логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Pr-специалисты. Беспорядочные связи - «Контракты» №33-34 Август 2008г.

PRЧтобы стать плохим, но высокооплачиваемым пиарщиком, достаточно иметь много связей. Кадровым резервом рынка специалистов по PR являются рекламисты и журналисты


«В газетах или интернет-порталах по трудоустройству можно обнаружить большое количество резюме тех, кто называет себя PR-менеджерами, — рассказывает Елена Трач, старший консультант компании Exon Recruiters. — Однако в процессе общения с ними оказывается, что большинство таковыми в классическом понимании этой профессии не являются, а всего лишь занимаются рекламой или размещают рекламные статьи за деньги. Можно констатировать, что количество профессионально грамотных PR-специалистов в Украине крайне ограничено».

Болезни у псевдопиарщиков те же, что и у псевдомаркетологов. Во-первых, значительное количество таких специалистов считают, что пиарщиком быть легко и для этого не нужно много знать и уметь. Во-вторых, зачастую обязанности PR-менеджера в компании размыты или он выполняет функции ряда специалистов: пиарщика, маркетолога, офис-менеджера и даже эйчара.

PR
Нажмите, чтобы увеличить

Это происходит по трем причинам. Во-первых, PR-менеджер — молодая для украинского рынка специальность, во-вторых, в Украине сложно получить качественное образование менеджера по связям с общественностью, а в-третьих, считает Станислав Вилюха, управляющий партнер компании Exon Recruiters, в нашей стране PR как инструмент маркетинга пока используется слабо. «За последние полтора года наша компания получила очень мало заказов на поиск специалистов по PR, но шесть месяцев назад количество таких заявок значительно увеличилось, — рассказывает он. — Дело в том, что предприятия сначала налаживают маркетинговые механизмы, чем и были заняты украинские компании все эти годы, а потом уже переходят к созданию PR-стратегий». Кроме того, многие отечественные компании не понимают сути пиара или имеют свое, довольно приблизительное, видение того, как должен работать этот инструмент.

Самые распиаренные

Кадровым резервом рынка специалистов по PR являются рекламисты и журналисты, поскольку в этой сфере важны связи с различными издательствами, агентствами. Зачастую  наличие у специалиста по PR широких связей в профессиональных кругах является одним из обязательных требований. Суровая реальность такова, что наличие и поддержание связей — нередко основная и единственная функция пиарщика. Такой специалист попросту коррумпирует журналистов и размещает PR-материалы под видом редакционных статей. Это позволяет заказчику пиара экономить значительные средства на рекламе.

«Есть очень простая методика определения хорошего PR-специалиста, — рассказывает Станислав Вилюха. — Нужно за определенный период времени сравнить два количественных показателя: упоминания в СМИ о той компании, где он работает, с упоминаниями о конкурентах. Если первых много, у компании сильный пиарщик, если нет — слабый».

Динамика роста заработных плат менеджеров по связям с общественностью за 2005-2007 гг., %
PR

По мнению рекрутеров, PR-профи можно найти: в компаниях — операторах мобильной связи, поскольку конкуренция на этом рынке очень сильна и их специалисты по PR используют все инструменты маркетинга; в некоторых банках, подконтрольных иностранным структурам; крупных международных компаниях. А вот в компаниях FMCG-сектора, по утверждению рекрутеров, хорошего пиарщика найти сложно. «FMCG-компании растят очень хороших маркетологов, — рассказывает Станислав Вилюха. — Но вот функция PR, как правило, там не так ярко выражена и является частью маркетинга, а PR-отдел зачастую всего лишь подразделение маркетингового департамента. Поэтому в данной сфере и специалисты по связям с общественностью вырастают довольно редко». Пожалуй, исключением из предприятий FMCG-сектора рекрутеры называют табачные компании, специалисты по PR в них ценятся довольно высоко. Наибольшие предложения для специалистов по PR, о которых знают эксперты рынка труда, — $3,5-5 тыс. в месяц.

По прогнозам рекрутеров, потребность в специалистах в области PR в ближайшее время будет расти со стороны международных банков, ретейла, производственных, табачных компаний и сетей быстрого питания. «Поскольку PR все-таки вспомогательная для бизнеса функция, — рассуждает Валентин Тимошенко, директор компании Management Consulting, — возможно, через несколько лет вырастет количество украинских компаний, которые будут заказывать PR-услуги на условиях аутсорсинга. Весь комплекс PR-мероприятий будут организовывать профильные агентства, а штатные специалисты по связям с общественностью будут только разрабатывать PR-стратегии компаний и координировать работу аутсорсеров. Так уже поступают крупные международные компании, которые, помимо PR, отдают на аутсорсинг также бухгалтерскую работу и HR-услуги».

Контракты №33-34 / 2008


Вы здесь:
вверх