логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кризис роста Елена КРИНИЦКАЯ - «Контракты» №46 Ноябрь 2007г.

Стремление украинских ритейлеров любой ценой расширить сеть может привести отрасль к кризису, утверждает Юрий Наврузов, управляющий партнер консалтинговой компании Netton CG


Кто из столичных ритейлеров самый активный в освоении регионов?

— Корпорация Fozzy Group — у сетей «Сiльпо» и «Фора» две трети магазинов в регионах, и Фуршет, у которого 80% магазинов сети, — региональные.

Каким областям отдают предпочтение ритейлеры из первой десятки?

— Географические предпочтения сетей явно не выражены. Выход в определенный регион определяется не его расположением, а возможностью получить пригодное для магазина помещение или участок. Впрочем, существует нижняя граница — города с населением до 50 тыс. чел. для крупных ритейлеров непривлекательны. По статистике, населенных пунктов, в которых строят магазины крупные операторы, насчитывается около 400, следовательно, это и есть перспективный рынок для экспансии сетей в регионы.

С точки зрения платежеспособного спроса и отсутствия конкуренции выгоднее работать на Юго-Востоке, чем в Центральной или Западной Украине. Но, повторюсь, на это мало кто обращает внимание.

Чем вызвано усиление темпов региональной экспансии практически всех ритейлеров в 2006-2007 годах?

— Существует две причины. Первая — явный рост благосостояния населения, который в свою очередь рождает платежеспособный спрос. Вторая — из области психологии собственников. Иногда кажется, что они устроили своеобразное соревнование по интенсивному развитию, я даже сказал бы, раздуванию собственных сетей. Очень часто в ущерб экономическим показателям крупные ритейлеры наращивают присутствие в любом месте, где только можно «выхватить» еще одну торговую точку.

Впрочем, эта гонка — один из важных моментов в стратегии привлечения к сети внимания потенциальных инвесторов. Этим объясняется желание киевских сетей уйти в регионы и стремление региональных ритейлеров освоить как можно больше областей и постараться зайти в Киев.

Топ-10 украинского ритейла.
Увеличить схему
Насколько успешно столичные сети конкурируют с региональными?

— Пока конкуренция региональных и «пришлых» ритейлеров проявляется в основном в двух плоскостях. Первая — этап получения в аренду помещения или землеотвод. Вторая — качество обслуживания покупателей. Как правило, столичные сети демонстрируют более высокие стандарты обслуживания, чем и переигрывают многих локальных игроков.

Схема работы региональных сетей с поставщиками чем-то отличается от столичной: они берут плату за полки, ретробонус и т. п.?

— Отличий нет — опыт быстро передается и воспринимается всеми ритейлерами. В основе всех дополнительных сборов — стремление сетевиков повысить рентабельность, которая сегодня невелика — 5-7%.

Приведу в пример российскую сеть магазинов «Перекресток». Там на платной основе размещается около 10% ассортимента. Ассортимент усредненного Перекрестка — около 20 тыс. наименований. При средней цене размещения $3 тыс. за SKU (stock keeping unit, в данном случае — товарная позиция. — Прим. Контрактов) в год плата за размещение 10% ассортиментных единиц дает $6 млн. Между прочим, вся чистая прибыль сети «Перекресток» в 2005 г. составила $29 млн (при выручке примерно $1,2 млрд. — Прим. Контрактов) — на этом фоне сложно отказаться от дополнительных $6 млн.

В украинских супермаркетах независимо от того, принадлежат они региональной сети или столичной, за каждую позицию просят от $300 до $3 тыс. в год. Владельцы гипермаркетов берут дороже — $5-7 тыс. за SKU ежегодно.

Так называемый ретробонус (процент с продаж), выплачиваемый поставщиком магазину, составляет в среднем 4-5%.

По какому сценарию будет развиваться розничный рынок в Украине?

— Экономической основой развития продуктовой розницы является рост благосостояния населения. Если говорить о взвешенном прогнозе темпов роста рынка, они не будут превосходить темпа прироста денежных доходов украинцев, т. е. с учетом инфляции — 20-30% в год.

Можно предположить успешное развитие наиболее активных игроков, например, Амстора или АТБ-Маркета. За счет расширения они могут рассчитывать на 50-60% роста оборотов. Хотя прибыльность на этом этапе будет небольшой.

Основными трендами развития будут: рост сетей посредством увеличения количества магазинов (преимущественно за счет поглощений); диверсификация торговых форматов; развитие ритейл-операторами собственных девелоперских проектов.

Как отразится на региональных ритейлерах экспансия в Украину иностранных сетей?

— В начале 2007 года METRO официально объявила о создании в Украине сети продуктовых гипермаркетов Real — подразделения METRO Group. По данным компании «METRO Cash & Carry Украина», сеть Real в Украине будет развиваться самостоятельно. Real как раз и является региональным форматом крупнейшей немецкой сети МЕТRО. Активность Real в регионах может быть угрожающей для многих, если не для всех региональных операторов. Но в целом крупные международные игроки ждут потрясений на украинском рынке ритейла — это даст им возможность дешево скупить наиболее привлекательные для них сети.

Что имеется в виду под «потрясениями»?

— Кризис развития рынка, который грозит практически всем игрокам. Восстановительный этап роста экономики Украины в целом и розничного рынка в частности заканчивается. Соответственно, к моменту окончания этой фазы успешность и конкурентоспособность сетей будут определяться не темпами открытия новых магазинов, а рентабельностью каждой отдельной торговой точки и способностью управляющей компании получить экономию на масштабах. Пока никто к этому не готовится. В то время как международные игроки этот факт держат в уме. Показателен пример французского оператора Auchan, который выбрал партнерство с компанией «Фуршет». Фуршет далеко не самый крупный оператор, но он — один из самых организованных розничных продавцов.

Вы здесь:
вверх