логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Партия регионов Елена КРИНИЦКАЯ - «Контракты» №46 Ноябрь 2007г.

Почему столичные сети осваивают регионы, а региональные — рвутся в Киев


Розничный товарооборот в Украине только за январь—сентябрь 2007 года вырос на 28% — всего за девять месяцев украинцы оставили в магазинах $23,67 млрд. От 25% до 40% этой суммы прошло через розничные продуктовые сети. Украинский ритейл развивается пропорционально росту доходов населения, констатируют экономисты. Оборот сетевой розницы ежегодно увеличивается на 20-30% — больше, чем в любой стране ЕС.

Самыми хлебными у продуктовых ритейлеров считаются столица и города-миллионники. Однако в последнее время сети наращивают обороты за счет провинции.

«Ступай смелее, провинциалка»

В 2003 году в Топ-5 украинских ритейлеров впервые вошла региональная сеть — днепропетровская «АТБ». В 2006-м по величине оборота днепропетровцы заняли четвертое место, по количеству магазинов — первое. Появление региональных сетей в числе лидеров (по итогам прошлого года в десятке крупнейших ритейлеров было пять регионалов) закономерно. Почти до 2005-го столичный и региональный рынки ритейла развивались изолированно друг от друга. Крупные ритейлеры активно осваивали Киев и города-миллионники. Регионалы строили магазины в городах с населением 500 тыс., 100 тыс. и даже 50 тыс. жителей. Пока столичные сети вели борьбу за лучшие места в Киеве, Харькове, Донецке или Одессе, на периферии без лишнего шума и конкуренции строили сети местные операторы.

По схожему сценарию развивался ритейл и в США. В 1960-е сеть Wal-Mart открыла первые магазины там, где не желали работать крупные ритейлеры, — в крохотном арканзасском городке с населением менее шести тысяч. Создатель Wal-Mart Сэм Уолтон строил свой бизнес в «малой Америке», в итоге создав самую успешную розничную сеть в мире с годовым оборотом около $350 млрд.

Составляющие успеха Уолтона — дешевая земля под супермаркеты, низкие арендные ставки и отсутствие конкурентов. Все эти преимущества в полной мере использовали и украинские регионалы. Именно эти факторы позволили им занять выгодные позиции и претендовать на лидерство в украинской рознице.

Wal-Mart не вышел

Уолтон спокойно развивал свой бизнес в маленьких городках почти четверть века — крупные сети стали конкурировать с основателем Wal-Mart в «его» городах только в 1980-х. В украинскую провинцию крупный ритейл пришел быстрее. Примерно в начале 2006 года спокойная жизнь сетей на периферии закончилась — столичные игроки начали осваивать регионы. Отчасти эта экспансия вынужденная — из-за отсутствия подходящих под магазины помещений и дороговизны торговой недвижимости в Киеве. Со временем поход в регионы превратился в соревнование собственников крупных сетей. По мнению Юрия Наврузова, управляющего партнера консалтинговой компании Netton CG, украинские ритейлеры устроили своеобразную гонку расширения своих сетей. «При этом рентабельность стоит не на первом месте, — отмечает Наврузов. — Главное для ритейлеров — открыть как можно больше магазинов».

Большинство локальных сетей прибыльнее всеукраинских. «Самыми высокорентабельными в этом бизнесе являются как раз маленькие локальные сети с 3-5 магазинами, — объясняет Наврузов, — они работают с прибылью 10-14%». Но если учитывать, что выручка такой сети едва ли превышает $100-200 тыс., чистая прибыль игрока невелика. По словам эксперта, рентабельность крупных украинских сетей не превышает 5-7%. Не так уж и мало — у Wal-Mart, например, доля прибыли в выручке составляет всего 3-4%. Правда, при обороте $340 млрд 3-4% приносят наследникам Сэма Уолтона $10-13 млрд ежегодно. Крупнейшие украинские сети зарабатывают $20-70 млн в год. И тут же тратят эти средства на строительство, аренду, реконструкцию или покупку новых магазинов. В 2006-м, по данным Украинской торговой гильдии, розничные сети увеличили количество магазинов на 28%, прогноз на 2007-й: +21%.

