логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Маркетологи. Сам себе маркетолог - «Контракты» №33-34 Август 2008г.

маркетолог20% специалистов, называющих себя маркетологами, таковыми не являются, но даже они востребованы рынком



Маркетолог — одна из самых молодых, но популярных на сегодняшний день специальностей. «Моду на маркетологов ввели иностранные компании лет 15 назад, — рассказывает старший консультант компании Exon Recruiters Павел Богданов. — Сначала нанимали на эту должность каких угодно специалистов, зачастую брали лингвистов, поскольку единственным требованием было знание английского языка».

Такая ситуация, во-первых, сформировала стереотип, что стать маркетологом легко и для этого ничего не нужно уметь. «Сфера маркетинга интересна молодым людям сочетанием разнообразных бизнес-инструментов, технологий, методик и возможностью создавать и внедрять креативные идеи, — рассказывает Юлия Макарова, старший консультант департамента В2В рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернешнл». — Но очень часто их привлекает в этой профессии лишь красивое слово «маркетолог». Из своего личного опыта знаю: старшеклассники или выпускники школ, еще не определившиеся с выбором профессии и не имеющие ярко выраженных склонностей к точным наукам, как правило, среди интересующих их дисциплин обязательно называют маркетинг». Но все дело в том, что как раз хорошие аналитические способности крайне необходимы маркетологу.

маркетолог
Нажмите, чтобы увеличить

Во-вторых, многие маркетологи-первопроходы, которым приходилось познавать азы маркетинга на практике, а не в университетских аудиториях, до сих пор остались аматорами, и их деятельность, основанная на интуиции, а не знаниях и расчетах, по мнению Павла Богданова, бомба замедленного действия. Такие маркетологи способны допускать элементарные ошибки, которые считаются моветоном у их западных коллег. И таких специалистов, отмечают рекрутеры, на рынке масса, их можно встретить не только в небольших компаниях со штатом 15 человек, но и на многих известных предприятиях. «Я интервьюировал нескольких маркетинг-менеджеров и проверял знание ими базовых понятий маркетинга — классических терминов из учебника Котлера: что такое «маркетинг-микс», «ATL», «BTL»... И был шокирован, когда не смог получить от них ответы на эти элементарные вопросы», — рассказывает Павел Богданов. По его словам, около 20% маркетологов, с которыми ему приходится проводить собеседования, оказываются непрофессионалами. Но и таких специалистов в конечном итоге все равно покупают.

Маркомщики

Хотя украинские вузы уже готовят маркетологов, наличие профильного, маркетингового образования по-прежнему остается редкостью. Да и качество такого образования оставляет желать лучшего. «Я сталкивалась с тем, — рассказывает Юлия Макарова, — когда молодые специалисты, только закончившие факультет маркетинга, не смогли ответить на собеседовании на элементарный вопрос о четырех «пи» маркетинга. Наверное, ком-паниям проще брать людей и без профильного образования и учить их самостоятельно или ориентироваться на опыт мар-кетолога, а не его диплом».

Дефицит специалистов привел к тому, отмечают рекрутеры, что их знания и умения не стоят тех денег, которые они запрашивают за свою работу. Масла в огонь подливают сами руководители компаний, поскольку немногие из них вообще представляют себе, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Поэтому в украинских компаниях маркетологи зачастую одновременно выполняют функции пиарщика, аналитика или экономиста. «В маленькой компании маркетолог, как правило, универсален — на нем и анализ, и планирование, и бюджеты, и общение со СМИ, а также административная и бумажная работа. Для крупной компании, напротив, характерно структурное и функциональное разделение специалистов по профилям и направлениям. В первом случае набор функций широк, но зачастую поверхностен, а исполнение более простое, во втором — наоборот, функции уже, однако есть множество подфункций и больше отчетности», — продолжает Юлия Макарова.

«Многие маркетологи, работающие в Украине, в том числе в крупных международных компаниях, — уточняет Павел Богданов, — считают себя полноценными специалистами, но, по сути, являются маркомщиками (marketing communication maager). Маркетинг, как известно, состоит из так называемых 4-х «пи»: product (продукт), price (цена и ценообразование), place (дистрибуция), promotion (PR, реклама, промоушен). Так вот многие украинские маркетологи работают только с одним, последним «пи» — promotion, а про остальные забывают. Фактически, они являются рекламщиками, и это буквально так и есть, поскольку в маркетологи часто идут менеджеры рекламных агентств, которые хорошо справляются с проектами, связанными с промоушеном, но называют себя маркетологами. Однако теоретической базы у них как не было, так и нет. И называя себя стратегами, зачастую просто имплементируют в Украине идеи и наработки материнских офисов. Это происходит во многих FMCG-компаниях».

$8 тыс. за долю рынка

Между тем считается, что самые лучшие и опытные маркетологи работают именно в компаниях FMCG-сектора. Но сейчас наибольший спрос на этих специалистов испытывают инвестиционные компании, банки и предприятия В2В-сферы. «Дело в том, что в этой области очень мало маркетологов, да и маркетинг В2В-компаний специфичен, — объясняет Павел Богданов. — Специалисты из FMCG-компаний, являющиеся marketing communication people, не особенно стремятся идти в компании В2В, потому что понимают: там им будет скучно, поскольку не придется работать с ТВ или разрабатывать наружную рекламу».

Все выше, и выше, и выше Динамика роста заработных плат маркетинг-менеджеров за 2005-2007 гг., %
маркетолог

Самые востребованные на рынке, по мнению Юлии Макаровой, специалисты в области медиапланирования и разработки маркетинговых стратегий. Как правило, это профессионалы, получившие образование за границей. «На большинстве рынков, ранее уверенно развивавшихся, рост замедлился или прекратился, вследствие чего обострилась конкуренция. И все чаще компаниям необходимы специалисты, способные разработать стратегию захвата доли рынка при минимальных затратах», — рассказывает Павел Богданов.

Опытный маркетинг-менеджер может в среднем рассчитывать на $1,2-2 тыс., маркетолог, занимающий руководящую должность, имеющий несколько подчиненных, может зарабатывать $2-3 тыс. А у некоторых директоров по маркетингу украинских компаний оклад достигает $8-10 тыс.

Контракты №33-34 / 2008


Вы здесь:
вверх