логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Жизнь без нефти Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №26 Июнь 2008г.

нефтьКак зарабатывают на подорожании энергоресурсов: автоконцерны, фермеры, производство биотоплива и «зеленой» электроэнергии



В июне 2008 года нефть стоит почти в 10 раз дороже, чем 10 лет назад, — $133 за баррель. Прогноз на второе полугодие — $140-150. Высокий спрос на черное золото сейчас диктуют не только спекулянты и возросшее потребление топлива, но и инвесторы, использующие в случаях ослабления доллара нефтяные бумаги в качестве тихой гавани. Большинство аналитиков прогнозируют, что в ближайшие два года стоимость барреля не опустится ниже отметки в $100-110, даже если курс доллара резко пойдет вверх.

Запредельная стоимость углеводородов для большинства компаний нефте- и газозависимых экономик означает рост издержек и падение рентабельности. Но есть и такие, которые извлекают выгоду из каждого лишнего доллара в фьючерсной цене барреля нефти. Причем речь идет не только о добывающих и перерабатывающих компаниях.

 

Автоконцерны, сделавшие ставку на гибридные автомобили и малолитражки

В мае этого года экономисты из Университета Калифорнии в Дэвисе опубликовали исследование зависимости покупательских предпочтений американских автомобилистов от роста цен на нефтепродукты. Как оказалось, продажи неэкономичных автомобилей сокращались в среднем на 13% каждый раз, когда цена бензина повышалась на $1. Сильнее всего на изменение стоимости бензина реагировал спрос на внедорожники — подорожание топлива на 1 $/галл. приводило к снижению их продаж на 25%. Одновременно рос спрос на малолитражки и гибриды: машины, оснащенные традиционным и электрическим двигателями, расходующие менее 1 галлона горючего на 68 миль (около 4 л на 100 км). По данным консалтинговой компании J.D.Power and Associates, в 2007 году в США было продано 430 тыс. гибридов — примерно 2,8% от общего объема продаж легковых авто. Принцип работы таких машин достаточно прост: бензиновый двигатель включается тогда, когда автомобиль двигается с высокой скоростью, например на шоссе (в это время происходит подзарядка аккумуляторов), электрический — при медленной езде, к примеру в городе. От «розетки» нынешнее поколение гибридов зарядить нельзя. Такие авто на $4-9 тыс. дороже традиционных аналогов.

 

Фермерство

По оценкам МВФ, в 2005-2007 гг. мировые цены на продовольствие выросли в среднем на 60%. Интенсивнее всего дорожали зерновые — по подсчетам Bloomberg, только с марта 2007-го по март 2008 года цена кукурузы выросла на 31%, риса — на 74%, пшеница подорожала на 130%. Эксперты объясняют такую динамику активным использованием зерновых и масличных культур в производстве автомобильного горючего. В начале 2008-го около 14 млн га (1% пахотных земель) было отведено под сырье для производства этанола. К 2030 году площади под топливо увеличатся в два-три раза (превысят территории Франции и Испании).

Согласно расчетам Всемирного банка, от роста цен на продовольствие АПК Украины должен выиграть, а торговый баланс страны в этом году улучшится — прирост экспорта составит до 1% ВВП (аналогичный прогноз ВБ сделал для России, Франции, США, Канады, Бразилии, Австралии, Таиланда и Индонезии). Торговый баланс Казахстана, Аргентины, Малайзии, Венесуэлы к концу года может вырасти более чем на 1% ВВП. Правда, для украинских фермеров успешность бизнеса будет зависеть от действий правительства. К примеру, из-за квотирования экспорта зерновых в 2007-2008 гг. (окончательно отменено только в мае) в Украине скопилось около 7 млн тонн «переходных» запасов зерна.

 

Производство биотоплива

Около 55-60% добываемой нефти идет на производство бензина и дизельного топлива, удельный вес черного золота в розничной цене моторного горючего — 40-45%. В большинстве стран двукратное подорожание нефти приводит к 50%-ному росту цен на бензин. За последние 10 лет стоимость моторного топлива на АЗС выросла примерно в 5 раз. Даже в США, входящих в двадцатку стран с самыми низкими ценами на бензин, топливо за последний год подорожало на треть: с $2,2 за галлон (3,78 л) в мае 2007-го до $3,94 (примерно 5,05 грн/л).

