логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Format Complete Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №9 Март 2008г.

Sony выиграла войну видеоформатов: Blu-ray станет стандартом для домашнего видео, HD DVD достанется ниша хранения даннях


19 февраля Toshiba, главный лоббист нового формата высококачественного видео HD DVD, официально отказалась от производства, продаж, продвижения своей разработки. Компания пошла на этот шаг после того, как 4 января крупнейшая киностудия Warner Bros. заявила о том, что будет выпускать фильмы на дисках формата Blu-ray от Sony и Ко. Ранее компания поддерживала оба формата. Warner Bros. надоело вводить в заблуждение потребителя, мечущегося последних четыре года между конкурирующими лагерями — разработчиками HD DVD и Blu-ray, объяснил эпохальное решение для рынка домашнего видео президент Warner Bros. Home Entertainment Group Кевин Цюджихара. «Blu-ray придет на смену DVD-видео. HD DVD может остаться основным носителем в компьютерной индустрии», — прогнозирует последствия решения Warner Bros. Игорь Дьячек, специалист департамента ТВ представительства LG Electronics в Украине.

«Доминирование одного формата — Blu-ray — приведет к широкому распространению видеоконтента высокой четкости, поскольку значительно снизятся цены как на носители, так и на оптические приводы», — уверен продакт-менеджер ECS/Apple IMC Алексей Дубов. Уже сейчас эксперты прогнозируют снижение цен — с EUR350 до EUR200-220 на массовые модели видеоплееров, воспроизводящих HD-изображение — картинку, которая примерно в пять раз четче, чем у обычного видео.

Студийные перепады

По неподтвержденным данным, переход на сторону Blu-ray принес Warner Bros. $500 млн в виде скидок на лицензионные отчисления. Впрочем, если верить слухам, скидки предоставляли и разработчики HD DVD. По словам представителей Viacom, кинокомпания Paramount и студия DreamWorks, обязавшись в течение 18 месяцев выпускать фильмы только на дисках HD DVD, получили за эксклюзивную поддержку этого формата бонус в размере примерно $150 млн.

По данным Home Media Magazine, к началу года соотношение продаж дисков Blu-ray и HD DVD составляло 6:1 (85% против 15%). «Большинство киностудий поддержало формат Blu-ray. В ближайшее время стоит ожидать значительного увеличения количества фильмов на дисках этого формата и их удешевления», — говорит продакт-менеджер по АВ ТМ Vitek Роман Тренин.

В битве форматов не всегда побеждает лучшая из предложенных технологий. Выигрывает удачная маркетинговая стратегия продукта и тот разработчик, который смог привлечь на свою сторону большее количество сторонников. В 2008-м эту задачу отлично выполнила Sony. Компания изначально привлекла на свою сторону Walt Disney, 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer, выпускающих 70% голливудского домашнего видео, в этом году на Blu-ray окончательно перешли Warner Bros., Universal Pictures и Paramaunt.

30 лет назад все было с точностью до наоборот. Sony и ее видеоплеер Betamax проиграли альянсу JVC, Matsushita и Hitachi, продвигавшим стандарт видеозаписи VHS. Betamax хоть и обеспечивал показ фильмов в более высоком качестве, но остался нишевым продуктом из-за высокой цены. А формат видеозаписи VHS занял лидирующее положение на рынке видеомагнитофонов.

Из двух зол

На диск Blu-ray можно записать 50 Гб информации. На HD DVD помещается только 30 Гб, на DVD — до 8,7 Гб. Blu-ray позволяет хранить изображение практически студийного качества с разрешением 1920 х 1080 точек. Зато цены на HD DVD-плееры Toshiba приятно радуют потребителей: модель начального уровня HD-A3 стоит всего $150, тогда как цена плеера с поддержкой Blu-ray до сих пор держится на отметке около $400.

