логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Nissaмовитый Сергей ИВАНОВ,Фото автора, Nissan - «Контракты» №28 Июль 2008г.

NissanNissan Японский автогигант отчитался о настоящем и заглянул в будущее. В начале века слово Nissan означало беспросветного должника, а сейчас рентабельности японцев завидуют лучшие немецкие автопроизводители



59:1

Так получилось, что в мае у Nissan Motors состоялось два отчета одновременно.

Один — перед журналистской братией всего мира в Португалии, второй — годовой отчет легендарного президента Nissan Карлоса Гона на собрании акционеров. Оба достойны анализа и пересказа.

Выставить под придирчивый журналистский глаз не лучшие, не последние, а ВСЕ машины, которые сегодня продаются под марками Nissan и Infiniti, — это поступок. Проехаться на всех 59 за три дня невозможно, но оценить производственную программу и масштаб совершенного — вполне. Да и отчет Гона — не просто отчет о работе за год, а скорее, подведение итогов работы за «две пятилетки» (с июня 1999 года) и взгляд одного из самых проницательных управленцев на развитие мирового автопрома.

Nissan

У каждой компании бывают худшие времена. Для Nissan таковые наступили (или окончились) ровно 10 лет назад. Компания с убытками в $20 млрд «отдалась» французскому Renault, который, недолго думая, бросил на отстающий участок лучшее, что у него имелось, — Карлоса Гона.

Описание работы любого менеджера исполнено слов, лишенных всякого смысла: «снижение затрат», «локализация ассортимента»... Как говорится по другому поводу: «Все делают это». И в какой степени точка зрения, взгляды, воля одного человека исправляют неправильные, неточные, ошибочные действия многих сотен других профессиональных людей, в такой же степени оснащенных электронными таблицами, дипломами МВА и макроэкономическими прогнозами? Почему прав он?

Ничто не объясняет этого — ни то ли бразильские, то ли ливанские корни, ни способность работать по 16 часов в сутки, ни знак зодиака, ни компания: между Североамериканским отделением Michelin и японским Nissan можно найти сходство, но скорее это очень разные организации…

Nissan

Удивительно, но вырезав — говорят, с кровью — эти проклятые «минус 20 млрд», он вовсе не посадил компанию на диету. Наоборот, Nissan образца 2008 года представляет собой пышущую здоровьем компанию. С какой стороны ни посмотри. В обойме ряд бестселлеров (достаточно произнести Qashqai — и вам подпоет миллион человек). То есть все ОК с удовлетворением массового спроса. Но Гон поспособствовал и выходу автомобиля для гурманов — Nissan GT-R, и теперь в очередь встали и пижоны с толстыми бумажниками. Если в начале века слово Nissan означало беспросветного должника, то сейчас рентабельности японцев завидуют лучшие немецкие автопроизводители. Акционеры слагают о Гоне песни, а журналисты уже и книгу написали.

Nissan

Да, так вот: выходит Карлос перед расслабленными акционерами и объявляет им, что план по прибыли… недовыполнен на 1,8%. И началось…

Преемниками непобедившего пролетариата являются журналисты, причем их первой реакцией на чужую неудачу является инстинктивное злобствование. А пока газеты ровняют великого Гона с землей, посмотрим на самую дерзкую машину, сделанную при нем.

GT-R

Не напоминает мне внешность машины пресловутого мультяшного японского робота, но очень похожа на киношную стиснутую челюсть самурая. Чем-то вы его задели и наблюдаете краткий момент торжества самообладания перед взмахом меча.

Знаете, что они в Nissan’е изобрели? Подземную швейную машинку.

Теперь под автомобилем мчится специально обученная бешеная швейная машинка и на ходу пришивает шины к асфальту суровой нитью. Поймите, школьная пятерка по физике мешает мне втирать вам очки: к тому, как автомобиль держится за автодром, ни закон всемирного тяготения, ни центробежные, ни центростремительные силы вместе со сцепными свойствами резины не имеют никакого отношения. Туфта это все. Специальная швейная машинка — только она может объяснить, почему эта машина летит по траектории, а не вогнана по стойки в ограждение.

Infiniti
... спортсменка, японка и просто красавица

Но работает эта машинка только вместе с GT-R. И продается этот комплект из Машины и машинки за 70 тыщ баксов. Собственно, уже продан. Потому как на середину мая 60% годовой программы, предназначенной для США, было предоплачено. По загадочному автомобильному курсу это означает стоимость машины в Европе эдак в $120-150 тыс.

