логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Золотая зелень Николай ТИМОШЕНКО - «Контракты» №39 Сентябрь 2008г.

Ландшафтний дизайнЛандшафтный дизайн может повысить стоимость загородного участка на 30%. Желание сэкономить на ландшафтном дизайне привело к появлению на рынке множества мелких фирм


Четыре года назад днепропетровский бизнесмен, поддавшись моде на ухоженные дворики, решил высадить напротив дома 4 голубые семиметровые ели. По подсчетам дизайнера, покупка деревьев в немецком питомнике обошлась бы предпринимателю почти в $30 тыс. Сумма показалась бизнесмену неоправданно высокой. Немного поразмыслив, он нанял за $3 тыс. экскаватор и грузовик, выкопал деревья из местного заброшенного парка и высадил в своих частных владениях. Ели недолго радовали глаз. На новом месте они так и не прижились. Начинающий садовник не знал, что корневая система деревьев, специально выращенных в питомниках, компактная и умещается в небольшом комке земли, а у деревьев, растущих в открытом грунте, корни простираются на много метров. Их неизбежно рубят при выкапывании, и растение постепенно погибает. Попытки облагородить приусадебный участок закончились выяснением отношений с правоохранительными органами, которым стало известно о краже. Бизнесмену пришлось заплатить $10 тыс. и «замять дело».


Сегодня таких историй почти не случается. «За 10 лет заказчики свыклись с мыслью о том, что оформление участка лучше доверить специалистам. Спрос на услугу ежегодно растет на 20-25%. Но клиентам по-прежнему трудно понять, как при стоимости дома в $300-500 тыс. за ландшафтный дизайн нужно заплатить $50 тыс.», — жалуются архитекторы. Большинство жителей коттеджей предпочитают обходиться минимальными затратами на озеленение.

Маленькие, но по три

Желание сэкономить на ландшафтном дизайне привело к появлению на рынке множества мелких фирм. На их долю приходится почти 90% рынка. За сезон одной такой фирме удается обслужить от 5 до 50 клиентов при средней стоимости заказа $20 тыс. Даже среди мелких ландшафтников мало кто берется за выполнение работ на сумму менее $2-3 тыс. Благодаря избирательному подходу к заказам, а также небольшим инвестициям в развитие рентабельность фирм достигает 15-20%.

«Начать бизнес по озеленению достаточно просто. Необходимый минимум: два автомобиля для перевозки грузов и рабочих, офис (но это необязательное условие), а также деньги на первую зарплату работникам», — признает владелец компании «Газон» Владислав Гайдучик.


Экскаваторы и подъемные краны, устройства для посадки крупных растений можно арендовать, а инвентарь купить на предоплату, полученную от первого заказчика. Обычно новичкам, чтобы именовать себя компанией по ландшафтному дизайну, хватает $10-15 тыс. Казалось бы, дело за малым: найти клиента — и инвестиции сразу же окупятся. Но иллюзии, что заказчики хлынут, стоит только собрать бригаду, быстро развеиваются. Если фирма не знает, как заявить о своем существовании, то в ожидании клиента можно просидеть целый сезон. А там зима — мертвая пора для ландшафтников, когда фирмы теряют до 70% персонала. Чтобы дожить до следующего сезона, некоторым приходится перепрофилироваться. К примеру, компания Erika landscape зимой становится производителем поликарбонатных козырьков.

Бизнес больших компаний в меньшей степени подвержен сезонным колебаниям спроса, поскольку ландшафтный дизайн не является главным направлением их деятельности. Основной заработок им приносит импорт посадочного материала, что позволяет повысить рентабельность бизнеса до 25-30%. Например, компания «Украфлора», изначально занимавшаяся оптово-розничными продажами растений, год назад открыла подразделение по ландшафтному дизайну, вложив в новое направление $100 тыс. В целом доходы компании ежегодно достигают $25-27 млн, а ландшафтный дизайн приносит около $200 тыс.

Ландшафтний дизайн

На рынке 7-10 крупных игроков с оборотом, превышающим $2 млн в год. Стоимость работ таких компаний в 1,5, а то и в 5 раз выше, чем в среднем по рынку, — $5-15 тыс. за сотку. Многопрофильные компании не так стеснены в средствах, как небольшие игроки, поэтому они закупают культиваторы, газонокосилки, посадочные машины и другую технику, что удорожает их услуги. В то же время клиентов, не скупящихся на ландшафтный дизайн от именитой фирмы, не так уж и много. Крупные компании сосредоточили всего 10% рынка услуг по озеленению.

Продам дерево дорого

До 90% выручки украинских фирм по ландшафтному дизайну формируют частные заказы. «В Западной Европе наоборот: к специалистам обращаются преимущественно строительные компании, всегда заказывающие проект озеленения при сдаче в эксплуатацию крупных объектов (гостиниц, торговых центров и т. д.). Об озеленении прикоттеджных участков владельцы домов заботятся самостоятельно. Самому превратить дворик в произведение искусства очень престижно», — рассказывает генеральный директор Украфлоры Елена Букало.

