логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дело в банках Татьяна СТРУК, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №36 Сентябрь 2008г.

интернет-проектКак создать интернет-проект, руководствуясь принципами Майкла Портера. Леонид Красавцев бросил работу в банке ради журналистики и стал совладельцем интернет-портала prostobank.ua


Бизнес 6. На новых потребностях

В одной из книг Леонид Красавцев как-то прочел, что хороший консультант должен научиться писать. Он бросил работу в банке ради журналистики и к 29 годам стал совладельцем интернет-портала prostobank.ua и компании «Простобанк Консалтинг».

Квартирный вопрос

Сотрудница Красавцева, с которой они вместе составляли рейтинги МВА в одном из деловых журналов, как-то рассказала, что раздумывает над покупкой квартиры в кредит. «Она начала собирать данные по процентным ставкам в разных банках. А я знал наизусть все скрытые комиссии финучреждений и мог подсказать, как их выяснить. Ведь в свое время именно тем и занимался, что разрабатывал системы кредитования в банках», — говорит Красавцев.

Проведенное мини-исследование коллеги подтолкнуло к созданию обширного рейтинга жилищных кредитов, впоследствии опубликованного в журнале. Оно и навело на мысль о создании специализированного финансового портала, где бы на регулярной основе появлялась информация о цене на продукты банков. Методика составления рейтингов и проведения исследования фактически была отработана, оставалось на ее базе создать программу и запустить интернет-портал. Поучаствовать в затее Красавцева согласились Александр Седых и Андрей Астахов, тоже бывшие работники банка.

Леонид Красавцев
Леонид Красавцев — гуру для своей команды

На разработку портала его создатели потратили 4 месяца и $600. Покупка логотипа, дизайн-сайта, аренда помещения под офис, регистрация компании, а также регистрация домена prostobank.ua на портале bigmir.net стоили им еще примерно $1,4 тыс. С момента начала реализации идеи до ее реального запуска Красавцев и его партнеры вложили в дело около $2 тыс.

Сегодня сайт представляет собой регулярно обновляющиеся рейтинги услуг 20-ти крупнейших банков Украины по нескольким популярным видам продуктов для физических лиц (кредиты, депозиты, денежные переводы, пластиковые карты).

По принципам Портера

«Чтобы выстроить конкурентный бизнес, необходимо использовать один из трех инструментов: фокусировку, диверсификацию или экономию на издержках», — цитирует Майкла Портера Красавцев. Его бизнес стал реальным воплощением этой формулы в жизнь, правда, не без некоторых корректировок. Экс-банкир так или иначе использовал все три принципа, перечисленных автором «Конкурентной стратегии». Компания сэкономила на офисе, арендовав небольшое помещение далеко от центра, купила технику в кредит. Своей нишей Простобанк Консалтинг избрал изучение банковского рынка.

Зарабатывать предприниматели собирались на размещении рекламы на портале, хотя владельцы аналогичных ресурсов убеждали в бесполезности затеи. «Агентства действительно чаще всего отказывались от сотрудничества. На момент раскрутки посещаемость портала не превышала 300 человек в день, а им были интересны сайты, которые ежедневно просматривают как минимум 500 человек», — вспоминает Леонид Красавцев.

К тому же агентства хотели заключать эксклюзивные договоры на продажу рекламы на сайте, а руководитель prostobank.ua планировал работать с главными рекламодателями — банками — только напрямую. Благодаря личным связям Красавцеву удалось найти первого клиента, им стал его бывший работодатель — ТАС-Комерцбанк.

бизнес

Чтобы увеличить количество ссылок на сайт в сети, Леонид начал писать аналитические корреспонденции, где использовал данные своих исследований. Стоило только разместить в интернете информацию о средней ставке по автокредитам, как Простобанк Консалтинг широко цитировали. Словом, довольно быстро компания наладила регулярную рассылку таких новостей.

Вторым клиентом стал один из иностранных банков, обратившийся с просьбой провести маркетинговое исследование кредитных и депозитных продуктов для юридических лиц. И тут Красавцев вспомнил о третьем принципе Портера — диверсификации доходов. Сегодня, если верить Красавцеву, изучение банковского рынка по заказу финучреждений приносит Простобанк Консалтингу около 50% доходов. Стоимость таких исследований колеблется от $300 до $10 тыс. Основные покупатели исследований — иностранные банки, понимающие, что задача их сотрудников не собирать конкурентные ставки по рынку, а продавать продукты и улучшать обслуживание клиентов.

