логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кредитная недостаточность Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №24 Июнь 2008г.

машинкаРеальное снижение ставок по автокредитам возможно в 2010-2011 гг. с выходом на украинский рынок банков автопроизводителей, кредитующих под 7-9% годовых


Во втором полугодии 2008-го темпы роста автомобильного рынка снизятся вдвое. По итогам года продажи автомобилей увеличатся всего на 25-30% вместо 40-50%, которые прогнозировали эксперты в начале года. Основная причина падения темпов роста — весеннее подорожание автокредитов на 2-4 п. п. и возможная отсрочка до 1 января 2009 года снижения пошлин на импортные легковые машины объемом двигателя от 1-2,2 л. Если соответствующий закон подпишет президент, цены на большинство иномарок останутся на уровне апреля 2008-го. Многие потенциальные покупатели отложат покупку автомобилей на 2009 год, надеясь на снижения цен или, по крайней мере, на возврат ставок автокредитов уровня начала 2008 года.

По разным оценкам, к концу I кв. в кредит продавалось от 53% до 60% всех новых машин. После ужесточения банками условий кредитования платежеспособный спрос на машины упал. «Практически все банки, серьезно работающие на рынке автокредитования, подняли процентные ставки на 2-5 п. п., — объясняют в корпорации «УкрАВТО». — Доля продаж автомобилей в кредит в общих продажах сократилась на 2-3%». Впрочем, другие автодилеры констатируют более существенное снижение спроса и падение продаж в кредит на 20-30%, что уже сказалось на общих объемах реализации. По данным AUTO-Consulting, в мае было продано около 50 тыс. новых авто, что лишь на 18,74% больше, чем за аналогичный период 2007 года (по итогам 4-х месяцев был зафиксирован 61%-ный рост продаж). Если сравнить этот показатель с апрелем, когда было продано более 61 тыс. автомобилей, очевиден спад продаж на 18,5%.

Если новые пошлины заработают не ранее 2009 года, многие автодилеры по итогам года могут недополучить запланированную прибыль — им сейчас просто нечем завлечь в свои салоны новых клиентов. Заявленные в середине мая скидки на автомобили придется отменить, а кредитные программы как инструмент привлечения клиентов уже не настолько эффективны. С начала года средние ставки по автокредитам выросли до 15% в долларах США и почти до 20% в гривне — большинство финансовых экспертов прогнозируют, что на таком уровне они продержатся до конца года.


Однако в условиях жесткой конкуренции и падения темпов роста рынка спрос нужно чем-то стимулировать. Причем желательно привлекательными кредитными ставками, поскольку, как показывает предыдущий опыт, акции со скидками (до 90%) на дополнительное оборудование или дешевые полисы КАСКО, и автогражданки (за 1 грн) большой популярностью у потенциальных клиентов не пользуются.

30-50% покупателей в первую очередь интересуют проценты, ежемесячные выплаты по кредиту, сроки кредитования, размер первого взноса и лишь потом цена автомобиля. «У дилеров, которые не могут предложить клиентам специальные кредитные условия, наблюдается существенное снижение продаж», — говорит генеральный директор корпорации «АИС» Дмитрий Федотов.

Продавцы машин вынуждены идти на поклон банкам. Часть автодилеров и их банки-партнеры сейчас предлагают акционные автокредиты под 5-7% годовых. «При привлечении дорогих ресурсов на внутреннем рынке ни один механизм не позволит уменьшить ставку с 14% годовых в долларах до 5%, — предупреждает директор «ВіДі Фінанс Менеджмент Груп» Дмитрий Радионов. — Здесь может скрываться целый ряд подводных камней: невыгодные условия по страховке, дополнительные комиссии, существенное увеличение ставки на второй-третий год действия кредитного договора и пр.».

