логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мартовский бюджет Анна САЙЧЕНКО - «Контракты» №1-2 Январь 2008г.

Президентские перспективы Тимошенко зависят от результатов приватизации в 2008 году объектов госсобственности — Укртелекома, Одесского припортового завода и, возможно, Лугансктепловоза


Минфин челом бьет. Фото УНИАН.
Госбюджет-2008, принятый парламентом и подписанный президентом 28 декабря 2007 г., качественно отличается от предыдущих. Во-первых, документ не предполагает существенной коррекции налогового законодательства. Во-вторых, в смете расходов впервые предусмотрено 20 млрд грн на возврат сбережений вкладчикам Сбербанка СССР. В-третьих, о несостоятельности госбюджета-2008 и спикер Арсений Яценюк, и премьер Юлия Тимошенко, и министр финансов Виктор Пинзеник объявили еще до того, как этот документ был принят. Тогда же, в декабре прошлого года, определили и время принятия нового госбюджета — март 2008 года.

Виновником продолжения бюджетного торжества был объявлен экс-министр финансов Николай Янович Азаров, рассчитавший расходы государства, исходя из цены на газ в $160 за тыс. кубометров на российско-украинской границе (напомним, что цена выросла до $179,5/куб. м).

Политическая подоплека принятия госбюджета очевидна: ВР, правительство Тимошенко и президент продемонстрировали готовность к совместной конструктивной работе. А вот экономическая логика в документе, сверстанном Кабмином Виктора Януковича в канун парламентских выборов, отсутствует. Есть лишь набор популистских обещаний, слабо привязанных к возможностям реального сектора.

К примеру, 6 млрд из 20 млрд грн вкладчикам Сбербанка СССР обещают вернуть наличными (прогноз инфляции на уровне 9,6% по итогам 2008 года, заложенный в госбюджет, в этом случае, мягко говоря, оптимистичен). Еще 2 млрд грн — посредством погашения просроченных долгов за коммунальные услуги, а 12 млрд грн — в счет текущих платежей (эти мероприятия не просто стимулируют инфляцию, но еще и идут вразрез с планами Кабмина оздоровить НАК «Нефтегаз Украины»).

Перед Минфином, разрабатывающим изменения к закону о госбюджете-2008, поставлена невыполнимая задача — сохранить социальные программы и предотвратить рост цен, от разрешения которой напрямую зависит электоральный рейтинг Юлии Тимошенко на президентских выборах-2009. Характерно, что в нынешнем варианте госбюджета Кабмин намерен покрывать дефицит, установленный в размере 18,5 млрд грн, за счет поступлений от приватизации (8,6 млрд грн) и заимствований (внешние — 7,8 млрд грн, внутренние — 8,1 млрд грн).

Очевидно, что к марту источники покрытия дефицита не изменятся, а социальный размах правительства в 2008-м будет напрямую зависеть от эффективности реализации объектов госсобственности — Укртелекома, Одесского припортового завода и, возможно, Лугансктепловоза (в случае его реприватизации). Полный перечень лотов обещают огласить после назначения нового председателя Фонда госимущества.

Возможный срыв приватизации в 2008-м (в прошлом году из запланированных 10,6 млрд грн поступлений выручили немногим более 2,4 млрд), по словам директора Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, может либо спровоцировать громкую отставку правительства Тимошенко, либо заставить его лезть в долговую яму. По данным НБУ, прямой и гарантированный долг Украины составляет $17,7 млрд, в том числе $10,6 млрд — внешние заимствования.


Макропоказатели госбюджета-2008

Прирост реального ВВП (до 889,4 млрд грн) - 6,8%

Инфляция - 9,6%

Курс гривни - 4,95-5,25 UAH/USD

Доходы - 215,36 млрд грн

Расходы - 235,43 млрд грн


Налогоплательщики должны, млрд грн

Выборочные статьи доходов госбюджетов

Налог на прибыль предприятий

2007 г. - 28,64

2008 г. - 42,28

НДС

2007 г. - 65,12

2008 г. - 86,07

Акцизный сбор на произведенные в Украине товары

2007 г. - 8,99

2008 г. - 11,13

Пошлины на экспорт

2007 г. - 8,06

2008 г. - 12,09

Пошлины на импорт

2007 г. - 0,29

2008 г. - 0,36

Вы здесь:
вверх