Сейчас Blu-ray-дисков продается больше, чем HD DVD. Хотя еще в прошлом году низкие цены на плееры и оптические носители HD DVD позволили устройствам этого формата занять лидирующие позиции на рынке. За первые три квартала 2007 года Toshiba поставила на 64% больше устройств HD DVD, чем все производители Blu-ray, данные DisplaySearch. По словам аналитиков, год назад рынок оборудования Blu-ray, по сути, представлял собой одно устройство — игровую консоль Sony PlayStation 3, на которую за 9 месяцев прошлого года пришлось 97% общемировых поставок приводов Blu-ray. Однако Sony удалось стать лидером на самом крупном рынке домашнего видео и игровых приставках — в США. С 1 января по 30 сентября прошлого года в Штатах было продано 2,6 млн BD-дисков против 1,4 млн HD DVD.

HD DVD-формат пока еще поддерживают многие европейские кинокомпании. Выбор европейцев не случаен. HD DVD совместим с DVD, по сути, являясь его усовершенствованной версией. Плееры HD DVD читают DVD-диски, в отличие от устройств Blu-ray — технология принципиально отличается от DVD. К тому же существующие заводы по производству DVD проще переоборудовать под выпуск HD DVD. К примеру, гендиректор французского производителя DVD-дисков QOL Лоран Вийом в одном из интервью заявил, что линия мощностью 40 тыс. HD DVD-дисков в день стоит EUR800 тыс., аналогичная линия Blu-ray с мощностью не более 15 тыс. дисков ежедневно — EUR1,7-1,8 млн.

Видео масс

Соперничество Sony и Toshiba не способствовало популяризации видео высокого разрешения. Потребители не спешили покупать дорогое устройство, поддерживающее HD DVD или Blu-ray, поскольку один из форматов в любой момент мог оказаться в положении проигравшего. Исключение — любители видеоигр. Сейчас лучше всего распродаются игровые устройства HD DVD, прилагаемые к приставке Microsoft Xbox 360, и Blu-ray — к Sony Playstation 3. К примеру, Sony вместе с игровыми приставками продала более 6 млн Blu-ray-плееров.

После демарша голливудских компаний доходы Sony вырастут многократно. Суммарный объем рынка DVD составляет $26 млрд. По оценкам Adams Media Research, в 2007 году на Blu-ray-диски было потрачено лишь $186 млн, а на HD DVD — всего $91 млн.

«Произошло формальное разделение сфер влияния между технологиями. Формат дисков Blu-ray становится стандартом для лицензионного видео высокой четкости. HD DVD, скорее всего, останется компьютерным форматом для хранения данных. Какой формат станет основным для любительского видео, зависит от появления массовых рекордеров. В 2008 году Samsung Electronics в бытовых устройствах будет поддерживать обе технологии. Наряду с основными Blu-ray-устройствами появятся и универсальные Blu-ray/HD DVD-проигрыватели», — говорит Юрий Васютинский, продакт-менеджер АВ-департамента украинского представительства Samsung Electronics.

А как у нас

Пока украинцы не очень охотно раскупают устройства для просмотра фильмов высокого разрешения. Сдерживающий фактор — высокая стоимость самих HD-плееров (от $500), дороговизна кинофильмов на дисках HD DVD и Blu-ray (от $30 за фильм). К тому же фильмы, записанные на дисках этих форматов, в Украине большая редкость.

«Одним из факторов, тормозящим быстрое развитие видео высокого разрешения, является дороговизна оборудования, — говорит Роман Тренин. — Дело в том, что для полноты ощущения от просмотра фильма в формате Blu-ray необходим телевизор Full-HD (1080p). Такие панели пока стоят дорого (от EUR1500. — Прим. Контрактов). На обычном телевизоре или даже на устройстве HD-ready (1080i) всей разницы между HDTV и стандартным телевидением вы просто не почувствуете».

 

Что такое плеер «высокой четкости»

Юрий ВАСЮТИНСКИЙ,
продакт-менеджер АВ-департамента украинского представительства Samsung Electronics

— На рынке представлены два типа плееров. Первый — массовые DVD-плееры с выходом HDMI и масштабированием обычного видеосигнала до стандарта HD (высокое разрешение, 720 на 1080 строк). Второй тип — HD-плееры (Blu-ray или HD DVD), воспроизводящие диски с видео высокой четкости. HDMI-модели занимают 15-20% продаж, спрос на них формируется за счет роста популярности жидкокристаллических и плазменных телевизоров. К концу 2008 года их доля, вероятно, увеличится до 40%.