Равнение на Польшу

Штат компании вырос с 4 (аналитик, специалист по исследованию рынка, программист и маркетолог) до 20 человек. Сама она уже интересна инвесторам. Один из них стал партнером Красавцева, Седых и Астахова по бизнесу. «На тот момент компании нужны были средства, чтобы перейти на новый уровень», — объясняет Леонид. У инвестора были интересные соображения по поводу развития проекта. Он предложил изучить опыт польского финансового портала bankier.pl, ставшего для prostobank.ua примером для подражания. В 2007 году польский проект заработал $6,9 млн, а чистая прибыль превысила $1 млн.


Компания Красавцева объединяет уже несколько порталов:  prostobank.ua для частных лиц,  prostobiz.com.ua — для предпринимателей, третий ресурс, исключительно для банкиров, запустят в сентябре 2008-го. Новое направление — тренинговое — пока рассматривается как инструмент продвижения. «Мы проводим семинары, где делимся опытом раскрутки сайта с банкирами и страховыми компаниями, — объясняет Красавцев. — В результате получаем аудиторию для продвижения своего продукта».

Целям промоушена компании служат и корпоративные блоги. «Мы единственная компания, где абсолютно все сотрудники, включая бухгалтера, ведут собственные блоги в обязательном порядке», — говорит Красавцев. Лишняя реклама компании не помешает. Через несколько лет бизнесмены собираются провести IPO Простобанк Консалтинг по примеру bankier.pl, капитализация которого в конце августа этого года уже превышала $37 млн.

 

По проторенной дороге

3 самые доступные франшизы от украинских предпринимателей

При выборе франчайзера директор департамента Ассоциации франчайзинга Евгения Кривонос советует учитывать в первую очередь опыт работы будущего партнера на рынке. К примеру, на Западе франчайзером может стать собственник бизнеса, работающий уже 1-2 года. В Украине такого требования не предъявляют, поэтому бизнесмены зачастую продают красиво описанную идею, в то время как должны предоставлять детально разработанный механизм открытия и развития бизнеса, рекламную и консультационную поддержку, полноценную программу обучения, а не ограничиваться экскурсией на работающую точку.

Франчайзи желательно пообщаться с коллегами, уже присоединившимися к сети, а также выяснить финансовые аспекты деятельности самого франчайзера. Впрочем, продавцы франшизы не обязаны открывать данные о своем бизнесе. Ответственность за ложную информацию, в отличие от своих западных коллег, они не несут.

 

1 Кислородный коктейль-бар

Кислородный коктейль-барСфера: розничная торговля

Новая франшиза на оборудование небольшого бара по продаже кислородных коктейлей в супермаркетах, торгово-развлекательных центрах, боулинг-клубах и т. д. Франчайзи получает от франчайзера оборудование и барную стойку в аренду под залог на полную стоимость оборудования. Текущие расходы на одну точку включают: аренду 3-4 кв. м площади, зарплату двух сотрудников, сырье (коктейль делают на соковой основе с пенообразующей составляющей. Из 1 л сока — 30-36 стаканов напитка). На минимальную рентабельность точка выходит при продаже 70 коктейлей в день.

Начальные инвестиции: до $10 тыс.

Роялти: $400

Чистая прибыль: от $1 тыс.

Окупаемость: 4-5 месяцев в Киеве и 3 — в регионах

 

2 АВТО-Драйв

АВТО-ДрайвСфера: прокат автомобилей (как часть сети автопрокатных станций)

Компания была создана в 2004 году. Сейчас ее сеть объединяет 22 прокатные станции, являющиеся независимыми субъектами. Авто-Драйв советует своим франчайзи начинать бизнес с покупки 3-х автомобилей экономкласса (до 2-х лет, с пробегом не более 60 тыс. км).

Начальные инвестиции: $10-20 тыс*.

Первоначальный взнос: $2 тыс.

Роялти: $100

Сроки окупаемости: 8-12 месяцев

 

3 Джинсы Суперцена

Джинсы СуперценаСфера: розничная торговля

Компания создана в 1990-м. Сеть состоит из 300 магазинов. Компания обеспечивает франчайзи продукцией, обучает персонал, оказывает рекламную поддержку и консультации по формированию ассортимента, разрабатывает дизайн-проект магазина, изготавливает и монтирует рекламную вывеску, устанавливает торговое оборудование.

Начальные инвестиции: $15 тыс. на открытие одного магазина в городе в помещении от 20 кв. м с персоналом 3 человека.

Ожидаемый доход с одной точки: $5-7 тыс.

Предполагаемые затраты на один магазин: $1-2 тыс.

Предполагаемый срок окупаемости: 3-6 мес.


*При условии покупки автомобилей в кредит

Контракты №36 / 2008
Вы здесь:
вверх