логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
К ним приехал ревизор Анна САЙЧЕНКО, Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №21 Май 2008г.

Руководитель Главного контрольно-ревизионного управления Николай Сивульский рассказал о том, как делают бизнес на государстве



В интервью Контрактам Николай Сивульский рассказал о том, что:
1) посредники использовали НАК «Нефтегаз Украины» с целью получения сверхприбылей
2) подозревает структуры Дмитрия Фирташа в невыполнении обязательств
3) Черновецкого заказали депутаты
4) Рудьковский предоставлял необоснованные скидки


Первый заместитель генпрокурора Сергей Винокуров утверждает, что в восьми делах из десяти, которые ГлавКРУ подает в Генпрокуратуру, зафиксированы нарушения на суммы, не превышающие $5 тыс. Почему в производство поступают преимущественно мелкие дела?

— Во-первых, хотим мы того или нет, но есть норматив, согласно которому мы обязаны подавать в прокуратуру те дела, суммы нарушений в которых превышают 257,5 грн. А во-вторых, значительную долю проверок мы проводим по обращениям Генпрокуратуры, МВД и СБУ в рамках уже возбужденных уголовных дел. И в таких случаях мы обязаны направлять в правоохранительные органы все материалы, даже если ущерб государства от тех или иных нарушений не превышают одной гривни. Но это не означает, что ГлавКРУ разменивается исключительно на мелочи, по крайней мере, центральный аппарат выявляет и весьма значительные финансовые злоупотребления. По установленным нами фактам правоохранительные органы открывают дела и иногда доводят их до логического завершения.

Недавно ГлавКРУ завершило проверку НАК «Нефтегаз Украины». Какие факты злоупотреблений установлены?

— Мы проверяли деятельность Нефтегаза за второе полугодие 2006 и 2007 годы. Общий вывод: посреднические структуры использовали государственного монополиста с целью получения сверхприбылей. УкрГаз-Энерго (50% принадлежит НАК «Нефтегаз Украины», 50% — швейцарской компании «РосУкрЭнерго». — Прим. Контрактов) получила политическую возможность вытеснить Нефтегаз из самого прибыльного сегмента рынка и, по сути, монополизировала поставки газа промышленным потребителям.


Мы на мелочи не размениваемся

Господин Воронин, одновременно возглавлявший УкрГаз-Энерго и занимавший должность заместителя председателя НАК, несвоевременно повышал тарифы на хранение газа в подземных газовых хранилищах и предоставлял отсрочки РУЭ по оплате соответствующих услуг, вследствие чего НАК понесла убытки на 56 млн грн. Газ, потребленный в середине 2006-го (стоил тогда на границе с РФ $95 за тысячу кубов), оформили в 2007 году по цене $130 за тысячу кубических метров, только из-за этого НАК потеряла 436 млн грн. Все соответствующие материалы переданы в Генпрокуратуру, но господин Воронин, насколько мне известно, до сих пор не привлечен к ответственности.

Отдельная история — проблемная дебиторская задолженность НАК...

Каков объем просроченной дебиторской задолженности НАК?

— Кредиторской — более 11 млрд грн, а дебиторская по состоянию на 30 сентября 2007-го составляла около 5,5 млрд грн. Но за общими цифрами кроются конкретные пути формирования долгов! Например, украинско-российское предприятие «Зангас-НГС», которое зарегистрировано в Николаеве и, как я узнал из прессы, принадлежит господину Фирташу (совладелец РосУкрЭнерго. — Прим. Контрактов), авансом получило от Укртрансгаза 321,3 млн грн на строительство участка газопровода Джанкой—Феодосия—Керчь. 248 млн грн из этой суммы было перечислено Финансово-промышленному альянсу (на этой донецкой фирме, как нам удалось выяснить, работают четыре человека) якобы в качестве платы за трубы и другие материалы. Но ни труб, ни материалов не было получено. Четверть миллиарда просто изъяли из оборота дочерней компании Нефтегаза, тяжелое финансовое положение которого неоднократно рассматривалось на правительственных заседаниях. Мы обратились в правоохранительные органы, Финансово-промышленный альянс опомнился и 1 апреля вернул деньги, но Зангас-НГС так и не перечислил их Укртрансгазу. Совершенно понятно, что СП «Зангас-НГС» руководствуется далеко не интересами заказчика.

Еще один пример: 140 млн грн Укртрансгаз перечислил через «Востокгазсервис» на ЧП «Передовые современные технологии» (Луганск), на котором, согласно данным отчетности, работает лишь один человек, а собственно ЧП зарегистрировано по несуществующему адресу. Цель этой трансакции — строительство метрологического центра в Боярке, который возводят при содействии Евросоюза, смета уже давно превышена в несколько раз, но даже возбужденное уголовное дело не мешает строителям «працювати». И случаи такого рода скорее типичные, чем исключительные.

Какую долю проблемной дебиторки НАК реально вернуть?