Расширяя сети, отечественные ритейлеры стремятся увеличить товарооборот: в этом низкорентабельном бизнесе получить большую прибыль можно только при огромных оборотах. Расширяясь, сети наращивают капитализацию в преддверии волны слияний и поглощений, которая неизбежно случится после насыщения рынка.

Товар лицом

Большинство ритейлеров, начинавших бизнес на периферии, обижаются, когда их называют региональными. Практически все участники большой десятки претендуют на статус национальных. Хотя по количеству областей, в которых присутствует сеть, на звание национального из всех регионалов может претендовать разве что днепропетровский АТБ-Маркет. Его магазины расположены в 13 областях, в основном на востоке, в центре и на юге Украины. Причем по количеству торговых точек (201) АТБ является бесспорным лидером среди продуктовых сетей Украины. Впрочем, практически все магазины днепропетровцев работают в формате дискаунтера — со средним чеком примерно $4. В супер- и тем более гипермаркетах покупатели оставляют намного больше: средний чек в магазинах этих форматов — $10 и $20 соответственно.

В восточной части Украины заправляет еще одна крупная региональная сеть — «Амстор». Первый супермаркет компании открылся только в 2003 году, но сегодня Амстор — один из самых успешных продуктовых ритейлеров Украины с годовым оборотом почти $200 млн. Сеть работает всего в семи городах, из которых только два — областные центры.

На юге самый успешный оператор — одесская Таврия-В. Сеть с оборотом $125 млн в год насчитывает 18 магазинов, 16 из которых расположены в Одесской области, по одному — в Харькове и Николаеве.

Западные области активно осваивает луцкая Корпорация «ПАККО» (ТМ «Вопак», «ПАККО») и львовская Торговая компания «Интермаркет» (ТМ «Арсен», «Барвинок», «Интермаркет»). Недавно ПАККО начала довольно успешную экспансию на север страны — в июле компания приобрела в Харькове 23 магазина местной сети «Пятый элемент».

Кто кого

«Нам приходится вести конкурентную борьбу с крупными национальными операторами, которые уже успели открыть по одному-два магазина в каждом более-менее крупном городе», — говорит Олег Крыжанивский, вице-президент по развитию ПАККО.

На самом деле приход столичных сетей в регионы пока повлиял только на рынок торговой недвижимости: за два года цены на землю и арендные ставки на помещения, пригодные для открытия магазина, увеличились примерно в 3-4 раза и продолжают расти. Идет борьба за места для торговых объектов. Например, в Луцке Fozzy group купила для своего супермаркета «Сiльпо» магазин, который арендовал «Вопак», — последнему пришлось покинуть помещение.

Прямой конкуренции локальные сети пока не ощущают. Александр Заремба, генеральный директор ООО «ТК «Интермаркет» говорит, что рынок сетевой розницы не насыщен и на 50%. Гендиректор АТБ Борис Марков оценивает долю продуктового ритейла примерно в 30% рынка.

Настоящая борьба за потребителя начнется в 2008-2009 годах. Причем местным игрокам не приходится рассчитывать на лояльность «своих» клиентов. По словам Крыжанивского, покупателей мало интересует происхождение сети: «Для него главное, чтобы магазин находился в удобном месте, в нем был необходимый ассортимент и низкие цены».

По мнению Наврузова, с ужесточением конкуренции локальным операторам неизбежно придется подтянуть качество обслуживания, которое, по его наблюдениям, лучше у крупных ритейлеров.

Консолидация откладывается

На рынке Украины работает около 50 продуктовых ритейлеров, суммарный годовой оборот которых, по разным оценкам, превышает $6 млрд. Более половины этой суммы приходится на компании из Топ-10: большая десятка за год продает товара более чем на $3,8 млрд.

По мнению Юрия Наврузова, в 2008-2010 годах первая десятка вряд ли превратится в пятерку или тройку за счет консолидации отрасли. Инвестаналитики считают, что стоимость украинских сетей завышена минимум вдвое. К тому же среди крупных ритейлеров нет ни одного, чьи финансовые возможности позволяли бы купить бизнес прямых конкурентов. Консолидация ритейла может происходить только за счет поглощения мелких операторов.

