логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Инвестиционный рывок МТС Леонид ФЕДОРОВ - «Контракты» №9 Март 2007г.

Украинский рынок мобильной связи преодолел 50-миллионный рубеж, несмотря на предсказания аналитиков четырехлетней давности о том, что численность абонентов в стране не превысит 10 миллионов


Преодолеть стагнацию рынка помогли инвестиции, сделанные международной компанией «Мобильные Телесистемы» в одного из ведущих украинских операторов связи UMC. Этот пример показывает, что привлечение стратегического инвестора может быть оправданным перед выводом компании на публичное размещение акций (IPO).

Инвестор

Компания «Мобильные Телесистемы» (МТС) основана в 1993 году несколькими международными компаниями. В 1996-1998 годах немецкие активы были консолидированы в Deutsche Telekom, а российские — в АФК «Система».

Изначально МТС задумывалась как лидер сотовой связи. В отличие от конкурентов, работавших тогда в устаревших стандартах NMT-450 и DAMPS, МТС получила лицензию на предоставление услуг мобильной связи в стандарте GSM — самом современном на тот момент и самом популярном в мире сегодня. Главным для МТС стало построение качественной сети, тогда как конкуренты делали акцент на привлечение абонентов. Ставка на более совершенный стандарт GSM помогла компании. В 1998 году «ВымпелКом» ведущий в то время оператор только начал переходить на GSM. Пока он разворачивал свою сеть, МТС собрала в своей сети наиболее обеспеченных бизнес-абонентов. По финансовым показателям 1998 года МТС стала безусловным лидером.

В 2000 году компания провела публичное первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. IPO было удачным и своевременным, несмотря на негативные прогнозы аналитиков. Спустя несколько месяцев глубокий кризис охватил телекоммуникационную отрасль. Полученные средства МТС направила на укрепление позиций в Москве и региональную экспансию путем приобретения небольших операторов. Затем руководство компании задумалось о выходе на зарубежные рынки, в том числе и украинский — наиболее перспективный в СНГ после российского.

В шаге от стагнации

Пионером украинского рынка мобильной связи является UMC, созданная в 1992 году (учредителями стали Укртелеком, датская TDC Tele Danmark, голландская Royal KPN N.V. и немецкая Deutsche Telekom). В 1993 году UMC построила сеть мобильной связи, а в 1995 году стало очевидным, что растущее количество абонентов вскоре превысит возможности стандарта NMT. В 1997 году UMC и Киевстар практически одновременно ввели GSM-сети.

В начале 2001 года численность абонентов мобильной связи в стране превысила 1 миллион, из которых более половины обслуживала UMC. В связи с высокой динамикой роста абонентской базы UMC начала внедрять стандарт GSM-1800. Его емкость существенно выше и требует огромных инвестиций, которых у компании нет. На фоне кризиса, затронувшего мировую телекоммуникационную отрасль, иностранные акционеры не могут инвестировать в украинскую «дочку». UMC начинает придерживать продажи стартовых пакетов, чтобы новые абоненты не перегружали сеть. В результате этого по итогам 2001 года основной конкурент — Киевстар — обогнал UMC по численности абонентов.

Акционеры UMC принимают решение о продаже компании. Сделка состоялась в 2003 году, с этого момента UMC становится дочерней компанией МТС со 100% пакетом акций и получает легкий доступ к огромным финансовым ресурсам холдинга «Система», владеющего контрольным пакетом акций МТС.

Рывок

Уже в 2003 году МТС инвестирует в украинского оператора $200 млн. Благодаря этому компания активизирует строительство сети мобильной связи, расширяет спектр услуг, внедряя GPRS, предлагает свои услуги в новых сегментах, до этого не охваченных мобильной связью (молодежный бренд JEANS), получает новые лицензии (на местную телефонию, а позднее — на международную связь). По итогам 2003 года количество абонентов UMC увеличилось в два раза.

Инвестиции МТС (в 2004 году — более $270 млн, в 2005 году — более $500 млн, данных по итогам 2006 года пока нет) и вызванная этим активизация UMC привели к росту конкуренции на рынке мобильной связи и ускорили его развитие. В конце 2002 года эксперты рынка отмечали снижение темпов прироста абонентской базы: прогнозировалось насыщение рынка к 2006 году, когда численность абонентов составит 10 млн человек. Десятимиллионный рубеж рынок преодолел в 2004 году и на этом не остановился: в 2006 году операторы подключили к своим сетям более 19 млн абонентов.

Таким образом, приход стратегического инвестора позволил не только развиваться UMC, но и вывел украинский рынок мобильной связи на качественно новый уровень.

Вы здесь:
вверх