логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Монопольный говор Наталия ГУЗЕНКО, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №15 Апрель 2008г.

Глава Антимонопольного комитета Алексей Костусев утверждает, что правительство защищает компании, которые необоснованно повышают цены


 

В интервью Контрактам Алексей Костусев рассказал о том, что:
1) ни разу не общался с премьером
2) готов сложить полномочия
3) не является пятой колонной Партии регионов в АМКУ
4) комитет — не злая собака, его нельзя натравить на кого-то


Став премьером, Юлия Тимошенко заявила, что одним из первых ее действий будет ваша отставка. Тем не менее вы до сих пор глава АМКУ. Вам удалось с ней договориться?

— Ни о чем я с Тимошенко не договаривался, ни разу не общался ни лично, ни по телефону.

Будучи избранным народным депутатом (по списку Партии регионов. — Прим. Контрактов), для себя решил, что буду работать в Верховной Раде. Меня избрали главой парламентского подкомитета по защите экономической конкуренции в Комитете по экономической политике. Я знаю эти проблемы, какие законы нужно принимать для развития и защиты конкуренции. Достаточно сказать, что первая и единственная общенациональная Концепция развития конкуренции принята парламентом еще в 1993 году. Сейчас этими вопросами никто как следует не занимается.

Думал уходить из АМКУ еще в 2006 году, после того как был избран народным депутатом в Верховную Раду V созыва, но остался. Меня уговорил Виктор Янукович, возглавлявший тогда правительство. После досрочных выборов, осенью 2007 года, когда снова стал народным депутатом, вновь подал в Верховную Раду заявление о сложении полномочий главы  АМКУ, но за мою отставку до сих пор не проголосовали. Я не интересуюсь, в какие игры играет БЮТ и НУ—НС, но меня обязаны отправить в отставку. Готов в любой момент отчитаться о проделанной работе и уйти, даже шкафы уже освободил от вещей.

А почему за вашу отставку не голосуют однопартийцы, если знают, что вы готовы сложить полномочия?

— Это принципиальная позиция. Есть коалиция, которая заявляет, что способна решать все вопросы, в том числе и кадровые. Пусть решает.

Как же вы сотрудничаете с Кабмином, если даже не встречаетесь с премьером?

— По большому счету АМКУ не является органом исполнительной власти и выполняет свои специфические задачи. АМКУ — не министерство, не подразделение Кабмина, мы не участвуем в его заседаниях. А на совещания в правительстве ходят мои заместители, курирующие те или иные вопросы.


Вперед в парламент! Алексей Костусев уже освободил шкафы АМКУ от своих вещей

И пятой колонной Партии регионов в АМКУ, как заявляют некоторые, я не являюсь. Именно усилиями комитета была обеспечена база для переговоров правительства с крупнейшими производителями подсолнечного масла, которые заявили о снижении цен, выполняя рекомендации АМКУ. Если бы мы не довели до конца расследование, длившееся полгода, не доказали необоснованное повышение цен на масло, не наложили на нарушителей штраф, сомневаюсь, что был бы результат. Премьер заявила, что сети супермаркетов снизят цены, но и этого бы не было, если бы АМКУ не возбудил дело в отношении крупных ритейлеров, определив их положение как монопольное.

Мы создаем предпосылки для решения важных вопросов, при этом необязательно, чтобы премьер любила меня, а я был восторге от нее.

В рамках борьбы с инфляцией идет борьба с якобы необоснованным повышением цен. Как АМКУ отличает обоснованное подорожание от необоснованного? Ведь в условиях галопирующей инфляции дорожают практически все группы товаров.

