логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сто дней без приказа Подготовила Анна САЙЧЕНКО - «Контракты» №13 Март 2008г.

Первую стодневку правительство Юлии Тимошенко прошло на три с плюсом


 

Подведя итоги первых ста дней работы Кабмина, экспертный совет Контрактов оценил деятельность его экономического блока, ГНАУ, ФГИУ и Гостаможслужбы по пятибалльной шкале и следующим критериям:

системность — соответствие решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;

прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;

полезность — экономическая целесообразность решений, КПД для бизнеса и государства;

актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов;

рыночность — уровень либеральности решений, готовность к дерегуляции рынка.

 

 

Дмитрий БОЯРЧУК,
исполнительный директор центра «CASE-Украина»


— Первые сто дней Минфин под руководством Виктора Пинзеника работал, перевыполняя план бюджетных поступлений: в январе-феврале профицит консолидированного бюджета составил 150 млн грн, а доходы общего фонда — 25,4 млрд грн — на 8% больше, чем рассчитывали. Отчасти такое перевыполнение плана было связано с ростом цен на услуги и товары: в январе инфляция составила 2,9%, в феврале — 2,7%. Тем не менее, готовя изменения к закону о госбюджете-2008, Минфин не стал корректировать годовой прогноз инфляции (прогнозируют прирост цен на уровне 9,6%), чтобы облегчить себе выполнение доходной части и не индексировать социальные расходы. Виктор Михайлович, как всегда, ориентирован на ликвидацию фискальных льгот и выступает за усложнение упрощенной системы налогообложения, однако вряд ли на это кто-то решится в канун президентских выборов, когда работа Кабмина подчинена политической, а не экономической логике.

 

 

Игорь БУРАКОВСКИЙ,
директор Института политических исследований и экономических консультаций


— Минэкономики, к сожалению, так и не стало стратегическим штабом по разработке программы экономических реформ. Пакет антиинфляционных мер (предполагающий среди прочего административное влияние на ценообразование и координацию действий Кабмина и НБУ), подготовленный специалистами министерства, вряд ли можно назвать серьезным достижением. Если инфляцию удастся удержать на уровне 12% по итогам года (официальный прогноз — 9,6%), то это будет отличный результат. В январе Минэкономики оказалось в эпицентре скандала — стало известно, что для принятия Украины в ВТО нужно легализовать импорт в нашу страну геномодифицированной продукции. Однако, на мой взгляд, дискуссия по этому поводу — это отголосок конкуренции между производителями мяса. На самом деле до сих пор нет объективных исследований о пользе или вреде мяса, обработанного гормонами.

 

 

Михаил ГОНЧАР,
директор энергетических программ центра «НОМОС»


— Первые сто дней работы Кабмина, когда шли бои и заключались перемирия с Газпромом, чиновники Минтопэнерго просидели в окопах, выполняя второстепенные функции. Нужно сказать, что на российском фронте правительство добилось определенных успехов, однако следует понимать, что выигранная битва отнюдь не означает победы в войне. Лоббисты РосУкрЭнерго в Украине сделают все возможное, чтобы система перекачивания денег со счетов НАК продолжала функционировать. А потому вполне логично выглядит желание Тимошенко предотвратить экспансию Газпрома на украинский рынок, ограничив поставки газа промпотребителям через дочку российского монополиста объемом до 7,5 млрд кубометров ежегодно. По похожим правилам Газпром вынужден работать, к примеру, на немецком рынке. В кулуарах Минтопэнерго продолжаются разговоры о возможности приватизации НАК «Нефтегаз Украины», поскольку вывести компанию из кризиса за три месяца не удалось.

 


 

Леонид РУБАНЕНКО,
президент Союза налоговых консультантов


— На протяжении ста дней новое руководство ГНАУ неоднократно обещало сократить число налоговых проверок и выработать новые подходы к их организации, однако воз и ныне там. Ударом по производителям, импортирующим основные фонды, стала отмена вексельной схемы оплаты НДС. И хотя идея эта принадлежала не налоговикам, а руководству Гостаможслужбы, именно в подразделения ГНАУ выстроились очереди за возмещением НДС (преимущественно из представителей предприятий, работающих на оборудовании с использованием импортных комплектующих). Размеры откатов за возмещение в регионах выросли с 10% до 25% от искомой суммы. В апреле задолженность государства по возмещению НДС, составляющая сейчас 2,8-2,9 млрд грн, несомненно, начнет расти.

 


 

Александр РЯБЧЕНКО,
директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций


— Фонд госимущества под руководством г-жи Семенюк работает стабильно — Кабмин, как и раньше, ожидает существенных поступлений в госбюджет от приватизации, а Валентина Петровна в свою очередь ориентирована на развитие системы учета и контроля над использованием госсобственности. За два месяца текущего года ФГИУ выполнил годовой план поступлений в госбюджет от приватизации всего на 2,2%. В этом году руководство Фонда планирует продать 400 предприятий, однако вряд ли эти амбициозные планы будут реализованы. К примеру, условия приватизации Укртелекома вроде бы выписали, но Фонд так и не объяснил потенциальным инвесторам, с какой целью государство оставляет у себя блокирующий пакет акций предприятия. В 2007 году аналогичная ситуация привела к срыву приватизации этого объекта.

 

 

Николай МИРОНЕНКО,
директор Ассоциации таможенных брокеров


— В январе-феврале Гостаможслужба перечислила в госбюджет около 12 млрд грн — вдвое больше, чем за аналогичный период минувшего года. Во-первых, это достижение напрямую связано с запретом использования вексельной формы расчета при ввозе товаров на территорию Украины, а во-вторых — с тем, что таможенники в последние сто дней, скажем так, ужесточили работу относительно повышения стоимости импортируемых товаров. При таможенном оформлении грузов стали чаще прибегать к услугам специалистов сторонних структур, к примеру, СЭС, которые часто оказываются несведущими и усложняют процесс прохождения таможни. Также Гостаможслужба разработала проект Закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины», некоторые статьи которого вызывают беспокойство у субъектов ВЭД. Было бы неплохо, если бы законопроект перед принятием вынесли на общественное обсуждение.

 

Экспертный совет*

1. Виктор ЛИСИЦКИЙ,
экс-секретарь Кабмина

2. Виталий ВАВРИЩУК,
 экономист инвесткомпании Dragon Capital

3. Александр ЖОЛУДЬ,
экономист Международного центра перспективных исследований

4. Дмитрий БОЯРЧУК,
исполнительный директор центра «CASE-Украина»

5. Владимир БРУНЬКО,
директор консультационного центра «Инвестсервис»

6. Алексей ГОЛОБУЦКИЙ,
замдиректора Агентства моделирования ситуаций

7. Александр СИНЕОКИЙ,
зампред совета Лаборатории законодательных инициатив

8. Кость БОНДАРЕНКО,
политолог

9. Игорь ГРИДАСОВ,
политолог, Институт глобальных стратегий

10. Елена ШКАРПОВА,
редактор отдела «Деньги», Контракты

 

* Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена

Вы здесь:
вверх