логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Холодная гора Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №29-30 Июль 2009г.

В начале лета министр экономики Богдан Данилишин заявил о том, что Украина в сентябре этого года может отменить 13%-ную дополнительную пошлину на импорт холодильников и автомобилей, введенную в конце марта 2009-го.


В начале лета министр экономики Богдан Данилишин заявил о том, что Украина в сентябре этого года может отменить 13%-ную дополнительную пошлину на импорт холодильников и автомобилей, введенную в конце марта 2009-го. Причиной возможной отмены стало недовольство членов комитета Всемирной торговой организации. В частности, ВТО признала 13%-ную надбавку экономически необоснованной. «Введение дополнительной ставки противоречит требованиям ВТО, а это грозит для Украины штрафными санкциями и ответными пошлинами на любые экспортируемые товары. Проблему баланса «импорт-экспорт» нужно решать другим способом», — заявил Контрактам президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк.

Напомним, что дополнительная таможенная пошлина на товары некритического импорта была введена в начале марта сроком на полгода. Однако спустя две недели Кабмин отменил надбавку на все товары, кроме автомобилей и холодильного оборудования. До этого таможенные пошлины на холодильники составляли 5–10%, а с учетом новой ставки они выросли до 18–23%.

Тем не менее, по оценкам специалистов, введение дополнительной пошлины незначительно сказалось на доходах производителей холодильных агрегатов. Аналитики компании GfK Ukraine подсчитали, что в январе–марте 2009 года продажи холодильных устройств в денежном выражении упали всего на 15% по сравнению с I кварталом 2008-го. Выручка розницы за этот период сократилась примерно на 95 млн грн и составила 544 млн грн. Для сравнения: продажи микроволновых печей уменьшились на 28,1% за первые три месяца текущего года.

Виталий Мельниченко, руководитель отдела крупной бытовой и встраиваемой техники компании «Фокстрот. Техника для дома», утверждает, что динамика цен на холодильники зависит от политики поставщика. По его словам, в среднем стоимость холодильного оборудования, произведенного в России, осталась прежней; некоторые иностранные бренды выросли в цене на 200–300 грн. Незначительное подорожание техники (на 5–10%) можно объяснить инфляцией и девальвацией гривни (еще осенью прошлого года стоимость холодильников выросла на 50%), а также тем, что новые модели после введения дополнительного сбора в Украину практически не завозились. Распродавались лишь остатки прошлогодней техники. По утверждению экспертов, введение дополнительной пошлины не даст преимуществ отечественным производителям, поскольку завод единственной украинской компании «Норд» в феврале 2009-го приостановил производство бытовой техники из-за существенного падения продаж. «В итоге резко снизится только количество налоговых отчислений и усилится контрабанда», — считает Колодюк. В компании «Фокстрот» подсчитали: объем импортированных в Украину холодильников в январе–апреле упал в три-пять раз.

Тем не менее введение пошлины позволит нарастить рыночную долю тем производителям, чьи заводы расположены на территории РФ и Беларуси (ТМ Indesit, Ariston, Beko, Vestel, Atlant, частично LG и Bosch) и которые до введения дополнительной ставки завозили в Украину технику легально. Поскольку холодильники, экспортируемые из России и Беларуси, не облагаются таможенными ставками. К примеру, в LG Electronics намерены поставлять в Украину недорогие модели холодильников, произведенные в Подмосковье. «Утверждать, что эти марки будут доминировать на рынке, пока сложно, поскольку возможно снижение цен на холодильную технику производителями других стран», — считает Виталий Мельниченко.

Падение импорта можно объяснить в том числе и резким снижением спроса на крупную бытовую технику. В количественном выражении рынок холодильников просел существеннее, чем в денежном: продажи в I квартале 2009 года упали на 60%, подчеркивают в компании LG Electronics. Виталий Мельниченко уточняет, что за этот период в Украине было продано всего 200 тыс. холодильников.

В целом, по прогнозам Мельниченко, рынок холодильной техники в этом году по сравнению с 2008-м упадет на 40% — совокупные продажи устройств составят 900 тыс. холодильников, что на 600 тыс. меньше, чем годом ранее. По его словам, сокращение продаж в январе–апреле отчасти можно объяснить сезонными факторами. В этот период спрос на холодильники минимален. Около половины годовых продаж устройств приходится на летний период — май–август, когда потребность в холодильном оборудовании выше, чем в остальное время года.

Значительные изменения в кризис претерпели потребительские предпочтения украинцев. Доля среднего ценового сегмента практически не изменилась, но значительно выросла ниша дешевых холодильников, причем в основном за счет сокращения премиум-сегмента. По данным компании «Фокстрот. Техника для дома», в I полугодии 2008-го 25% продаж приходилось на этот класс (холодильники дороже $600), 60% — на средний ($400–600) и 20% — на недорогой (до $400); год спустя доля премиум-сегмента составила уже 10%, среднего — 55% и 35% — дешевого. По данным исследования GfK Ukraine, в I квартале 2009 года украинцы чаще покупали относительно недорогие однодверные холодильники или менее габаритные двухдверные, в которых морозильная камера расположена вверху. При этом доля дорогого сегмента side by side осталась стабильной и составила 5,5%, хотя прогнозы для этих «предметов роскоши» на ближайшие полгода неутешительные.

Вы здесь:
вверх