Ландшафтний дизайнУкраинские девелоперы редко оказываются клиентами ландшафтников, поскольку для того, чтобы продать построенные площади, достаточно засеять участок перед ними травой.

«Мы много раз проводили переговоры со строителями коттеджных поселков, но наши представления о ландшафтном дизайне расходятся. Делая газон, они, как правило, не предусматривают систему полива, покупают самые дешевые деревья в лесничествах и зеленстроях, экономя буквально на всем», — сетуют дизайнеры.

В среднем за год украинцы тратят, по разным оценкам, около $20-50 млн на благоустройство участков. И хотя с начала 2008 года рынок успел пережить немало потрясений, ландшафтные дизайнеры не остаются без заказов. График до конца сезона расписан даже у самых мелких игроков (работающих в нижнем сегменте рынка — $2 тыс. за сотку), остро отреагировавших на колебания курса гривни.


«Весной из-за падения доллара мы потеряли несколько проектов, но быстро нашли новых клиентов. Спрос на рынке велик, а конкуренции практически нет, так что без работы компании не останутся еще долго», — утверждает директор фирмы «Ирис» Галина Хорольская.

В идеале стандартный проект ландшафтного дизайна для участка площадью в 10 соток должен включать: план озеленения ($2-4 тыс.), завоз плодородной почвы ($5-7 тыс.), укладку газона ($4-5 тыс.), установку системы автономного полива ($8-12 тыс.). Только на эти работы уйдет около $20-30 тыс.

Ландшафтний дизайнНа окончательную стоимость проекта влияет наличие искусственных водоемов, фонтанов, водопадов, беседок и, конечно же, высаженных растений. Например, клен высотой до 1 м стоит около $20, тогда как восьмиметровое дерево — $7-8 тыс. Многолетние кустарники и крупные деревья завозят, как правило, из Польши, Германии, Голландии, Италии, Венгрии. В Украине питомники многолетних растений в дефиците. «Создание питомника требует значительных капиталовложений, и быстрой отдачи от них не будет. Ведь формировка дерева — длительный процесс, который может занимать 10 сезонов. У нас выращивают в основном однолетние мелкие растения, обеспечивающие быстрый доход», — объясняет Елена Букало.

В Западной Европе и США разработка дизайнерского проекта для участка в 10 соток в среднем стоит $10 тыс., а сами работы по благоустройству территории — от $150 тыс. Украинские риелторы утверждают, что качественный ландшафтный дизайн может увеличить стоимость загородного участка на 10-30%.

Ландшафтний дизайн
Такой вид из окна виллы дорогого стоит

Впрочем, этим не утешить владельцев коттеджей и вилл, выкладывающих за дизайн $50-80 тыс. Если клиенты видят возможность сэкономить, то пользуются ею. Они сажают молодые деревья, отказываются от почвы, расстилая рулонный газон на землю, засыпанную строительным мусором, заказывают вместо автоматической системы полива шланги. «Жители загородных резиденций мечтают, как после тяжелого трудового дня будут отдыхать под звук мерно стрекочущей газонокосилки, поливать траву из шланга. Но от романтики не останется и следа в 30-градусную жару, когда поливать газон нужно хотя бы два раза в день, иначе он превратится в сено», — предупреждает Елена Букало.


Садовые пристрастия
Как изменились вкусы хозяев загородных особняков

Еще 10 лет назад об озеленении прикоттеджного участка думали в последнюю очередь. Владельцы загородных соток застраивали территорию гаражами, эллингами, беседками, практически не оставляя места для растений. Зеленое оформление сводилось в лучшем случае к высадке нескольких елей, созданию одной-двух альпийских горок и, конечно же, газона.

В конце 1990-х украинцы пристрастились к экзотическим для наших широт растениям: итальянским соснам, кипарисам и даже пальмам. Но «иностранцы» тяжело осваивались в умеренном климате, часто доживая лишь до осени. Спустя несколько лет на смену экзотике пришла традиционная английская садово-парковая архитектура с галереями одинаково подстриженных кустов в форме пирамид и шаров. Впрочем, английские регулярные сады, которые красиво выглядят на участках в несколько гектар, на 10 сотках смотрелись неуместно, как и японские садики в лесу или березовой роще.

Как утверждают дизайнеры, теперь клиенты стремятся к тому, чтобы ландшафтный дизайн участков не диссонировал с окружающей природой. А экзотическую флору сменили декоративные формы привычных для наших широт деревьев: буролистые, желтолистые, пурпурные березы, белоокаймленные клены и карликовые рябины. На месте альпийских горок появились клумбы из нескольких десятков видов цветов и кустарников, подобранных так, чтобы с ранней весны и до поздней осени на них что-то цвело.

Но главное, у обладателей частных имений изменился подход к озеленению в целом. Многие стали проектировать ландшафтный дизайн еще на этапе строительства дома.

Вы здесь:
вверх