президент.

Вы здесь:
вверх