логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Поколение LCD Надежда ГОНЧАРУК, Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №39 Сентябрь 2008г.

LCDВ борьбе LCD- и PDP-технологий побеждает жидкость. Через пять лет мировой рынок телевизоров будет принадлежать производителям жидкокристаллических экранов


Через пять лет, по прогнозам некоторых аналитиков, мировой рынок телевизоров будет принадлежать производителям жидкокристаллических экранов. Свои смелые предположения они обосновывают в первую очередь высокими темпами роста продаж LCD-телевизоров.

Цены вниз Динамика стоимости ЖК-телевизоров в Европе, $
LCD

По данным исследовательской компании DisplaySearch, в IV квартале 2007 года мировые продажи экранов на жидких кристаллах впервые опередили кинескопные телевизоры: 47% мировых поставок против 46%. В 2007-м производители ЖК-телевизоров заработали рекордные $68 млрд — из $100 млрд годового оборота мирового рынка. Притом что продано было 79,3 млн LCD-телеприемников — менее 42% рынка в натуральном выражении.

Оборот сегмента кинескопных телевизоров составил чуть более $18 млрд — почти вчетверо меньше, чем сегмент ЖК-телеприемников. Чтобы заработать даже такую сумму, производителям электронно-лучевых телевизоров понадобилось реализовать почти 100 млн устройств — более 51% всех поставок за год.

Объем сегмента плазменных телевизоров в 2007-м еле дотянул до $14 млрд — продано всего 11,3 млн «плазм».

Спрос на ЖК-телевизоры растет как на дрожжах. Аналитики из DisplaySearch прогнозируют, что поставки жидкокристаллических устройств в этом и следующем году будут увеличиваться ежегодно минимум на треть — с 79,3 млн штук в 2007-м до 104,5 млн в 2008-м, в 2009 году — до 138,2 млн устройств.

Исполнительный директор корпорации Sharp Electronics в Европе Тошиюки Таджима при этом уточняет, что в 2008 году на европейском рынке будет продано треть реализованных в мире LCD-телевизоров — около 35 млн устройств.

Восток-запад Продажи телевизоров в Восточной и Западной Европе, млн шт.
телевизор

Еще два года назад основным конкурентом LCD-технологии (англ. Liquid Crystal Display) на рынке телевизоров были плазменные устройства. В 2006-м основным драйвером сегмента плоскопанельных телевизоров был повышенный спрос потребителей на большую диагональ и высокое качество картинки — именно по этим двум показателям «плазма» явно переигрывала ЖК. Поскольку все больше потребителей покупали крупноформатные экраны, постепенно заменяя 20- и 30-дюймовые модели на 40- и 50-дюймовые, крупногабаритным плазменным телевизорам прочили победу в борьбе двух технологий. Однако с 2007 года эксперты рынка начали один за другим менять свое мнение относительно будущего двух технологий. Коррективы в прогнозы внес мировой финансовый кризис.

Изначально плазменные телевизоры разрабатывались в качестве крупногабаритных коммерческих устройств — демонстрационных экранов для концертных холлов, залов ожидания и т. п.

телевизор

Дорогие PDP-экраны (англ. Plasma Display Panel) выигрывали и выигрывают по качеству отображения картинки начиная с диагоналей в 42-50 дюймов (107-127 см). По сравнению с ЖК-устройствами у них, как правило, более насыщенные цвета, больший контраст и углы обзора, отсутствует «шлейф», нередко сопровождающий движущиеся объекты на LCD-экранах в динамических сценах. На последней Международной выставке потребительской электроники IFA, проходившей в конце августа в Берлине, компания Pioneer для демонстрации преимуществ «плазмы» на своем стенде выставила два 50-дюймовых телевизора собственного производства и два LCD-приемника. Модель «плазмы» предыдущего поколения от Pioneer можно было сравнить с продающимся сегодня ЖК-дисплеем с частотой 60 Гц, а новую плазменную модель PDP-5000EX — с новым 120-герцовым LCD-телевизором. «Мы хотим показать, что даже устаревшая модель нашего плазменного телевизора дает лучшую картинку, чем новый серийный 120-герцовый ЖК, который можно найти в павильоне конкурентов», — объяснил Контрактам экспозиционное решение своей компании представитель Pioneer. По мнению экспертов Pioneer, последние разработки ЖК-панелей безнадежно отстают от новых идей, которые применены в новых моделях плазменных телевизоров.

Украинский LCD
LCD

Однако в 2007-м суперкачественная картинка на большом экране перестала быть главным преимуществом для покупателей. Из-за мирового финансового кризиса, плавно переходящего в экономический, спрос на экраны больших размеров заметно упал. По прошлогоднему прогнозу DisplaySearch (опубликованному в декабре 2006-го) по итогам 2007 года мировые продажи PDP должны были cоставить почти 14 млн единиц. Однако за 2007 год было продано всего 11,3 млн плазменных ТВ-панелей.

Затоваривание вынудило производителей PDP пойти на рекордные скидки — за год средняя цена плазменных панелей упала более чем на 30%. Такое снижение увеличило количество покупателей «плазмы». В 2007-м продажи выросли более чем на 15%, а доля сегмента PDP превысила 7% мирового рынка в натуральном выражении — абсолютный рекорд для плазменной технологии за все время существования.


