логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Уклад жалованья Алла КОНЯЕВА, менеджер психологической службы «Анкор СВ» компании Executive Search - «Контракты» №33-34 Август 2008г.

ЗарплатаЗарплаты в украинских компаниях растут на 24% в год, но при этом сами сотрудники чувствуют себя все беднее и беднее



Согласно «Обзору заработных плат и компенсаций — 2008», подготовленного компанией «Алла Коняева и Партнеры», 52% украинских компаний привязывают заработные платы своего персонала к валюте, как правило, к доллару США. 35% компаний выплачивают зафиксированные в валюте оклады в гривне по курсу НБУ, 13% — по внутреннему фиксированному курсу, 9% — по коммерческому курсу и 5% — в твердой валюте.

Больше половины компаний — 54% — повышают зарплаты своим работникам раз в год, еще четверть — дважды за год. На некоторых предприятиях зарплаты пересматривают ежемесячно, но таковых среди участников исследования всего 1%. И только представители 6% компаний сообщили, что не производили пересмотр окладов. В среднем зарплаты увеличились за год на 24%, при этом минимальный рост составил 6%, а максимальный — 90%. При этом в бюджетных планах 69% компаний на 2008 год предусмотрено повышение зарплат своему персоналу в среднем на 20%. Проводимый нами в настоящее время опрос показывает, что эти планы уже реализовываются. Так, за прошедшие 6 месяцев 2008 года компании повысили зарплаты на 15% (зафиксированный в опросе минимум повышения составляет 5%, максимум — 30%).

На решение работодателя об увеличении окладов влияют три основных фактора: стремление сохранить лояльность работников, инфляция, борьба за новые квалифицированные кадры.

компенсации
Нажмите, чтобы увеличить

Наиболее популярными основаниями для повышения базовых окладов являются: признание индивидуальных заслуг сотрудника (74% компаний), внешняя конкурентная среда (действующие на рынке труда предложения — 51-56%), комплекс факторов — результаты аттестации, субъективная оценка менеджеров, увеличение прибыльности компании (35-41%). Выслугу лет учитывают 25% участников ислледования.

При подготовке «Обзора» мы хотели определить, растет ли вместе с постоянным увеличением заработных плат удовлетворенность персонала. Оказалось, что 32% респондентов считают, что повышение зарплаты не компенсирует роста стоимости жизни. То есть, несмотря на рост доходов, треть работников чувствуют, что уровень их благосостояния снижается. Можно предположить, что желание сохранить персонал вынудит работодателей и далее наращивать стоимость трудовых ресурсов. Так, тенденцией западных рынков труда в последние годы является повышение стоимости рабочей силы: порой она составляет до 50% от общей стоимости производства товаров или услуг, как, например, у компаний финансового и интеллектоемкого секторов. Это означает, что у украинских компаний есть значительные резервы для увеличения фонда оплаты труда. К примеру, наименьшее соотношение бюджета на содержание персонала к годовому обороту компании, заявленное участниками «Обзора», составляет 0,05%, средний показатель — 10%, максимальный — 44%.

Бонусы и льготы

Половина компаний-участников исследования выплачивает бонусы работникам с периодичностью раз в год, 40% делают это ежемесячно и ежеквартально, полугодовые бонусы предоставляют 12% компаний. Только годовой бонус применяют 18% компаний, что существенно ниже прошлогодних данных: тогда 32% участников заявили, что выплачивают его.

Как правило, основанием для выделения бонусов являются: индивидуальная успешность сотрудника (76% респондентов), выполнение плана всей компанией (62%) и подразделением (59%), в 29% компаний решение о выплате премиальных принимается конкретными менеджерами. Предстоит еще завоевать поклонников методу оценки «360 градусов» (сотрудника оценивают специалисты, с которыми он вступает в рабочие отношения: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты. — Прим. ред.), пока его применяют 8% компаний.

Набор дополнительных льгот из года в год остается стандартным: оплата обедов, подарки на праздники, помощь во время печальных событий, 13-я зарплата — его применяют около трети компаний. По-прежнему исключениями являются оплата отпуска для всей семьи или образования детей локальных сотрудников. Однако такие льготы предоставляются в каждой третьей компании, привлекающей иностранцев для работы в Украине. Постепенно завоевывают популярность такие компенсации:

  • «принцип кафетерия» при формировании индивидуальных компенсационных наборов, то есть сотрудник сам выбирает себе льготы — 9% компаний сообщили о его введении;
  • опционы топ-менеджерам — их предлагают 5% компаний;
  • предоставление сотрудникам возможности стать акционерами после 3-5 лет работы — 6% компаний заявили об этом.

В качестве типичной дополнительной льготы 60% предприятий предлагают разные виды страхования: добровольное медицинское, автострахование, страхование жизни, от несчастного случая и т. п.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что перебор со стимулированием сотрудников нарушает баланс на рынке труда.

Обеспечение транспортом и мобильной связью

Четверть офисного персонала обеспечивается транспортом, что на 7% выше, чем в 2007 году. Чаще всего выделяют служебные автомобили или выплачивают компенсацию за использование собственного транспорта в служебных целях работникам технического (29% от суммарного количества сотрудников этих подразделений) и административного (26%) отделов компаний (в основном топ-менеджерам). Далее следуют работники отделов продаж (21%), менеджеры финансового департамента (16%), сотрудники отделов послепродажного сервиса (13%) — в основном это сервисные представители, которые ездят к клиентам, и специалисты отделов логистики, в том числе сотрудники автотранспортных подразделений (10%). Значительно отстают в транспортном обеспечении специалисты информационных отделов (7%) и рекламы/маркетинга (6%).


Средствами мобильной связи персонал обеспечивается гораздо чаще, чем транспортом: 38% офисных сотрудников полностью или частично пользуются оплаченными компанией мобильными услугами. В этом виде компенсаций лидерство принадлежит работникам отдела логистики (71%), за ними следуют представители администрации (50%) и послепродажного сервиса (46%), высшие технические специалисты (29%), персонал отделов продаж (36%), специалисты в области маркетинга/рекламы (30%) и сотрудники финансовых подразделений (25%).

Персоналу 38% компаний выделяют средства и на представительские расходы. Преимущественно их получают топ-менеджеры и ведущие специалисты отделов продаж, логистики и технические специалисты высшего уровня.

Расходы на обучение персонала

Значительные изменения за последний год произошли в политике обучения и развития персонала. Бюджеты на тренинги выделяют 50% компаний, при этом средние размеры сумм на одного сотрудника выросли в 2-3 раза. Наибольшие бюджеты предусмотрены для работников административных отделов — $1431 на одного специалиста в год (конечно, нужно учитывать, что именно к этому подразделению мы причисляем высшее руководство компаний, тренинги для которого наиболее дорогостоящи). К ним вплотную приблизились специалисты информационных технологий — в среднем $1217 (правда, обучаются всего 6% сотрудников всех компаний). В отделах послепродажного сервиса, финансовом отделе и отделе продаж обучают каждого 10-го сотрудника, и на это выделяются приблизительно равные бюджеты — $1040-1183. Средняя сумма на обучение одного специалиста по маркетингу и рекламе (обучается каждый десятый) — $863, технического специалиста — $789. Однако такие бюджеты могут обеспечить лишь участие персонала в краткосрочных тренингах — 2-3 раза в год.

Количество кадров, которым компании полностью или частично оплачивают второе образование или МВА, незначительно — 0,1%. Чуть более 1% от общего числа офисных сотрудников могут за счет работодателя пройти стажировку за границей.

Контракты №33-34 / 2008


Вы здесь:
вверх