логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ложная тревога Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №7 Февраль 2008г.

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию мало что изменит в бюджетообразующих отраслях


Если парламент ратифицирует Протокол о вступлении Украины в ВТО, уже в этом году страна станет 152-м членом Всемирной торговой организации. В том, что это произойдет, уже никто не сомневается. Однако, когда речь заходит о последствиях присоединения Украины к мировому торговому клубу, мнения расходятся кардинально. Некоторые аналитики от политики предрекают кризис агропрома, машиностроения, легкой промышленности. Экономисты считают, что, получив доступ к новым рынкам сбыта, на экспорте смогут подняться даже самые отсталые отрасли.

Правда, как всегда, где-то посередине: реально пострадавших и выигравших на самом деле единицы.

Немного пострадавшие

К таковым большинство экспертов относят автопроизводителей, аграриев, коньячников и виноделов, мебельщиков и предприятия легкой промышленности. Однако последствия отмены налоговых льгот и снижения ввозных пошлин отнюдь не катастрофические для украинских предприятий.

Например, вряд ли кардинально изменится расстановка сил на автомобильном рынке. Большинство экспертов сходятся во мнении, что снижение пошлин на импортные автомобили с 25% до 10% не приведет к пропорциональному падению цен на ввозимые машины. Спрос на иномарки стабильно высок, поэтому автодилеры не на диктофон признаются, что не собираются снижать цены.

Так что отечественные автопроизводители в ближайшие годы могут спать спокойно, даже несмотря на отмену налоговых льгот для автопрома. Собственно, украинские заводы, пользовавшиеся льготами, уже давно минимизировали возможные потери. Нулевой НДС при продаже автомобилей некоторых заводов правительство отменило еще в 2005 году. Производители под предлогом отмены льгот сразу же повысили отпускные цены. В 2006-м им удалось в судебном порядке вернуть нулевой НДС, однако цены на машины украинской сборки остались прежними. С января нулевой НДС снова отменили — уже окончательно. У автозаводов-льготников появился предлог опять-таки повысить цены — в этот раз на 1-3 тыс. грн.


Ситуация на автомобильном рынке может измениться только в том случае, если продажи автомобилей в Украине пойдут на спад, что, впрочем, тоже вполне вероятно. Эксперты проводят параллели с замершим рынком недвижимости, прогнозируя, что через 2-3 года автопродажи тоже резко снизятся, — наступит момент — точка насыщения: все, кто хотел купить или поменять автомобиль, сделают это. На рынке воцарится временное затишье. Вот тогда, в жесткой борьбе за покупателя, дилеры иномарок и пересмотрят цены уже с учетом 10% пошлины.

Снижение средней ставки ввозной пошлины на сельхозпродукцию после вступления Украины в ВТО не так уж и велико — примерно с 13,8% до 11%. При этом, например, ставку пошлины на сахар, ввозимый сверх квоты, оставят на уровне 50% от таможенной стоимости, подсолнечное масло — 30%. Но одновременно украинские аграрии станут платить 20% НДС. Как следствие, прогнозируют эксперты, мясо-молочная продукция отечественных производителей в 2009 году подорожает примерно на 10-15% и может быть вытеснена дешевым импортом. Однако аграрии смогут минимизировать потери за счет экспорта дорожающих семян масличных культур и зерновых, ограничения на вывоз которых Украина обязана отменить после вступления в ВТО. Впрочем, увеличение экспорта зерновых — палка о двух концах. С одной стороны, рост экспортных поставок принесет дополнительную прибыль зернотрейдерам и фермерам, с другой — неизбежно приведет к росту внутренних цен на муку и хлеб. Без экспортного регулирования правительство не сможет сдерживать внутренние цены.

Пострадают от либерализации торговли коньячники и виноделы. Импортный алкоголь подешевеет в рознице примерно на 15-20 грн — ужесточится конкуренция в среднеценовом сегменте рынка вина и в сегменте марочных коньяков. Кроме того, отечественные производители вполне могут лишиться права использовать в названии слово «коньяк» (Украина должна присоединиться к соглашению о правилах происхождения товаров).

