логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Яна в интерьере Дарья ЧЕРКАШИНА - «Контракты» №28 Июль 2008г.

Яна СтоларВначале дорогие интерьеры помогли владелице турфирмы Яне Столар завоевать доверие богатых клиентов, а потом превратились в самостоятельный бизнес


В интервью Контрактам Яна Столар, генеральный директор туристической фирмы «Яна», рассказала о том, что:
1) занялась турбизнесом, чтобы показать остальным операторам, как нужно работать
2) если предприниматель экономит на персонале, ему не стоит заниматься бизнесом
3) за 10 минут общения может определить, сработается с человеком или нет
4) не любит повторять свою просьбу трижды


Вы с детства мечтали заниматься туристическим бизнесом?

— Я никогда не мечтала заниматься туризмом. Идея создать собственную туристическую компанию возникла совершенно случайно. С десяти лет я занималась фехтованием, сначала в клубе «Динамо», после — в Спартаке. В 18 лет вышла замуж и родила сына. На этом моя спортивная карьера закончилась. Но дома не сидела, а продолжала работать — в парикмахерской.

Почему не оставили работу?

— Во-первых, не могла без работы и активного общения с людьми. Мне всегда нравилось быть организатором, вдохновителем. В школе была комсоргом, причем не формальным, а очень активным: устраивала вечера поэзии, организовывала туристические походы и встречи с интересными людьми, для лучших учеников выбивала путевки в пионерские лагеря.

Во-вторых, тогда было время тотального дефицита, и деньги приходилось зарабатывать всем. Тем более, жили с мужем в двухкомнатной хрущевке вместе с моими родителями и братом. Позже мы с супругом занялись торговлей, а еще через какое-то время — производством трикотажа. В то время в моду вошли шапочки и шарфы фирмы Adidas. Достать их было практически невозможно, и мы решили этим воспользоваться. Закупили вязальное оборудование и открыли небольшой вязальный цех. Готовый товар сдавали в комиссионные магазины.

Но в 1990 году моей семье пришлось уехать в Германию, по большей части из-за отца: он нуждался в операции, а в то время их в СССР не делали. Когда папа пошел на поправку, вернулись в Украину. Жить в Германии я не смогла: чужая страна, чужие люди...

Чем занялись после возвращения?

— Тем, что уже было хорошо знакомо. Мы с мужем организовали небольшую фабрику по пошиву одежды: выпускали то, что было модно и в дефиците. Ткани и фурнитуру возили из ОАЭ. Так как азы производства мне были уже известны, дело пошло на ура. При поездках в Эмираты мы пользовались услугами турфирмы, и я видела много ошибок в работе этой компании. После каждого путешествия делилась с мужем своими впечатлениями и рассказывала, как бы все сделала, если бы сама организовывала эту поездку. Однажды, после очередного моего рассказа, супруг мне сказал: «Если ты знаешь, как сделать правильно и лучше, давай сделаем!»

Стартовый капитал для нового бизнеса удалось заработать на пошиве одежды?

— В то время на открытие туристической фирмы не нужно было больших средств. У нас с мужем были друзья, которые в полуподвальном помещении собирали компьютеры. Для нашей новосозданной фирмы, состоящей из трех сотрудников — меня, мужа и бухгалтера, они выделили там один стол. Телефон был один на всех. Искали клиентов с помощью рекламы в газетах «Рио» и «Галицкие контракты», на телевидении и радио. Кроме того, звонили друзьям и знакомым, предлагали услуги по организации отдыха за рубежом. Так и говорили: мы это сделаем лучше других!

Яна Столар
— Предупреждаю дважды, потом действую

Я также ходила в туристические фирмы и говорила, что представляю фирму «Яна», у меня лучший на рынке продукт, поскольку тогда многие крупные туркомпании зарабатывали преимущественно на автобусных экскурсиях в Европу, а я предложила туры с авиаперелетами, призывала сотрудничать со мной. И многих таким образом убедила.

О каком сотрудничестве шла речь?

— Предлагала менеджерам туркомпаний, естественно за комиссионные, направлять к нам клиентов. Дело в том, что тогда и туризма-то как такового в Украине не было, все строили бизнес практически вслепую, учились на своих и чужих ошибках, пробовали разные направления. Мы заняли нишу индивидуальных туров.

Почему решили занять именно эту нишу?

— Наверное, так получилось случайно. Я хотела, чтобы в компании все было лучшее: офис, оргтехника, сотрудники. Уже через год после своего основания наша фирма переехала в новый офис. Это была бывшая коммунальная квартира на первом этаже, но в центре города и с таким ремонтом и интерьером, которыми в начале 2000-х не могла похвастаться ни одна турфирма. Компанию начали воспринимать как агентство с высоким уровнем обслуживания и ценами выше средних. Автоматически к нам потянулись более состоятельные клиенты, которым был нужен дорогой сервис.

Как вы подбирали персонал?

— Подбором персонала всегда занималась только я, лично беседовала с каждым потенциальным сотрудником. Я хорошо чувствую людей: после 10-минутного общения с человеком мне становится понятно, что он из себя представляет, близок ли мне по духу, готов ли разделить не только успех, но и неприятности, которые, к сожалению, бывают в любом бизнесе. Для поднятия профессионального уровня сотрудников компании приглашала преподавателей английского языка, специалистов, обучающих работе на компьютере, позже — психологов для работы с менеджерами, проводили специальные тренинги.

С какого направления вы начинали бизнес?

— С ОАЭ, потому что я хорошо знала эту страну. Потом мы организовали чартерные рейсы в Турцию, Болгарию, Египет. Новое направление выбрать было несложно — его задавала мода. Сегодня, например, модно летать на Мальдивы и в Гоа, а тогда — в Египет и Турцию. Когда замечала новую тенденцию, тут же ехала в эту страну и разрабатывала направление. Перед запуском туров всегда стараюсь побывать в стране сама.

