логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Рубка от насморка Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №13 Март 2008г.

Верховная Рада отменила закон о госзакупках, чтобы временно искоренить коррупцию



Верховная Рада конституционным большинством голосов (440 — «за») приняла, а президент утвердил решение, отменяющее закон о госзакупках и предписывающее Кабмину в двухнедельный срок внести на рассмотрение парламента новый законопроект «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». До принятия этого документа тендерную сферу будет регулировать временное положение, которое Кабмин, согласно решению ВР, должен разработать в соответствии с законодательными нормами, действовавшими до 17 ноября 2004 года. Напомним, что именно тогда народные депутаты начали «совершенствовать» базовый закон, вписывая в него откровенно коррупционные статьи, а сейчас, как заметил спикер ВР Арсений Яценюк, «освободили государство от законодательной коррупции». Речь идет прежде всего об отмене норм, наделяющих Тендерную палату полномочиями, несвойственными общественным организациям, о кассации статей, обязывающих госучреждения размещать объявления о предстоящих торгах на платных сертифицированных сайтах и т. д.

Это, впрочем, не означает, что сфера госзакупок (оборот — около 100 млрд грн ежегодно без учета оборонных заказов) станет прозрачнее и освободится от коррупции. Во-первых, месяцем ранее фракция БЮТ, Партия регионов и КПУ приняли в первом чтении законопроект о госзакупках, расходящийся не только по букве, но и по духу с законом, на который предложено ориентироваться Кабмину. Во-вторых, не факт, что новый проект, разработанный правительством, будет принят безотлагательно и без изменений: многие члены профильного комитета ВР по вопросам экономической политики, через который будет проходить документ, кровно не заинтересованы в новой процедуре госзакупок.

В-третьих, за последние четыре года лоббистам общественных организаций удалось подорвать тендерную систему государства. Вестник государственных закупок (в котором печатали тендерные объявления) находится в состоянии ликвидации; департамент по госзакупкам в структуре Минэкономики давно перепрофилирован, а его специалисты ушли в бизнес-структуры; полноценное подразделение по вопросам госзакупок в Антимонопольном комитете так и не создали и т. д. Наконец, в-четвертых, правительство Тимошенко уже имеет опыт регулирования сферы госзакупок в условиях правового вакуума, и этот опыт скорее негативный.

В апреле 2005 года, в частности, было разработано постановление, приостанавливающее действие закона о госзакупках (до внесения в него очередных изменений). Главная фишка документа — проведение тендера на сумму свыше 500 тыс. грн (в первоначальном варианте постановления фигурировала сумма 200 тыс. грн) возможно только после согласования с премьер-министром. В остальном данное постановление вполне соответствовало нормам закона о госзакупках в редакции от 22 февраля 2000 года. Среди прочего правительство было ориентировано на межведомственную координацию госзакупок во главе с ГАК «Укрресурсы», которая должна была организовывать и проводить централизованные тендеры по товарным позициям, зафиксированным в специальном поручении правительства. Не исключено, что данное постановление частично или полностью станет основой временного положения, которое готовит Минэкономики.

Источники Контрактов в министерстве утверждают, что сейчас Юлия Тимошенко, как и в апреле 2005 года, держит руку на пульсе и ориентирована не столько на принятие нового закона, сколько на скорейшее утверждение положения — большинство тендерных контрактов, как известно, заключаются в первом полугодии. Как бы там ни было, вполне вероятно, что в ближайшее время тендерные потоки центральных распорядителей бюджетных средств будут структурированы по схемам, предложенным правительством Тимошенко в апреле 2005-го — см. ЗАО «Украинское государство».

ЗАО «Украинское государство»
(формирование тендерных потоков в случае, если временное положение о госзакупках будет соответствовать правительственному постановлению, разработанному в апреле 2005-го)

Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)

Государственные комитеты и министерства формируют годовые планы закупок и передают их в Минэкономики

Министерство экономики
(орган власти, выполняющий контрольные и регуляторные функции в сфере госзакупок)

Полученные планы Минэкономики сводит в один и передает в Минфин

Министерство финансов
(орган власти, ответственный за подготовку проекта госбюджета)

В формате правительственных заседаний обсуждается приоритетность госзакупок. Оформление ведомственного плана закупок отдельной бюджетной строкой зависит от первых лиц Минфина, премьер-министра и вице-премьеров. Законопроект о госбюджете подается в парламент. Ведомственным кураторам тендерных потоков ничто не мешает предложить, к примеру, министру финансов 10% от суммы бюджетной строки

Верховная Рада Украины
(высший орган законодательной власти)

Принимает госбюджет, в котором реализованы планы закупок отдельных ведомств, или же отправляет его на доработку в Кабмин.

На этом этапе политическая корреляция между руководством компаний, участвующих в тендерах, народными депутатами и руководством бюджетных распорядителей прослеживается особенно четко

Министерство экономики

На основании специального правительственного постановления поручает ГАК «Укрресурсы» курировать организацию и проведение тендеров по отдельным позициям из общего плана госзакупок (мебель, компьютеры, офисная техника, транспорт и т. д.)

ГАК «Укрресурсы» (орган межведомственной координации госзакупок)

Организует, проводит тендер, определяет победителя, доводит информацию о победителе до распорядителей бюджетными ресурсами. Тендерный комитет формируется из представителей ГАК и ведомств-заказчиков.

Не исключена узаконенная монополизация тендерной отрасли

Главные распорядители
бюджетных средств
(84 субъекта)

1. Формируют тендерные комитеты
2. Делегируют в тендерные комитеты при Укрресурсах своих представителей
3. Проводят тендеры и определяют победителей
4. Акцептируют договоры с победителями, определенными в порядке межведомственной координации госзакупок. За акцептирование и выполнение финансовых обязательств, возможно, придется платить

Премьер-министр

До внесения изменений в законодательство о госзакупках проведение тендеров на сумму свыше 500 тыс. грн возможно только после согласования с премьером (в остальных случаях — с первым лицом главного распорядителя бюджетных средств). Тендеры на закупку проводятся исходя из квартальной потребности распорядителя в продукции. Следствие — смена групп предприятий, обслуживающих ведомства

Вы здесь:
вверх