Импортная мебель (польская, китайская), скорее всего, вытеснит продукцию украинских мебельщиков в нижний ценовой сегмент. Легпром — и так за последние 15 лет потерявший от 60% до 80% внутреннего рынка — может окончательно капитулировать перед китайской, турецкой одеждой и обувью.

Немного отыгравшие

Снижение пошлины на ввоз грузовой техники с 20% до 10% и отмена запрета на импорт машин старше восьми лет позволит автоперевозчикам обновить автопарк.

Однозначно выиграет от либерализации импорта ритейл — в борьбу за полки украинских супермаркетов включатся европейские производители.

Большие выгоды от вступления во Всемирную торговую организацию эксперты сулили химической промышленности и металлургии. Но на поверку перспективы оказались не такими уж радужными. Например, выгоды металлургов от увеличения экспорта в страны ЕС будут нивелированы дефицитом сырья. Вместе с прокатом в Евросоюз поедет и украинский лом, поскольку отменяются все ограничения на его вывоз. Уже в этом году цена лома на внутреннем рынке может вырасти на 20-25%. Получается, что ВТО для металлургов дополнительных дивидендов не принесет. Тем более что проблему доступа на западноевропейские рынки украинские металлурги решают, покупая заводы на территории стран ЕС.

Существенно не повлияет ВТО и на бизнес химических предприятий. Производители аммиака и азотных удобрений и так почти всю продукцию отправляют на экспорт. А внутри Украины предприятия химпрома конкурируют не с производителями из стран —членов ВТО, а с россиянами, которые продают на украинском рынке дешевую селитру. А вот падение спроса со стороны предкризисного отечественного АПК может привести к снижению объемов производства дешевых удобрений.

Впрочем, несмотря на минимальное влияние ВТ на отдельные отрасли, среднесрочный эффект на экономику измеряется дополнительными $5 млрд ВВП. Хотя и эту цифру некоторые экономисты ставят под сомнение. По их мнению, Украина по-настоящему ощутит пользу от вступления в ВТО только после присоединения к Организации РФ, на которую приходится около 30% украинского торгового оборота. Причем КПД будет зависеть от того, каких торговых уступок для украинских производителей молока, мяса, карамели и труб сможет добиться от России Украина как полноправный член ВТО.

 

ЧТО ТАКОЕ ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО), регулирующая правила международной торговли, начала работу 1 января 1995 года. Основой деятельности ВТО стало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году на Бреттон-Вудской конференции с целью восстановления экономики после Второй мировой войны. Основные задачи ГАТТ: исключение барьеров в международной торговле между участниками соглашения и защита их внутренних рынков от демпинга со стороны неприсоединившихся государств. ГАТТ регулировало исключительно перемещение товаров, ВТО — еще и услуги, права интеллектуальной собственности. Первоначально в ВТО вступило 77 государств. К середине 2003 года членами Организации являлись уже 146 стран. В 2007-м в ВТО состояла 151 страна, а на долю ее участников приходилось примерно 95% мирового товарооборота. После ратификации Верховной Радой Протокола о вступлении в ВТО Украина станет 152 страной — членом Всемирной торговой организации.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ как члена ВТО
 

Ценовой контроль. Правительство не имеет права устанавливать минимальные цены на импортные товары. Ценовая политика государства должна учитывать экспортные интересы стран — членов ВТО, в частности, тарифы государственной компании «Укрзалізниця» не могут быть дискриминационными.
Внутреннее налогообложение. Запрещено дискриминационное налогообложение импортных товаров.
Интеллектуальная собственность. Украина обязана присоединиться и выполнять все условия ACCORD TRIPS — соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности.
Санитарные и фитосанитарные ограничения импорта. Украина обязана присоединиться к международным соглашениям, обязующим не препятствовать ввозу мяса и мясопродуктов, при производстве которых использовались гормональные препараты.
Импортные пошлины. Снижение среднего размера пошлин на промышленные товары с 6,7% до 4,95%, сельхозпродукцию — с 21% до 10,66%.
Количественные ограничения импорта. Украина не может ограничивать квотами импорт продукции, не согласовав квотирование с ВТО. Отмена запрета на импорт автобусов, грузовиков, автомобилей старше 8 лет.
Экспортные пошлины и ограничения. Снижение пошлин на семена масличных, лом черных и цветных металлов, живой скот, кожу. Отмена запретов и ограничений на экспорт зерновых и лома цветных металлов. Отказ от минимальных экспортных цен.
Правила стандартизации. В Украине устанавливается приоритет международных стандартов перед национальными. Кроме того, к 2012 году все технические стандарты должны быть приведены в соответствие к международным нормам.