— Трудно сказать. Если работать по горячим следам, обычно удается возвращать около трети средств, изъятых из оборота. В I квартале этого года, в частности, объем лишь зафиксированных финансовых нарушений составил 555 млн грн, из них 56,5 млн грн вернули. Но же мы выявляем злоупотребление постфактум, о профилактике, к сожалению, пока речи не идет. ГлавКРУ настаивает на создании соответствующих департаментов оперативного финансового контроля в рамках министерств и ведомств.

Каковы гарантии, что такие подразделения будут эффективно работать «под крышей» руководства министерств и ведомств?

— Если откровенно — никаких. Например, мэр Киева Леонид Черновецкий в свое время очень гордился, что в столичной администрации создан департамент внутреннего финансового контроля. А мы, проверив деятельность мэрии в 2006-2007 годах, выявили нарушений на 1,2 млрд грн. Из 181 объекта недвижимости общей площадью 86,6 тыс. кв. м, приватизированных за соответствующий период, только 2 были проданы на открытых аукционах; из 221 договора о продаже земельных участков общей площадью 249 га только 8 было заключено по результатам торгов. Из-за нарушений финансовой дисциплины городской и государственный бюджеты недополучили около 0,5 млрд грн...

Не кажется ли вам, что в поручениях Кабмина к КРУ проверить финансы столичной мэрии есть признаки политического заказа?

— Проверка администрации Черновецкого — это не политический заказ. И не только Кабмин, но и народные депутаты обратились к нам с просьбой проверить деятельность мэрии. Кстати, по информации депутатов, Леонид Черновецкий руководствуется в своей деятельности политической целесообразностью, в частности, устанавливает доплаты учителям и медикам за счет сметных назначений следующих кварталов, общая цена вопроса — около 194 млн грн. При этом господин Черновецкий не допускает ревизоров к проверке документов о деятельности мэрии во втором полугодии 2007-го и І квартале 2008 года. Если бы администрация работала нормально, то таких проблем не возникало бы. Если Черновецкий будет и дальше финансировать собственные PR-акции за бюджетный счет, то мы арестуем соответствующие счета. ГлавКРУ руководствуется законом, а не политическими предпочтениями.

Премьер-министр Юлия Тимошенко обещала навести порядок в сфере госзакупок. Готовы ли вы доказать свою аполитичность и проверить финансовые потоки, замкнутые на Тендерной палате, с которой связано немало депутатов БЮТ?

— Основные злоупотребления связаны с деятельностью не Тендерной палаты, а распорядителей средств, которые разрабатывали особые условия тендеров вопреки здравому смыслу и конкуренции.

В свое время тендерную документацию разрабатывал Центр тендерных процедур, за которым также стояли депутаты БЮТ. Не так ли?

— Кто платит, тот и заказывает музыку. Вообще, у меня такое впечатление, что страна до сих пор переживает приватизационный период: каждый причастный к госимуществу и средствам стремится действовать так, чтобы сделать их собственными.

ГлавКРУ начало проверку «Укрзалізниці». Каковы предварительные результаты?

— Я не имею права обнародовать их, могу комментировать лишь тенденции.

Каким изменениям подверглась коррумпированная система предоставления скидок экспедиторским фирмам со стороны «Укрзалізниці»?

— По моей информации, министр транспорта Иосиф Винский лично контролирует решение этой проблемы. В частности, уже отменены необоснованные скидки, предоставленные частным перевозчикам ООО «Лемтранс» и ЗАО «Укрэнерготранс», вследствие чего только Приднепровская железная дорога потеряла 350 млн грн. К предоставлению скидок этим структурам был причастен, по сути говоря, экс-министр транспорта Николай Рудьковский, который подписал соответствующий приказ. Сейчас этот документ отменен. Кстати, в связи с нарушениями, выявленными и на «Укрзалізниці», и в Нефтегазе, ГлавКРУ будет инициировать децентрализацию управления государственными холдингами. В условиях, когда ограниченный круг лиц решает все принципиальные финансовые вопросы, невозможно предотвращать нарушения. Государственные менеджеры, получая в управление объекты, считают их своей собственностью со всеми вытекающими последствиями.

 

Карьера ревизора

2007 г. — глава ГлавКРУ

2006 г. — народный депутат

2005 г. — глава Главного контрольно-ревизионного управления

2003 г. — завкафедрой банковского дела Открытого международного университета развития человека «Украина»

1997 г. — президент Украинского газоресурсного консорциума

1996 г. — советник премьер-министра по вопросам банковской деятельности

1994 г. — первый заместитель министра финансов

1993 г. — заместитель председателя Агентства международного сотрудничества и инвестиций

1992 г. — первый заместитель председателя правления Нацбанка, потом — первый заместитель министра финансов

1973 г. — окончил Тернопольский финансово-экономический институт

12 апреля 1952 г. — родился в селе Золотники (Тернопольская обл.)

Вы здесь:
вверх