HD-плееры представлены преимущественно Blu-ray-устройствами и пока являются элитарными. Из-за высокой стоимости HD-плееров и фильмов на такие устройства приходится менее 1% продаж.

Но популярность — вопрос времени. С каждым годом Blu-ray-плееры будут дешеветь. Вероятно, через пять лет они сравняются в цене с современными DVD-плеерами, и  фильмы на носителях Blu-ray будут доступнее (повторяется история с DVD-фильмами). Бум на видео высокой четкости ожидается в 2009-2010 годах. Потребитель может выбирать: купить Blu-ray-плеер и наслаждаться видео будущего (высокой четкости) сейчас или подождать год-два.


Как это было

Blu-ray vs HD DVD

  • В феврале 2002 года Hitachi, LG Electronics, Matsushita Electric (Panasonic), Pioneer, Philips, Samsung, Sharp, Sony и Thomson Multimedia (Blu-ray Disc Association) объявили о разработке спецификации оптических дисков нового поколения, получивших название Blu-ray Disc. Фильмы на BD готовы выпускать семь из восьми крупнейших киностудий: Disney, Fox, Warner, Paramount, Sony, Lionsgate и MGM.
  • В сентябре 2002-го Toshiba и NEC (DVD Forum) представили альтернативный формат Advanced Optical Disc (AOD), позже переименованный в HD DVD (High Definition Digital Versatile Disc).
  • В августе 2005-го Blu-ray Disc Association и DVD Forum объявляют о провале переговоров по созданию единого унифицированного формата видеозаписи.
  • В сентябре 2005 года к альянсу HD DVD присоединятся Microsoft и Intel. В 2006-м Microsoft анонсировала внешний HD DVD-привод для игровой приставки Xbox 360.
  • 31 марта 2006 года Toshiba начинает продажи первого HD DVD-плеера в Японии по цене $934. HD DVD-устройства появились в США в апреле того же года и стоили $499 и $799. В том же месяце в продажу поступили первые HD DVD-диски с фильмами.
  • Первый BD-ROM-плеер появился в середине июня 2006 года. Продажи Blu-ray Disc стартовали 20 июня 2006 года. Первые фильмы на двусторонних дисках емкостью 50 Гб вышли в октябре.
  • В начале 2007-го в США диски Blu-ray по объему продаж примерно вдвое опережают HD DVD Disc. В Европе ситуация противоположная: в формате HD DVD можно приобрести 35 фильмов, в каталоге дисков Blu-ray — менее 10.
  • В начале 2007-го Sony делает ставку на игровую приставку Sony PlayStation 3 с приводом, поддерживающим Blu-ray. В конце февраля на каждую сотню проданных Blu-ray-дисков приходилось около 98 HD DVD.
  • Цена первого в Европе HD DVD-плеера Toshiba HD-E1 — $800, плеера Blu-ray от Samsung — около $1 тыс. В середине марта 2007 года в сегменте домашнего видео высокого разрешения в Европе лидирует Toshiba — продажи HD DVD-плееров составляют 85% от общего объема HD-устройств.
  • В августе 2007 года о поддержке HD DVD заявляют Paramount Pictures и DreamWorks Animation.
  • По данным Home Media Research, за девять месяцев 2007-го жители США купили почти вдвое больше Blu-ray-дисков, чем HD DVD Disc (2,6 млн и 1,4 млн соответственно).
  • В ноябре 2007 года сеть Wal-Mart вдвое снижает цены на плеер начального уровня Toshiba HD-A2 с $200 до $98,87 (в начале 2007-го он стоил около $500).
  • По итогам 2007 года в сегменте стационарных HD-проигрывателей лидирует Toshiba, данные DisplaySearch. Компания за девять месяцев 2007 года поставила на 64% больше HD-устройств, чем все производители Blu-ray.
  • К концу 2007 года в Европе продажи Blu-ray дисков втрое превысили объемы реализации HD DVD Disc, исследование Media Control Gfk. 73% всех продаж фильмов высокого разрешения (1 млн дисков) приходится на Blu-ray, 27% — на HD DVD. Сокрушительный удар по лагерю HD DVD нанесли производители электроники, которые со второй половины 2007 года друг за другом начали выпускать оборудование для работы только с Blu-ray. На последней выставке электронных новинок CES 2008 доминировало оборудование для Blu-ray.
  • В начале января 2008 года о полном переходе на BD заявила Warner Brothers.
  • Американские магазины отказываются от закупок HD DVD Disc. После того как киностудия Warner Brothers объявила о переходе на Blu-ray, продажи плееров HD DVD упали более чем в восемь с раз — с 14 558 до 1758 штук в неделю. По данным NPD Group, в середине января на плееры Blu-ray пришлось 90% американских продаж HD-устройств.
  • 19 февраля Toshiba распространила официальное заявление об отказе от дальнейшей разработки, производства и продвижения оборудования и носителей формата HD DVD.