 


 

Банановая республика

Украинский рынок наводнит импортная сельхозпродукция

 
Последствия вступления в ВТО для многих отраслей надуманы экономистами и в первую очередь политиками. Но только не для АПК. Открытие внутреннего рынка (снижение ввозных пошлин на протяжении 5 лет) и отмена льгот по НДС негативно отразится на производителях сахара, овощей, мяса и молока. Только отмена налоговых льгот (с 2009-го) будет стоить АПК около 1,4 млрд грн в год дополнительных расходов.

Первыми новые правила игры ощутят сахарозаводчики. С января 2009-го годовая квота на импорт в Украину сахара-сырца составит 260 тыс. тонн (с ввозной пошлиной 2% от стоимости партии) — на этом условии настояла Бразилия (на переходный период до 2013 года, импорт сахара сверх квот будет облагаться 50% пошлиной). Тростниковый сахар, даже с учетом транспортировки, примерно в полтора-два раза дешевле украинского свекольного. Следовательно, внутреннее потребление, а за ним и производство отечественного сахара уменьшатся с нынешних 1,8 млн тонн до

1,5-1,53 млн тонн. Небольшие сахзаводы, работающие на устаревшем оборудовании, вынуждены будут закрыться — из-за высокой себестоимости их продукция не сможет конкурировать с дешевым импортным сахаром.

А вот возможные проблемы овощеводов явно преувеличены. «На украинском рынке практически свободно присутствуют контрабандные овощи, качество которых в целом выше отечественной продукции. Сейчас контрабандное пересечение границы обходится поставщикам в 5-6% от стоимости партии. Вступление Украины в ВТО и снижение ввозных пошлин на овощи до 10% всего лишь легализует серый импорт», — говорит специалист по АПК компании IFC Федор Рыбалко.

После вступления в ВТО будут снижены и ввозные пошлины на молочную продукцию. Украинские производители готовятся к сокращению объемов производства молочных продуктов с большими сроками хранения. «Даже если цены на новозеландские, финские, голландские сыры, масло и другие молочные продукты длительного хранения будет на одном уровне с украинскими, у импортных продуктов все равно будет конкурентное преимущество — их качество намного выше», — объясняет председатель правления ОАО «АК Комбинат «Приднепровский» (ТМ «Злагода») Елена Кирия.

Эксперты прогнозируют подорожание украинского мяса как минимум на 10% — следствие отмены льготы по НДС. Многие мясопереработчики, скорее всего, перейдут на дешевое импортное сырье из стран Восточной Европы, в первую очередь из Польши.

 

Аграрный сектор                         

Возможные последствия:

  • увеличение объемов дешевого импорта: сахара, молочной продукции, овощей, мяса

  • увеличение объемов дешевого импорта: сахара, молочной продукции, овощей, мяса

  • банкротство небольших сахзаводов

  • многие сельхозпроизводители переориентируются на выращивание высокорентабельного рапса

  • через 3-4 года «рапсомания» может привести к дефициту на внутреннем рынке некоторых видов сельхозпродукции и росту цен.

 



А им все равно

Большинство крупных украинских производителей продуктов питания уверены, что ужесточение конкуренции на внутреннем рынке будет только на пользу их бизнесу

 
Заместитель генерального директора компании «Чумак» Александр Таранишин сохраняет олимпийское спокойствие:

«В марте 2005-го импортные пошлины на отдельные продукты снизились на 600%. Тогда многие производители боялись, что иностранцы полностью вытеснят отечественные продукты, но этого не произошло». По словам директора Лиги производителей пищевых продуктов Геннадия Кузнецова, таможенные пошлины по многим видам продуктов давно соответствуют требованиям ВТО: «Официальное вступление Украины в эту организацию даст повод западным компаниям увеличить объемы поставок, что может спровоцировать спад продаж отечественных продуктов питания. Однако в целом членство Украины в ВТО открывает предприятиям отечественного пищепрома больше перспектив, чем сулит бед».