Расстановку сил может изменить приход международных сетей, которые в состоянии купить любого из украинских ритейлеров. Наврузов считает, что такую стратегию может избрать немецкая Metro Group AG, анонсировавшая в этом году выход на украинский рынок своей розничной сети Real: «Объектами поглощения могли бы стать АТБ, работающая на востоке и в центральном регионе страны, и «Вопак» — на западе. В результате Real получил бы сеть национального масштаба».


Гастроном олигарха

Сети продуктовых магазинов намерены строить украинские олигархи. Самый богатый украинец Ринат Ахметов готов вложить в сеть «Брусниця» (400 магазинов) около $200 млн, а совладелец Запорожстали Эдуард Шифрин собирается потратить на открытие 1,5 тыс. дискаунтеров около $1 млрд.


ЭКСПЕРТиза

Олег КРЫЖАНИВСКИЙ, вице-президент по развитию ООО «Корпорация «ПАККО»

Какая доля розничного товарооборота приходится на сетевых операторов в западных областях?

— В нашем регионе — около 40%. По данным Украинской торговой гильдии, например в Луцке, в 2006-м на 1 тыс. жителей приходилось 115 кв. м торговых площадей — столько же, как в Киеве. Столица развивается быстрее, по моим оценкам, сетевая розница в Киеве занимает уже 50%. Думаю, что в нашем регионе доля сетевой розницы в ближайшие несколько лет вырастет до 55-60%.

Конкуренция ужесточается?

— Сети конкурируют уже в масштабах городских районов. Раньше супермаркеты разных сетей находились на расстоянии километров друг от друга, поэтому напрямую не конкурировали. Сейчас сетевые магазины открываются практически через дорогу. Во всех населенных пунктах с населением более 20 тыс. человек есть как минимум один супермаркет. Правда, покупательская способность там гораздо ниже, чем, скажем, в областных центрах — как правило, в таких городках работают мелкие местные сети с небольшими торговыми объектами.

С какими сетями сложнее конкурировать?

— Мы не конкурируем с кем-то конкретно, скорее, конкурируют магазины, расположенные близко друг к другу. На мой взгляд, успех не зависит от понятия «свой-чужой», масштаба сети, ее торговой политики и т. д. 70% успеха зависит от места локализации конкретного объекта и только 30% — от технологий, цен, торговой политики сети. Покупателей не интересует, откуда родом сеть — если они видят, что у крупного ритейлера цены ниже, чем у локального, пойдут к нему.

В каких регионах планируете строить магазины?

— Мы планируем усилить концентрацию там, где уже присутствуем, и выйти в новые регионы. Сейчас работает 52 магазина «ПАККО» и «Вопак», до конца года проведем ребрендинг в Харькове и откроем еще несколько магазинов — к началу 2008 года у нас будет около 70 супермаркетов. В планах на 2008-й строительство еще примерно 50 объектов. От 5 до 10 магазинов думаем открыть в столице. Конечно, хотелось бы построить их с нуля, но мы понимаем, насколько сложно сейчас найти землю в Киеве. Более реальные варианты — покупка готовых объектов или аренда.

Сколько нужно денег, чтобы с нуля построить новый магазин?

— Коробка без оборудования обойдется в $750-800 за кв. м, оборудование будет стоить еще около $500-600/кв. м.

За счет каких средств расширяется сеть? Не планируете ли выход на IPO?

— Сейчас мы работаем за счет своих ресурсов и банковских кредитов. IPO мы рассматриваем как один из вариантов привлечения инвестиций, но только как один из вариантов, а не единственный.

Борис МАРКОВ, генеральный директор корпорации ООО «АТБ-маркет»

В каком регионе наиболее сильна конкуренция среди торговых сетей?

— Брендированная розница больше всего представлена в Киеве, Днепропетровске и Харькове. Но на долю сетевой продуктовой розницы, по нашим данным, приходится всего 30% оборота рынка продовольствия, поэтому пока рано говорить о насыщении сетевыми форматами любого регионального рынка.

На востоке Украины, где сконцентрирована основная масса магазинов «АТБ», достаточно широко представлены и другие сети — теснят ли вас конкуренты?