Мы постоянно посещали международные выставки, искали партнеров за рубежом, знакомились с иностранными туроператорами и представителями отелей. В то время найти их было не так сложно, потому что для зарубежных партнеров Украина была новым рынком. Границы только открылись, и они понимали, что в их страну хлынет поток туристов из нашей страны.

Так год за годом мы создавали все новые и новые маршруты и сегодня можем отправить клиента практически в любую точку земного шара. Ведь самое главное в этом бизнесе — не стоять на месте, а предлагать что-то новое. Сейчас наш офис занимает пятиэтажное здание, в котором работают 100 сотрудников.

Удавалось избежать партнерства с сомнительными фирмами?

— Да. Мы проверяли репутацию потенциальных партнеров в торгово-промышленных палатах их стран, запрашивали координаты министерства туризма, и там, в свою очередь, просили рекомендации на турфирмы. Таким образом избегали проблем.

А с клиентами проблемы были?

— Да, поскольку все люди совершенно разные. Бывало, клиент приходил, выбирал направление, гостиницу. Мы составляли маршрут, бронировали номер в отеле, а он исчезал. Но оплату за услуги иностранным партнерам должны были производить мы. Чтобы избежать таких ситуаций, начали работать только по предоплате, заключать договор с клиентом и только после этого бронировать места.

Вам не было сложно заниматься туристическим бизнесом, не имея специального образования?

Яна Столар
Я могу отправить вас куда угодно

— Вы знаете, главное — верить в себя и в свои силы. Поэтому я смело шла вперед. Но знания — это важная составляющая успеха. Я считаю, что человек должен быть отличным специалистом, иметь глубокие знания в той сфере, в которой работает, а не поверхностные, как это часто бывает в бизнесе. В 1999 году я поступила в Институт туризма на факультет повышения квалификации по специальности «менеджер туристической деятельности». Хотя могу сказать, что наше туристическое образование не дает достаточно знаний, необходимых для работы в этом бизнесе: по географии, этике, эстетике, зарубежной культуре, и самое главное — по психологии. А ведь без знания психологии невозможно работать в туристическом бизнесе. Работники нашей отрасли должны чувствовать, что человеку необходимо.

Еще каким-нибудь бизнесом занимаетесь?

— Семь лет назад, когда наша компания уже твердо стояла на ногах, я открыла дизайн-студию. У моего мужа на тот момент уже была строительная компания, и мне хотелось привнести в архитектуру и дизайн что-то от каждой страны, в которой я побывала; показать, что и у нас так можно сделать. Так что муж строил дома, а я их оформляла. Уже спустя год после открытия мы стали известны, и от клиентов не было отбоя.

За счет чего?

— Считаю, если делать что-то, то на все 100%. Это мой девиз не только в бизнесе, но и в жизни. Все должно быть лучшим: команда специалистов, условия труда, офис. И только в этом случае бизнес будет иметь успех. А если руководитель экономит на кадрах, сырье, помещении, то бизнес и затевать не стоит.

Где вы учились дизайну?

— Нигде. Я уже говорила, что любой человек, который верит в себя и у которого есть способности, может добиться многого.

Постепенно училась у наших архитекторов читать чертежи. Кроме того, у меня есть чувство пространства, я умею «ходить» по чертежам и сразу представляю, какой интерьер будет удачным.

Три года назад у меня родились дочери-близнецы, и этот бизнес пришлось продать. Было очень жаль, но дети требовали моего внимания. Сейчас дочери подросли, и я снова открыла дизайн-студию при строительной компании мужа — «Элитаж».

«Яной» вы до сих пор лично руководите?

— Сейчас в офисе практически не бываю, принимаю участие только в решении стратегических вопросов. Директором фирмы назначила сотрудницу, которая прошла в «Яне» путь от менеджера направления до старшего менеджера и затем — моего заместителя. Два года назад я подарила ей часть фирмы, потому что считаю, она этого заслужила, и я ей полностью доверяю.

К какому типу руководителей вы бы себя отнесли?

— Я стараюсь создавать в фирме домашнюю атмосферу и не люблю иерархии. Ведь большую часть своей жизни люди проводят на работе. Не было дня, чтобы я, зайдя в офис, не заметила новый костюм, новую прическу своего сотрудника или грусть в его глазах. Если кому-то плохо, стараюсь помочь. Но при этом я очень жесткий руководитель и, думаю, справедливый.

В чем заключается жесткость?

— Я могу сделать замечание дважды, а на третий раз прибегнуть к действию. Это касается даже таких бытовых мелочей, как беспорядок на столе у менеджера.

 

Персона

Яна СтоларЯна Столар родилась 16 октября 1962 года

Образование: в 1978 году поступила в Институт физкультуры, после окончания первого курса оставила учебу

1999-2000 гг. — Институт туризма, факультет повышения квалификации, специальность «менеджер туристической деятельности»

2000-2006 гг. — Институт туризма, факультет менеджмента организаций

С 1994 года — генеральный директор туристической фирмы «Яна»

Семейное положение: замужем, сын и 2 дочери

Жизненное кредо: любить жизнь и верить в себя

Хобби: проектирование домов

За что стыдно: за то, что когда-то кого-то могла обидеть

Кем гордится: сыном

Последняя прочитанная книга: Леон Юрис «Исход»

Компания

Туристическая фирма «Яна» основана в 1994 году

Численность персонала: 100 человек

Доход за 2007 год: 15,9 млн грн

Рост зарплаты за 2007 год: 20%

Вы здесь:
вверх