«Вступления во Всемирную торговую организацию боятся те, кто производит некачественные продукты. Но и у них будет достаточно времени, чтобы перестроиться, ведь до 2013 года будет существовать переходный период», — говорит Александр Таранишин.


152 страны—члены ВТО, включая Украину
По состоянию на февраль 2008 года

«Крупные национальные игроки кондитерского рынка уже успели накопить большой опыт в разработке и выводе на рынок оригинальных, современных изделий. Во внедрении новинок украинские кондитеры даже сильнее зарубежных, поэтому потеснить нас на внутреннем рынке легко и быстро не удастся, — категоричен генеральный директор кондитерской компании «АВК» Андрей Дикунов. — Мы много лет достойно конкурируем с мировыми грандами кондитерского бизнеса, и снижение входных барьеров на украинский рынок нас не страшит».

Вместе с тем вступление Украины в ВТО может негативно отразиться на бизнесе коньячников и виноделов. На вино импортные пошлины снизятся с нынешних EUR2-3 за 1 литр до EUR0,3-0,4. Ввозную пошлину на коньяк, бренди, виски, ром, водку, джин, текилу, ликеры и вермуты в 2011 году вообще отменят. «Снизятся обороты украинских производителей вин и коньяков, продукция которых представлена в среднем ценовом сегменте, — объясняет руководитель аналитической службы ПНВХ Кирилл Прихно. — Именно в этом сегменте будет наблюдаться рост доли импорта после снижения пошлин — ранее ввозить в Украину вино и коньяк было невыгодно из-за высоких пошлин. Бутылка импортного вина теоретически должна подешеветь в рознице на 20 грн, бутылка коньяка — на 15 грн. Для вин конкуренция обострится в ценовом сегменте 40-60 грн за бутылку, для коньяков — в сегменте 100-150 грн». Проблема усугубляется повышением более чем вдвое акциза на коньячный спирт. В Союзе оптовиков и производителей алкоголя и табака прогнозируют сокращение производства коньяка в Украине на треть в ближайшие 2-3 года. Эксперты рынка не исключают банкротства мелких коньячных производителей, в первую очередь боттлеров.

А вот для водочников вступление в ВТО — это возможность расширить рынки сбыта, чем они активно занимаются последние 2-3 года.

Александр ЗАТОЛОЧНЫЙ

 

Пищепром                         

Возможные последствия:

  • активизация экспансии водочников на зарубежные рынки
  • снижение цен на импортные продукты питания и алкоголь
  • уход с рынка небольших производителей коньяка и вина


 

Всегда готовы

Правила ВТО на бизнес химиков повлияют минимально

 
Производители химической продукции признают: в отрасли мало что изменится после вступления в ВТО.

Для производителей азотных удобрений и аммиака, таких как Одесский припортовый завод и концерн «Стирол», уже сейчас открыты рынки многих стран — компании практически весь произведенный аммиак и карбамид (азотное удобрение) отправляют на экспорт. Экспортоориентированные предприятия украинского химпрома уже давно приспособились к требованиям международного рынка, в том числе прошли сертификацию своей продукции по международным стандартам.

Правда, отечественных химиков не очень жалуют в странах ЕС, где хватает своих производителей химпродукции. Однако эксперты считают, что поставки украинских удобрений в Европу существенно не увеличатся и после вступления в ВТО — ЕС найдет способ защитить своих производителей в обход требований ВТО.

Импортные пошлины на удобрения сейчас относительно невысоки — до 10%, поэтому и на внутреннем рынке после вступления в ВТО вряд ли что-то изменится. В Украине отечественные производители реализуют аммиачную селитру, карбамид и смешанные удобрения. Причем конкурируют с ними не компании из стран — членов ВТО, а производители из неприсоединившейся к ним России — российский химпром предлагает украинским аграриям более дешевую селитру.

Правда, на внутреннем рынке может снизиться потребление удобрений, если оправдаются пессимистические прогнозы относительно будущего АПК после принятия Украины в ВТО — аграрии снизят объемы производства почти на 1,5 млрд грн.