VHS vs Betamax

  • Война видеоформатов началась в 1970-х: стандарт VHS (разрабатывался альянсом компаний JVC, Matsushita и Hitachi) против Betаmax (разработка Sony). Betamax обеспечивал более высокое качество, но киностудии сделали выбор в пользу более дешевого VHS, который впоследствии стал массовым стандартом видеозаписи.
  • В декабре 1974 года стало известно о первых успехах Sony в разработке бытового видеомагнитофона Beta. Формат видеокассет Betamax, созданный Sony, появился на рынке в 1975 году. Размеры Beta были намного меньше существовавших на тот момент видеопроигрователей. Магнитофон от Sony обеспечивал запись изображения высокого качества длительностью один час.
  • В 1974-1975 гг. под формат Betamax созданы первые бытовые видеокамеры, осуществляющие запись на любительские видеокассеты.
  • Осенью 1975-го группа по разработке бытового видеомагнитофона компании Victor Company of Japan, Limited (JVC) в своей лаборатории продемонстрировала президенту компании Matsushita (в то время дочерней компании JVC) опытный образец видеомагнитофона VHS. JVC принимает решение создать межфирменную проектную группу для распространения видеоаппаратуры VHS.
  • В сентябре 1976-го JVC официально представила Video Home System. Компания JVC продемонстрировала свой первый серийный кассетный видеомагнитофон HR-3300 формата VHS.
  • В 1977 году в США впервые появились бытовые VHS-видеомагнитофоны и кассеты с видеозаписями в американском стандарте NTSC, а год спустя — в Европе (стандарт PAL).
  • В начале 1980-х видеомагнитофоны VHS начали теснить аппаратуру Beta. Стандарт VHS поддерживали JVC, Hitachi, Mitsubishi, Matsushita, Sharp. Beta — Sony, Sanyo, Toshiba и NEC. Американские производители электроники сдались на милость японцев практически без боя. В Европе альянс голландской Royal Philips Electronics и немецкой Grundig Intermedia GmbH разработал с участием Toshiba видеоформат LVR (Line Video Recording) и магнитофон Video 2000.
  • JVC удалось переломить ход битвы форматов, причем не с помощью технологических усовершенствований, а благодаря грамотной маркетинговой политике. В компании решили сделать технологию VHS открытой для производителей, не участвовавших в альянсе. Тогда как оборудование Betamax по-прежнему имеют право производить только участники альянса под предводительством Sony. В итоге к 1984 году количество компаний, выпускавших VHS, более чем вдвое превосходило число фирм, производящих Betamax.
  • Летом 1984 года лагерь сторонников Beta покинула Toshiba, а в начале 1985-го Philips, выйдя из проекта Video 2000, представила первую серию своих видеомагнитофонов формата VHS.
  • В 1986 году от производства Video 2000 отказывается Grundig.
  • В 1988 году капитулирует Sony. Продолжая производить более дорогую технику для профессиональных видеостудий, японская компания приступает к выпуску бытовых видеомагнитофонов и видеокассет стандарта VHS.
Вы здесь:
вверх