Однако, несмотря на рост продаж, Sony и Fujitsu General свернули производство PDP-телевизоров, сосредоточившись на выпуске ЖК. А компания Matsushita Electric Industrial Co. (ТМ Panasonic), основной производитель PDP-устройств, начала экспансию в LCD-сегмент, купив долю Hitachi в компании IPS Alpha, и собирается построить фабрику по выпуску ЖК-панелей 8-го поколения.

Вендоры меняют стратегию, учитывая смещение покупательского спроса в сторону 27-32-дюймовых телевизоров. Серийный выпуск плазменных моделей с диагональю менее 40 дюймов (т. е. менее метра) практически невозможен из-за особенностей технологии. По сути, каждый из пикселей плазменной панели представляет собой заполненный инертным газом миниатюрный аналог кинескопа, который невозможно уменьшать до бесконечности. К примеру, на панели PDP-телевизора с разрешением Full HD (1920 х 1080 пикселей) нужно разместить более 2 млн микроскопических кинескопов. Для серийных моделей с диагональю менее 50 дюймов (127 см) это практически невозможно. Большинство PDP-телевизоров размером 32-46 дюймов только «поддерживают» технологию HD: имея разрешение меньше 1920 х 1080, они уменьшают HD-картинку до параметров своего экрана. Это означает ухудшение качества изображения по сравнению с ЖК-устройствами, поддерживающими Full HD.

Пятерка лидеров
телевизор

Производители LCD-панелей, напротив, начали экспансию на рынок с небольших экранов: сначала для ноутбуков и мониторов ПК и только потом для телевизоров. Чтобы увеличить размер матрицы с 10-14 до 40 дюймов, разработчикам LCD понадобилось более 10 лет и 7 поколений жидкокристаллических матриц — серийный выпуск ЖК-панелей 8-го поколения с диагональю 46-52 дюймов начался только в 2008-м. Однако, как показало время, у производителей LCD-экранов больше возможностей для маневра. Так, в прошлом году, после падения спроса на ТВ-экраны больших размеров, многие из вендоров перевели производственные мощности на выпуск панелей для ноутбуков и компьютерных мониторов.

Сегодня производители продолжают активно продвигать PDP- и LCD-телевизоры больших диагоналей. Но особых успехов такой маркетинг не приносит. По прогнозам Display Bank, в этом году от силы треть проданных устройств будут иметь размер экрана более 40 дюймов. Если покупательские предпочтения не изменятся и в 2008-2009 гг., плазменные телевизоры, скорее всего, превратятся в нишевый товар премиум-класса. В этом случае выручка производителей PDP-устройств в ближайшие годы останется на нынешнем уровне — $14-15 млрд в год. А LCD-устройства продолжат вытеснять морально устаревшие кинескопные устройства — продажи телевизоров с жидкокристаллическим экраном будут ежегодно увеличиваться примерно на 10-15%.


Украинцам ближе кинескоп

В 2007 году украинцы чаще всего покупали кинескопные телевизоры. Из 2,25 млн голубых экранов 1,85 млн, по данным Unitrade Group, пришлось на устройства с электронно-лучевой трубкой. Жидкокристаллических телеприемников было продано в 5,5 раза меньше — всего 340 тыс. Но выручка двух сегментов сопоставима — продажи кинескопных телевизоров принесли рознице и вендорам $323,75 млн, ЖК — $284,5 млн. Сегмент плазменных телевизоров на этом фоне выглядит очень скромно: 60 тыс. устройств, или $84,18 млн.

Но общемировая тенденция Украину не обошла стороной. За прошлый год продажи ЖК-устройств выросли более чем втрое. Отчасти это объясняется снижением средней цены — с $909 в 2006-м до $837 в 2007-м (почти на 8%). Впрочем, плазменные устройства потеряли в цене намного больше: за год средняя стоимость PDP-телевизоров в Украине уменьшилась на треть. Однако реализация выросла только вдвое — даже подешевев на 30%, плазменные телеприемники в Украине считаются роскошью. Средняя стоимость PDP-телевизоров в 2007-м превышала $1400. «Доля «плазмы» составит около 16-18% от общего количества проданных плоских телевизоров за этот год. Даже в случае резкого прироста продаж PDP-устройств, трудно предположить серьезное уме-ньшение доли LCD-телевизоров», — уверен Максим Набок, продакт-менеджер компании «Юг-Контракт».

А вот дешевеющие кинескопные телевизоры теряют популярность в Украине — в 2007 году было продано на 50 тыс. меньше, чем в 2006-м.

По прогнозам аналитиков Unitrade Group, в 2008 году украинский рынок телевизоров сохранит высокие темпы роста (+32%), а годовая выручка увеличится до $914,75 млн. Для сравнения: в 2007 году выручка составила $692,43 млн, темп роста превысил 37%.

Основные драйверы роста отечественного рынка — постепенная замена украинцами кинескопных телевизоров на ЖК и плазменные модели. Сейчас практически все украинские домохозяйства имеют телевизоры — при замене телеприемника украинцы все чаще выбирают современные модели.

Вы здесь:
вверх