Начальник департамента АПК и химической промышленности центра «Держзовнішінформ» Дмитрий Гордейчук считает, что больше всего пострадает бизнес украинских производителей полимеров и резинотехнических изделий. «В Украину буквально хлынет дешевая пластмасса из-за рубежа. Не только из Китая, но и из Польши, Словакии, где выпускают много дешевого пластика», — прогнозирует эксперт.

 

Химпром                         

Возможные последствия:

  • незначительное снижение цен на импортные удобрения
  • существенное падение цен на импортную пластмассу
  • снижение внутреннего потребления удобрений

 


 

ОбЛОМки Родины

Все преимущества от вступления Украины в ВТО для украинских металлургов может нивелировать дефицит лома на внутреннем рынке

 
После вступления в ВТО металлурги в первую очередь получат возможность продавать больше металлопроката в страны Евросоюза, поскольку будут отменены квоты на поставки в Европу. По оценкам экспертов ИФГ «Сократ», это позволит металлургам получать еще $600 млн ежегодно. Дополнительными возможностями смогут воспользоваться меткомбинаты со свободными прокатными мощностями: Алчевский меткомбинат, Енакиевский металлургический завод и ММК им. Ильича. Впрочем, проблемы реализации проката в странах Европы украинские олигархи решают и без ВТО: покупая профильные предприятия в странах ЕС, они тем самым получают доступ на рынки сбыта, на которых представлена продукция поглощаемых заводов.

Тем не менее большинство производителей не рассчитывают на существенное увеличение экспортной выручки, поскольку понимают: резкое повышение объема отгрузок в западном направлении может привести к новым ограничениям. Членство в ВТО не исключает антидемпинговых расследований в отношении стран-экспортеров.

Некоторые эксперты считают, что украинские металлурги усилят свои позиции и на российском рынке. Украина опередила Россию в процессе вступления в ВТО, поэтому теперь уже Киев сможет диктовать Москве торговые условия. Это на руку в первую очередь украинским производителям труб, которые время от времени испытывают сложности с поставками на территорию РФ.

Экономисты все же не ожидают повышения объемов отечественного металлургического производства в связи с вступлением Украины в ВТО. Экспортные санкции для металлургов хоть и будут сняты, но это еще не означает, что они смогут успешно конкурировать на новых рынках. Прибыльность бизнеса металлургов, как и прежде, будет зависеть от конъюнктуры на международных рынках, стоимости сырья и мировых цен на металл. А цены на лом на внутреннем рынке как раз могут вырасти, причем из-за членства Украины в ВТО. Отечественным металлургам уже сейчас не хватает лома, а после вступления Украины в ВТО дефицит еще больше увеличится. «Защитная пошлина на экспорт черного лома будет снижена с нынешних EUR30 за тонну до EUR10 в 2013 году. Увеличатся поставки украинского лома на внешние рынки», — объясняет младший аналитик ИФГ «Сократ» Алексей Мушак. В этом году дефицит металлолома составит 10% от потребностей металлургов — около 0,7 млн тонн. К 2013-му эта цифра может вырасти в 5 раз. По прогнозам Сократа, в 2008 году лом подорожает на 20-25% — до $345-360 за тонну. Соответственно, увеличится себестоимость стали, которую плавят из лома, подорожает металл.

Константин ДРУЖЕРУЧЕНКО

  

Металлургия                         

Возможные последствия:

  • увеличение поставок проката в Европу
  • дефицит лома на внутреннем рынке
  • подорожание металла

 


 

Нажми на тормоза

В 2008-м вступление Украины в ВТО не отразится на стоимости автомобилей. В 2009-2010 гг. цены, скорее всего, вырастут

 
Отечественному автопрому невыгодно вступление страны в ВТО, говорят представители автосборочных заводов. Дескать, после снижения пошлин с 25% до 10% и отмены запрета на ввоз машин старше восьми лет цены на импортируемые иномарки в среднем могут снизиться ориентировочно на 5-10%. Соответственно снизится спрос на машины украинской сборки.