— Мы оцениваем ситуацию на всех товарных рынках, определяем их границы, факторы, влияющие на цены. Например, подорожал хлеб: одной из причин стал рост цен на зерно. Сравнили динамику подорожания хлеба и зерна и определили, что зерно дорожает значительно быстрее, чем хлеб. Боясь санкций, хлебопеки стали работать с минимальной рентабельностью, увеличили выпуск дорогой хлебобулочной продукции, чтобы дотировать производство дешевого социального хлеба, то есть с их стороны нарушений не было. Другое дело — подсолнечное масло. Производители аргументировали рост цен на свою продукцию подорожанием семян подсолнечника. Да, стоимость сырья стала выше, и в мире семечки собрали на 6% меньше. Но цена на семечку росла намного медленнее, чем на масло. Производители же стали продавать по новым ценам даже масло, сделанное из семечки урожая прошлого года. И как с экономической точки зрения объяснить то, что за границей наши производители продавали масло дешевле, чем внутри страны? Ясно, что в этом случае рост цен был необоснованным, имело место монопольное злоупотребление, поэтому АМКУ и наложил на двух производителей масла штраф — 120 млн грн.

После того как производители подсолнечного масла снизят цены, АМКУ уменьшит размер штрафа?

— В АМКУ есть официальные заявления нескольких компаний о том, что они снизили цены. Если по окончании проверок мы убедимся в этом, то рассмотрим вопрос об уменьшении штрафа. Могу сказать, что информация о снижении оптовиками цен на масло подтверждается.

Но пока в супермаркетах ценники на масло остались прежними. Как АМКУ будет отслеживать, действительно ли снизились цены?

— Работники наших региональных отделений идут в магазины, переписывают ценники. Если снижения цен нет, ищем причины: не исключено, что разница осела в розничных торговых сетях. В этих случаях разбираемся с торговцами, но на самом деле во многих регионах Украины, в ряде торговых сетей цены на подсолнечное масло действительно снизились.

После подписания меморандума о взаимопонимании ритейлеров с правительством расследование в отношении сетей-монополистов будет приостановлено?

— Нет, АМКУ — это не злая собака, нас нельзя натравить на неугодные кому-то компании, а потом отозвать. Недавно одна очень крупная компания пожаловалась нам на другую: та якобы необоснованно повысила цены на сырье. Мы начали расследование, вскоре звонит мне народный депутат, имеющий отношение к «обиженной» компании, и говорит: «Алексей, мы договорились и заключили контракт, закрывай дело. У нас к ним претензий больше нет». Я ответил: «А у нас есть». И мы довели расследование до логического завершения, то есть до принятия решения.

Что АМКУ инкриминирует ритейлерам?

— Они навязывают производителям и поставщикам условия, которые были бы невозможны, если бы на рынке существовала реальная конкуренция. Торговые сети требуют денег за консультационные услуги, размещение товара на полках и т. д. Это значит, что компания-поставщик закладывает эти расходы в стоимость продуктов, — налицо признаки монопольного злоупотребления ритейлеров, что приводит к повышению розничных цен.

Но ведь ни один закон не запрещает брать деньги за выгодное размещение товара на полках?

— Монополисту нельзя делать того, что можно предприятию, работающему в условиях жесткой конкуренции.

Странно, что АМКУ называет монополистами ритейлеров, ведь в Украине работают больше десяти крупных сетей супермаркетов, принадлежащих разным владельцам?

— Монопольное положение определяется в том числе границами товарного рынка. Если в конкретном районе есть только один большой супермаркет, то для местных жителей это монополист.


Кстати, в Европе понятие монополизма трактуется намного жестче, чем у нас. Посол ЕС рассказывал мне, что, защищая конкуренцию, они дошли до того, что, приходя в фирменный магазин «Мерседес» и видя там только Мерседесы, задумываются: а не монополия ли это в отдельно взятом магазине? Думаю, конкуренция может быть где угодно, возьмем, к примеру, кабельное телевидение. В Украине есть всего несколько районов, где в одном доме проведены кабели двух операторов и жильцы могут выбирать между ними. В этих домах самые низкие цены на услуги кабельного телевидения.

АМКУ сейчас может влиять на естественные монополии, например на «Укрзалізницю», которая раз в квартал повышает железнодорожные тарифы?