Тем не менее среди предложений автодилеров можно найти реально дешевые кредиты, которые можно погасить за 12 месяцев по эффективной ставке 5% годовых без штрафа, со стоимостью КАСКО на уровне среднерыночных 4-6% цены машины. В таких случаях разницу между акционной и среднерыночной ставкой банку, как правило, компенсирует автодилер. «Существуют различные схемы компенсации. Чаще всего это комиссионные от страховой компании и часть маржи продавца автомобиля», — объясняют в УкрАВТО. Самый простой вариант компенсации — продажа банку-партнеру автомобилей с существенными скидками. Но автопарк украинских финучреждений не безразмерен, поэтому срок действия подобных акций и количество акционных автомобилей ограничены. Тем более что банки продолжают испытывать проблемы с ликвидностью, и ресурсы на финансовом рынке по-прежнему аномально дорогие.


Изобретать велосипед отечественным автодилерам приходится из-за особенностей автокредитования по-украински: 99% автомобильных кредитов предоставляют банки. Некоторые финучреждения не имеют доступа к дешевым ресурсам, другие стараются заработать на кредитах как можно больше, пока есть спрос. В Европе автомобильные кредиты стоят как минимум вдвое дешевле, причем при падении спроса на машины кредиторы существенно снижают процентные ставки. «В странах с развитой экономикой банки предоставляют всего треть автокредитов от общего объема таких займов. Еще треть рынка приходится на финансовые компании дистрибьюторов, которые специализируются на розничном кредитовании, треть — на специализированные банки автоконцернов, занимающихся кредитованием автомобилей собственного производства», — рассказывает Дмитрий Федотов.

В Украине финансовые компании автодилеров практически не представлены. Первую попытку создать собственное финподразделение в этом году предприняла корпорация «АИС». Но выход на рынок финкомпания «Еврокапитал», входящей в корпорацию, неудачно совпал с финансовым кризисом — пока финкомпания работает в «тестовом» режиме. «Мы изучаем различные схемы работы с клиентами и банками, подыскиваем источники дешевого финансирования. В общем, прорабатываем все возможные варианты. Думаю, к концу года запустим этот сервис на полную мощность и предложим клиентам оптимальные условия кредитования», — говорит Дмитрий Федотов. Скорее всего, Еврокапитал предложит в качестве «оптимальных условий» кредиты на 2-3 п. п. дешевле среднерыночных.


На открытие автобанка в Украине пока решился только Renault. Впрочем, RCI Financial Services Ukraine работает в Украине не самостоятельно, а через АО «Индэкс-Банк» (принадлежит французскому Credit Agricole). «Доля продаж автомобилей в кредит по программе Renault Finance стабильно растет: в феврале она составляла 13%, к концу мая достигла отметки 25%, — рассказывает генеральный директор RCI Financial Services Ukraine Рено д`Оржеваль. — При этом у отдельных дилеров она достигает 50% (в Европе 43%)». Кредит для покупки некоторых моделей Renault и Dacia можно взять под 5,9% годовых на 7 лет — без первого взноса, с единоразовой комиссией банка 2,1% (в соседней России автобанки работают под 7-9% годовых). Однако остальные крупные мировые автобанки к нам не спешат. Причина — все еще небольшой, по меркам мирового автобизнеса, оборот украинского рынка — около $10 млрд в 2007-м. В соседнюю Россию банки-монолайнеры Toyota, DaimlerChrysler и BMW вышли лишь после того, как объем российского авторынка превысил $40 млрд.

Многие украинские дилеры и автопроизводители тоже не считают целесообразным создавать под своим крылом финансовую компанию или банк. К примеру, в корпорации «УкрАВТО» отмечают, что время автомобильных банков и финкомпаний еще не пришло: «Некоторые сети (автосалонов) пытались создавать собственные банки и финансовые компании, но пока их работа не эффективна. Это дело будущего». На самом деле крупнейшим украинским автопродавцам, по совместительству являющимся еще и автосборщиками, не до дешевых кредитов. Все свободные средства компании спешно вкладывают в организацию мелкоузлового CKD-производства. Новые пошлины делают крупноузловое производство экономически невыгодным. После вступления Украины в ВТО CKD-комплектующие можно будет ввозить беспошлинно, а машинокомплекты для крупноузловой SKD-сборки по-прежнему будут облагаться пошлиной в размере 3-5%. Кстати, не исключено, что некоторые автосборщики и вовсе переквалифицируются в импортеры — с 10% пошлиной на продажах автомобилей можно заработать больше, чем на сборке.

Вы здесь:
вверх