«Вступление в ВТО без переходных правил ставит отечественных производителей автомобилей в невыгодную конкурентную позицию по сравнению с европейскими, американскими и дальневосточными автоконцернами, — говорит заместитель председателя правления корпорации «УкрАВТО» Олег Папашев. — Во-первых, стоимость финансовых ресурсов для компаний высока — ставки по кредитам в Украине сейчас составляют от 12% до 18%, в Восточной Европе — от 7% до 10%, а в Центральной и Западной Европе — около 5% годовых. Во-вторых, налоговая нагрузка на украинские предприятия неизмеримо большая. В-третьих, в Украине неразвита инфраструктура производства современных материалов и автомобильных компонентов. Четвертая причина — общеизвестная забюрократизированность и коррумпированность чиновников, особенно, если речь идет о землеотводе. Практически невозможно приобрести необходимый участок земли под строительство новых производственных линий. Это основные факторы, тормозящие развитие отрасли и увеличивающие себестоимость автомобилей внутреннего производства на 16-21%».

Производство автомобилей в Украине


Однако украинские автопроизводители явно преувеличивают. На самом деле поэтапное снижение на 15% пошлин на импортные автомобили, скорее всего, не будет означать автоматического снижения цен на иномарки. Причин несколько. Автомобили из России импортируются по межправительственному соглашению Украины с РФ — с нулевой ввозной пошлиной. Вступление во Всемирную торговую организацию северного соседа — дело ближайшего времени: России осталось договориться только с четырьмя из 152 стран — членов ВТО: ОАЭ, Саудовской Аравией, Грузией и Украиной. Вступая в ВТО, Украина обязалась обеспечивать принципы равенства по доступу на свой рынок всех членов организации. Соответственно, с момента присоединения РФ к ВТО таможенные пошлины на ввоз российских ГАЗов, УАЗов, ВАЗов и машинокомплектов должны будут подняты до уровня 10%. Российские марки занимают около 23% украинского авторынка — их подорожание (по прогнозам экспертов, на 9-12%) спровоцирует общий рост цен в самом массовом сегменте легковых автомобилей — до EUR20 тыс. По разным оценкам, на такие автомобили приходится около 50-60% всех продаж. Вслед за подорожанием российских моделей неизбежно вырастет стоимость ЗАЗ, украинских Daewoo, и Chevrolet, что может спровоцировать пересмотр отпускных цен для Украины всеми мировыми производителями, стремящимися сохранять паритет стоимости машин разных марок на всех локальных рынках. Каждый из мировых автоконцернов тщательно следит, чтобы его автомобили стоили дороже моделей конкурентов классом ниже.

Структура продаж новых автомобилей


Еще один аргумент в пользу роста цен — автоинфляция. Как правило, обновленная версия одной и той же марки стоит на 5-20% дороже предшественника. Так что к моменту введения 10% пошлины, ее влияние на цены внутреннего рынка может оказаться не столь значимым.

Скорее всего, существенно не скажется на украинском автопроме и отмена запрета на ввоз машин старше восьми лет. Особенность отечественного автобума в том, что большинство покупателей приобретают свою первую машину и идут в автосалоны — ученики просто боятся брать б/у авто без гарантии. Наконец, украинские автопроизводители уже подготовились к отмене запрета на ввоз европейского автохлама. Автомагнаты пролоббировали закон, предусматривающий большой налог за первую регистрацию подержанного автомобиля. Уже сейчас ввозить машину старше 5 лет с большим объемом двигателя не имеет смысла. Например, за подержанный внедорожник Toyota Land Cruiser с объемом двигателя 4,7 л теперь без учета таможенных платежей придется заплатить еще 47 тыс. грн транспортного сбора.

Не исключено, что автопроизводители смогут законодательно подготовиться и к снижению импортной пошлины на иномарки.

Действительно пострадать могут заводы, практикующие крупноузловую (SKD) сборку автомобилей. Такое производство и сейчас малорентабельно, а после снижения ввозной полшины на иномарки многие проекты SKD-сборки в Украине и вовсе могут быть свернуты — при 10% пошлине намного выгоднее будет заниматься импортом новых автомобилей, чем крупноузловой сборкой.

Александр ЗАТОЛОЧНЫЙ

 

Автопром                         

Возможные последствия:

  • рост цен на дешевые автомобили

  • снижение цен на дорогие иномарки

  • сворачивание некоторых проектов крупноузловой сборки иномарок.

 

Вы здесь:
вверх