GT-R — умопомрачительная вещь. И как автомобиль, и как автомобиль для молодого водителя. Молодого — это такого, у которого рядом с его напольным горшком стоял его же настольный компьютер. Сложнейший автомобиль настраивается легко и просто, как компьютерная игра с помощью клавиш под специальным дисплеем. На этот же дисплей выводится… да все выводится… Наверное, по доступным водителю комбинациям шкал и характеристик GT-R тоже поставил рекорд. Хочется несколько суток посидеть в неподвижном автомобиле, просто наслаждаясь изобилием информации, которую какой-то ребенок-инженер в упоении выплеснул в бортовой компьютер.

Компьютерной игрой кажется и рекордный заезд по северной петле Нюрбургринга — такой же безукоризненный, как круг на игровой приставке. Его крутят и крутят на телевизоре в боксах на фоне разобранного, разрезанного вдоль GT-R. Завораживает...

И совсем уж максимализмом веет от попыток представить эту машину как гражданский премиум-класс. И, наверное, я бы уже лопнул от сарказма, однако GT-R внутри действительно выглядит как приличное купе, а не ободранный каркас для однократного заезда на скорость. Лет через пять его перетянут какой-нибудь модной на тот момент титановой кожей, системой кругового обзора и флюорографии водителя и продадут как Infiniti G следующего поколения.

Nissan
Такси от Nissan

Потому что линия горизонта со времен предыдущего Skyline теперь очень далеко смещена вперед. Похоже, отныне на спорткарах можно ездить детям с 10 лет (как только дотянутся до педалей). Техническое совершенство автомобиля преобразовано в гигантский запас прочности для водителя. Ничто: ни обычное усилие на педалях, ни простота управления, ни гражданская эргономика — не дает повода усомниться в том, что перед вами обычный автомобиль для обыкновенного водителя. Суперкар как в каком-нибудь фильме про Бэтмена спрятался под личиной городского автомобиля. Только спидометр широко открывает вам глаза…

А предыдущий Skyline кажется по сравнению с GT-R предшествующим. Неспешно так, расхлябанно шествующим. Новый лучше старого настолько, насколько футбольная сборная Испании лучше сборной Португалии. И на те же качества: несгибаемость и молниеносность.

Если материя все еще дается нам в ощущениях, то круги по Эшторилу от водителя к читателю не передаются. Запомнились даже не свои, а чужие круги с профессиональным гонщиком за рулем. Он наконец-то со скрежетом поломал швейную машинку, и GT-R отор-р-рвал колесо от земли и заскрежетал по отбойникам. Было что-то еще, но я сам работал в это время дополнительной распоркой между полом и правым упором кресла. Такими крепят лаву шахтеры: разжимают домкратом низ от верха. Вот и я — маленький, щуплый, стальной — проторчал стоя наискосок в левом (машина была праворульная) кресле просто как еще один элемент жесткости кузова.

Украинские ниссановцы думают: возить сюда эту машину или нет. Для них это означает строительство еще одной СТО, и никто не предскажет — окупятся эти затраты продажами или нет. (Я подскажу — окупятся!)

Гон, гони прибыль!

Итак, профессиональные аудиторские приемчики вроде включения в результаты доходов от продажи земельного участка не изменили главного — прибыль Nissan к апрелю 2008 года меньше обещанной акционерам. То, что план выполнить было невозможно, картины не меняет: предыдущие планы тоже были невыполнимыми, но Гон их выполнял!

Nissan
Наверное, завистник из Porsche

И совсем возмутило экономических обозревателей то, что, определяя перспективы до 2012 года, Гон не обозначает финансовых целей. А еще, не колеблясь, определяет ближайшие годы для автомобильной промышленности как крайне безрадостные. Словом, рекордные 8 % рентабельности акционеры в ближайшие годы будут только вспоминать.

Все гиганты столкнутся с гигантскими проблемами. А Nissan с продажами почти 4 млн авто в год — тоже гигант. Цены на металл зашкаливают, а делать деревянные автомобили, похоже, никто не собирается. Иена укрепляется (привет гривне!) относительно американского доллара, что вредит экспортерам, и новый бюджет Nissan исходит из 14%-ной ревальвации японской валюты в ближайший год. Никто не знает рецепта успеха: ни умники из General Motors, терпящей миллиардные убытки, ни успешные умники из Toyota, ни всезнающие маркетологи, лихорадочно производящие электронные таблицы, из которых не следует — как всегда — ничего. Toyota и Honda предсказывают падение прибыли. Honda поменьше — 18%, Toyota почти на треть — 27%.

— Что делать, Гон?

— Автомобили.

 

«Забурела Тианка, ой, забурела!»

— сказал бы по этому поводу Шура Балаганов. Тут я слукавлю и сделаю вид, что новую Teana нам показали в Португалии, хотя на самом деле нет. Teana в Португалию привезли, и некоторые журналисты ее там и сфотографировали... Однако организаторы в последний момент решили не опережать европейскую премьеру, и машину убрали. Живьем я увидел ее только на выставке в Киеве, где и вырвалось это самое балагановское.

