логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Залежалый товар Елена СТРУК - «Контракты» №9 Март 2007г.

Почему украинскому бизнесу стоит поспешить с выходом на иностранные фондовые биржи


Акции российских компаний надоели западным инвесторам. Взять, к примеру, результаты выхода на Лондонскую биржу IT-концерна «Ситроникс» (в состав которого, кстати, входит украинская Квазар-Микро). Депозитарные расписки концерна были проданы по минимальной стоимости — $12 за штуку. Изначально организаторы IPO рассчитывали получить $12-15 за бумагу. В ходе IPO компания привлекла $352,6 млн. Рыночная стоимость концерна после размещения составила около $2,3 млрд, что очень мало для компании с годовым оборотом в $1,4 млрд. На мировом рынке отношение капитализации IT-компаний к годовой выручке зашкаливает за 10.

Вину за скромную оценку актива менеджеры Ситроникс возлагают на конкурентов — американские корпорации Motorola и Alcatel-Lucent. Чистая прибыль Motorola в прошлом году снизилась на 20%, а Alcatel-Lucent — втрое. Финансовые показатели этих компаний якобы не понравились инвесторам, охладевшим к сектору в целом.

Но Ситроникс не единственная российская компания, бумаги которой на международной площадке проданы без высокой премии. Например, стабильно растущей металлургической группе «Северсталь» в конце прошлого года удалось продать на бирже лишь 9,1% своих активов, выручив по $12,50 за GDR (глобальную депозитарную расписку). При том, что компания рассчитывала продать 12% акций по $13,5 за одну расписку.

Чем больше компаний из России выходит на IPO, тем разборчивее становится инвестор, пресыщенный российскими бумагами. Прошли времена, когда акции made in Russia сметались без разбора (например, спрос на акции газодобывающей компании «Новатэк», вышедшей на биржу в 2005 году, превысил предложение в 13 раз). Пыл инвесторов остудили неудачи россиян. К примеру, цена бумаг производителя шин Amtel Vredestein, разместившего на LSE в ноябре 2005 года около 27% акций и выручившего $150 млн, спустя две недели после размещения, упала на 13,2%. В прошлом году в восьми случаях из шестнадцати котировки акций российских компаний снижались уже через месяц после проведения IPO.

Но украинским компаниям, запланировавшим выйти на биржу, не стоит беспокоиться. Украина в глазах зарубежных биржевиков уже давно не Россия: если бюджеты инвестфондов на покупку российских акций практически израсходованы, то лимиты, установленные на скупку бумаг украинских компаний, далеко не исчерпаны. На IPO за рубежом пока вышли только четыре отечественных компании. То есть и Интерпайп, и Стирол, и Метинвест имеют все шансы вызвать ажиотаж на западных фондовых биржах. Главное — не тянуть с IPO: инвестиционные сливки снимут компании, успеющие провести первичное размещение уже в этом году.


Вообще говоря, это очень хорошие бумаги, — нерешительно произнес Каупервуд-старший при виде акций. — Вернее, они были бы хороши во всякое другое время.

Теодор Драйзер, «Финансист»

Вы здесь:
вверх