Доступных альтернатив традиционному топливу ровно две: биодизель и этанол, добавляемый в бензин. Этаноловые и биодизельные заправки часто встречаются в Бразилии, США и ЕС. В мае этого года заработала специализированная био-АЗС в Черновцах — первая в Украине (владелец — компания «Энергетические стратегии и биотехнология»). Литр 60%-ной смеси этанола с бензином (аналог А-95) в середине мая стоил 5,55 грн — на 50 коп. дешевле обычного бензина. Биодизель предлагался по 5,8 грн/л при цене обычного ДТ — 6,1 грн/л.

Разница в стоимости неслучайна — биодизель менее рентабелен, чем этанол. По подсчетам Университета Калифорнии в Беркли, в США экологически чистое производство литра биодизеля из бобов сои приносит прибыль при стоимости около $5-6 за галлон (более 6,6 грн/л). В середине марта 2008-го галлон ДТ в Штатах стоил $3,37, а биодизельного горючего B100 — $4,48. В такой ситуации его производители могут рассчитывать на прибыль, получая налоговые льготы за переработку масла, использованного в ресторанной индустрии, или не соблюдая экологические нормы.

Производить бензиново-спиртовые смеси выгоднее. При нынешнем уровне цен на топливо рентабельность этанола превышает аналогичный показатель для бензина. Этанол содержит больше кислорода, чем бензин, за счет чего чище сгорает. Причем наиболее распространенные в мире смеси (60%- или 85%-ные) не требуют специального переоборудования двигателя. Согласно прогнозу Администрации энергетической информации США, объемы производства автомобильного спирта в Америке вырастут с 6,8 млрд галлонов в 2007-м до 24,3 млрд в 2030-м и составят 16% рынка горючего.

 

Исследовательская деятельность и производство «зеленой» электроэнергии

К началу 2008 года по меньшей мере 43 государства разработали планы по переходу на использование возобновляемых источников энергии. Страны, желающие избавиться от нефтяной, газовой и угольной зависимости, к 2010 году планируют получать от 5% до 30% электричества за счет использования энергии воды, солнца, ветра, биомассы и т. д. Наиболее амбициозные планы у Австрии (к 2010 году покрывать 78% своих нужд в электроэнергии за счет возобновляемых источников), Швеции (60%) и Латвии (49,3%).

Сейчас на долю «зеленого» производства электроэнергии приходится около 5% мировой генерации (без учета гидроэлектростанций — затопление пахотных земель при строительстве ГЭС считается непозволительной роскошью). Использование энергии ветра и солнца пока дороже традиционных источников и часто просто не окупается. 1 кВт-ч ветряной электроэнергии стоит в среднем $0,15, солнечной — почти $0,2. Для сравнения: киловатт энергии, выработанный атомной станцией, стоит $0,03; ГЭС — $0,04; газовой и угольной ТЭС — $0,05 и $0,08 соответственно.

Тем не менее, по подсчетам исследовательской организации Worldwatch Institute, в 2007 году в разработку и производство возобновляемых источников энергии была инвестирована рекордная сумма — более $100 млрд. Больше всего вложено в проекты, связанные с ветряной и солнечной энергетикой: 47% и 30% от общего количества инвестиций. Полученные дивиденды: в 2007 году в мире произведено 240 ГВт «зеленой» электроэнергии — в полтора раза больше, чем в 2004-м. Пока от интереса к экологичной энергетике выигрывают в основном исследовательские компании: годовые инвестиции в исследования ($100 млрд) примерно в 25 раз превышают стоимость выработанной в прошлом году «зеленой» электроэнергии ($35-40 млн). Но солнечные батареи и ветряки ежегодно дешевеют за счет разработки новых технологий и эффекта масштаба. А компания, первой предложившая производство экологически чистого электричества хотя бы по цене угольного, имеет шанс не только вернуть многомиллиардные вложения в исследования, но и стать монополистом на новом рынке.


 

НЕФТЬ ДОРОЖАЕТ последние тридцать лет

В исследования альтернативных источников энергии человечество стало вкладывать большие деньги только в последнее десятилетие

нефть
Нажмите, чтобы увеличить

Использованы данные агентства Washington ProFile

 

Майкл РеннерЕсли мы хотим, чтобы следующее поколение людей имело достойную жизнь, то нам следует пересмотреть свои привычки.

Майкл Реннер,
директор проекта глобальной безопасности в исследовательском центре Worldwatch Institute, автор книги «Битва за выживание»

Вы здесь:
вверх