— Дислокация магазинов нашей сети в Днепропетровской области практически идеальна. Вряд ли конкуренты, стартовав у нас всего год-два назад, сумеют добиться результатов, хотя бы похожих на наши, ведь мы работаем на востоке с 1993 года. Кроме того, наше преимущество — в дисконтной ценовой политике: наши цены ниже, чем у конкурентов.

Вы строите магазины или арендуете торговые площади?

— Строительство торговых объектов — наша стратегия. Если компания пришла на рынок всерьез и надолго, без собственной недвижимости ей не обойтись. Ни один иностранный розничный оператор, к примеру, не работает в Украине на арендованных площадях. Сегодня у нас в работе более сотни земельных участков по всей стране, пригодных для возведения новых торговых объектов.

Во сколько обходится строительство одного «АТБ-Маркета»?

— Называть точную сумму — все равно что говорить о средней температуре по больнице, все зависит от конкретного случая. Если грубо обобщить, на строительство 1 кв. м торговой точки нужно $500-700. Более-менее стабильную цену имеет торговое оборудование: в среднем оснащение 1 тыс. кв. м всем необходимым стоит примерно $200 тыс.

Где сеть будет строить магазины в следующем году: на востоке, в столице или на западе?

— В Киеве уже открыто восемь магазинов «АТБ». Но столичный рынок нельзя назвать простым для развития дискаунтеров — киевляне требовательнее клиентов дисконтных магазинов из других регионов. В ближайшее время мы намерены изменить стратегию развития в Киеве.

Несколько месяцев назад мы приняли решение начать активное освоение западных регионов. В 2008 году планируем потратить на это $50 млн. Эти средства пойдут на приобретение земельных участков от 10-15 соток и строительство отдельно стоящих магазинов.

Если говорить об Украине в целом, привлекательными для развития мы считаем города с населением от 25 тыс. жителей.

Александр ЗАРЕМБА, генеральный директор ООО «Торговая компания «Интермаркет» (сети «Арсений», «Барвинок» и «Интермаркет Cash & Carry»)

На западе Украины уже ощутимо давление крупных ритейлеров?

— В регион заходят столичные операторы, однако у нас есть существенные преимущества. Например, владеем земельными участками в наиболее перспективных районах — там уже размещены наши торговые объекты или ведется строительство. Кроме того, Интермаркет работает в двух форматах: магазин возле дома и супермаркет, таким образом удовлетворяя потребности разных категорий покупателей. Нами также начато строительство гипермаркетов и торгово-развлекательных центров.

Ваша компания приобрела участок в Киеве, какого формата будет торговый объект в столице?

— Торгово-развлекательный центр. Площадь — 120 тыс. кв. м, из которых 50 тыс. кв. м будет сдаваться в аренду. Якорным в ТРЦ будет наш гипермаркет «Арсений» площадью 10 тыс. кв. м.

Сколько стоит открытие одного гипермаркета?

— Оператор гипермаркета площадью около 8 тыс. кв. м вложит в ремонт и оборудование приблизительно $5 млн. Если оператор сам выступает девелопером, гипермаркет обойдется примерно в $700 за кв. м, с оборудованием выходит около $11 млн.

Самостоятельное строительство — стратегия Интермаркета?

— Это важная часть стратегии развития, поскольку на рынке отсутствует предложение аренды торговых площадей. Не имея возможности воспользоваться существующими площадями для покупки или аренды, компания вынуждена самостоятельно заниматься девелопментом.

Какого формата, в каких регионах и за какие средства планируете открывать новые магазины?

— Мы и в дальнейшем планируем развивать сеть супермаркетов и гипермаркетов «Арсений», а также ТРЦ. Сейчас работаем над 30 проектами. Национальные торговые сети развиваются за счет регионов, поскольку в Киеве существует дефицит торговых площадей и усиленная конкуренция между имеющимися игроками. Основные направления развития — города-миллионники, областные центры, несколько городов с населением от 500 тыс. человек.

Регионы для нашей компании — не менее привлекательный рынок, чем столичный. Анализируем все предложения относительно строительства или аренды новых объектов во всех городах Украины. В планах Интермаркета привлечение акционерного капитала путем проведения IPO, а также эмиссия еврооблигаций и кредитных нот.

Вы здесь:
вверх