Teana
Голубоглазая Teana...

На «вечно вторую», пытающуюся потеснить «царицу продаж» Toyota Camry, новая Nissan Teana совсем не похожа. Что портило неплохую прошлую, т. е. нынешнюю Teana? Скромность и булочные, детские передние фонари. Под чьим-то влиянием машина преобразилась. Внешне стала резче, стремительнее, более европейской.

MaximaИ мне, жителю страны, для которой она сделана, машина нравится. А Maxima, сестра Teana, почти такая же, но предназначенная для американского рынка, с фарами в форме коренных зубов, нравится куда меньше. Впрочем, дело прикуса и вкуса. Но что забавно — и тут Гон прав! Локализуя дизайн, учитывая мельчайшие психологические особенности покупателя, он умудряется, как автомобильный Чичиков, оставаться приятным во всех отношениях для всех рынков сразу.

TeanaAltima, от которой я не в восторге, делает продажи на тяжелейшем рынке Америки. Teana, которая не по вкусу американцу, великолепно продается в России и Украине.

Внутри Teana — интерьер Infiniti, причем панель управления G-класса (кстати, такое впечатление, G-шный салон выиграл какой-то внутренний конкурс из нескольких вариантов дизайна, примененных на Infiniti G-, M- и F-классов, и теперь перекочевал и на новый Infiniti FХ-50, и на бизнес-модели Nissan). А собранная в свободные складочки нежная кожа заднего дивана несомненно стоит тех $50 тыc., которые с вас возьмут за максимальную комплектацию. Не говоря уже о новых тяговитых двигателях. Не случайно на рекламе машину вывернули — есть что показать. Camry, соответственно, придется стыдливо прятать внутренности до переоснащения.

Эф-экс

Infiniti
... в электрическое будущее

«Нет, ну вы скажите, какими идиотами надо быть, чтобы взять машину и целый день колесить на ней, не выезжая за пределы автомобильной площадки?!» — неизвестным коллегам, навсегда перехватившим у меня Infiniti FX-50, посвящается эта фраза.

Экс-FX я любил и любви этой не скрывал. На новом FX я не ездил. И скрывать этого тоже не буду.

InfinitiРаньше машине было все равно, что о ней думают, потому что (или поэтому) она выглядела великолепно. Со второго раза авто об этом задумалось, и в формах проявилась некая кокетливость. Тем не менее, учитывая сложность задачи, ставим дизайнерам твердую пятерку. Силуэт остался неизменным, интерьер стал эргономичнее, хотя смена крупноблочной панели управления на более дробную, что ли, может не понравиться консерваторам. Впрочем, определение «консерваторы» в отношении владельцев «Эф-экс» звучит забавно.

Что ж, собственно автомобильные качества флагмана Infiniti посчитаем осенью, когда машина появится на рынке. Тогда же появятся и первые оценки продвижения Карлоса Гона в направлении к целям 2012 года.

Infiniti
На крыльях...

 

Крибле-крабле…

Например, «автомобиль за 2500 долларов».

Как они этого добьются — не знаю. Да хоть из бумаги его сделай и зарплату не выплачивай — все равно выходит дороже. А равноправным партнером по этому проекту Гон определил некую индийскую Bajaj Auto, доселе известную в качестве производителя мотоциклов. О цене теперь уточняют, что 2500 — это «минимальная оптовая» цена. Но не стоит наивно предполагать, что машина с индийской ценой достанется только Индии. Оцените масштаб! Гон (т. е. Renault-Nissan) покупает блокирующий пакет в российском АвтоВАЗе, на который уже все исторические инвесторы плюнули, затем забирается уж совсем в инвесторские джунгли — покупает ИЖ, традиции которого, пожалуй, заключаются в умении делать самые неремонтопригодные автомобили в мире. Между тем, если отбросить иронию, сейчас это нормальная площадка по сборке корейских автомобилей, которые и занимают львиную долю рынка развивающихся стран. Не кажется невероятным, если наполовину индийский, на четверть — французский и на четверть — японский автомобиль будет производиться в том числе и на Урале. И продаваться в том числе у нас.

Nissan

Второе направление — электрические автомобили. Сейчас, когда доля бензиновых двигателей потихоньку уменьшается, а электромоторы присутствуют только в так называемых гибридах, планы компании по завоеванию лидерства в электромобилестроении кажутся несвоевременными. Однако прототипы Nissan, упрямо показываемые на каждой выставке, подтверждают: речь идет о настоящих производственных планах. И так же, как кинескопные телевизоры в одночасье были сметены жидкокристаллическими, а пленочные фотоаппараты — цифровыми, так и двигатели внутреннего сгорания прикажут долго жить.

И через четыре года Гон выгонит на площадку 59 электромобилей.

Похоже, надо запасаться батарейками.

Вы здесь:
вверх