— Необходимо создать независимый орган в транспортной отрасли — национальную комиссию, как НКРС в сфере связи и НКРЭ в энергетике. Этого требует закон о природных монополиях, три указа президента, распоряжение премьера. Еще при прошлом правительстве АМКУ подготовил соответствующий проект постановления и согласовал со всеми ведомствами. Против — только Министерство транспорта. Сейчас другой Кабмин, но министр транспорта по-прежнему против независимой комиссии. Иосиф Винский не хочет ее создания по той же причине, что и его предшественники — Рудьковский, Бондарь и др. Он желает и сам правила игры устанавливать, и сам же по этим правилам вести хозяйственную деятельность, потому что ему так выгодно и удобно.

Глава ФГИУ Валентина Семенюк в интервью Контрактам сказала, что приватизация-2008 зависит от АМКУ и не может быть начата без соответствующего решения комитета. От АМКУ действительно зависит многое?

— Нас никто и никогда не спрашивал, можно приватизировать какие-либо предприятия или нет. Это вообще вне компетенции АМКУ. К нам обратился ФГИУ с вопросом: являются ли такие предприятия, как Укртелеком, Одесский припортовый завод и Турбоатом, монополистами на своих рынках. Мы дали положительный ответ, однако он сформировался не вчера и даже не позавчера. Эта информация общедоступная. Почему сегодня решили именно так ее подать, вопрос риторический.

Только после оглашения приватизационного конкурса к нам обратятся компании, желающие в нем участвовать. И только тогда мы дадим свои выводы, проанализировав, не приведет ли конкретная сделка к монополизму или его усилению. Вот и вся наша роль в приватизации.

Вообще часто с АМКУ связывают то, что выходит за рамки нашей компетенции. Например, сейчас на нас перекладывают ответственность за решение о создании СП «УкрГаз-Энерго». Но разве мы его принимали? В свое время у нас спросили: если на рынке, где работает один монополист — НАК «Нефтегаз Украина», — появится еще один оператор, монополия усилится? Конечно же, мы сказали, нет: для конкуренции хуже не станет. Никакого другого ответа дать не могли.

Сейчас растут цены на сахар. АМКУ уже отреагировал на тенденцию?

— Дефицита сахара в стране нет, поэтому считаем повышение цен необоснованным. Сейчас в производстве АМКУ несколько дел против сахарщиков, наши расследования имеют региональный характер. Но в данном случае меня удивляет позиция правительства, которое заключает ценовые меморандумы о согласовании действий с производителями и продавцами товаров. По своей сути такие меморандумы антиконкурентны. Например, в отношении сахарщиков Кабмин официально взял на себя обязательства, цитирую, «содействовать рассмотрению вопроса АМКУ касательно заключения мирового соглашения с сахарными компаниями по поводу оплаты штрафных санкций по результатам проверок в 2005 году». Речь идет о производителях, безосновательно взвинтивших цены на сахар в 2005 году, от чего пострадал буквально каждый житель нашей страны. Комитет оштрафовал тогда сахарщиков на 17,2 млн грн. О каком мировом соглашении может идти речь, если мы прошли все судебные инстанции и Высший хозяйственный суд подтвердил правомерность нашего решения? Получается, правительство, декларирующее борьбу с инфляцией, защищает тех, кто необоснованно завышает цены на продукты питания.

 

Карьера чиновника

С июля 2001 г. — председатель АМКУ

1998 г. — народный депутат Украины

1993 г. — председатель городского комитета приватизации Одесского горсовета

1991 г. — начальник отдела, зампред по экономи- ческим вопросам Киевского райисполкома Одессы

1975 г. — младший научный сотрудник, ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедры Одесского института инженеров морского флота

1975 г. — окончил Одесский институт народного хозяйства

29 июня 1954 г. — родился в Невельске (Сахалинская обл., РФ)

Вы здесь:
вверх