логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Незаконченное образование Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №31-32 Август 2009г.

С середины прошлого столетия и по сей день в среде теоретиков образования не прекращается спор о том, как лучше обучать в вузах.


Одни — преимущественно американцы — уверены в том, что нет ничего лучше узкой специализации, когда студент сам выбирает нужные ему курсы из предлагаемого перечня. Изначально ориентируясь лишь на одну область знания и обучаясь на конкретных «кейсах», уже к третьему-четвертому курсам такой специалист вполне справится с самостоятельной работой. «Но он не способен к обобщениям и анализу в смежных отраслях и специальностях», — возражают сторонники европейской методики преподавания. По их убеждению, только обширный набор обязательных дисциплин, читаемых на первых курсах в европейских вузах, может воспитать талантливого изобретателя с широким кругозором.

Скорее всего, в ближайшие десятилетия выяснится, что ошибались как первые, так и вторые.

Во всем мире стремительно растет потребность в профессионалах, владеющих двумя-тремя специальностями, которые еще лет пять назад не стояли и рядом. К примеру, по прогнозу министерства образования США, до 2010 года системе здравоохранения понадобится более 4 млн врачей, владеющих навыками управления компьютерными системами. Ни американская, ни европейская системы образования (в их нынешнем виде) не в состоянии справиться с задачей подготовки таких специалистов в рамках стандартного обучения.

Некоторые эксперты в области образования видят выход в создании виртуальных школ, позволяющих добрать необходимые знания по окончании высшего учебного заведения, не отрываясь от основной работы. Одним из первых по такому пути пошел Массачусетский технологический институт (MIT), при котором еще в 2001 году была создана виртуальная база лекций, научных работ и исследований — OpenCoursWare. Однако такой подход никак не решает еще одну системную проблему высшего образования: стремительное устаревание информации.

Даже OpenCoursWare предлагает онлайн-абитуриентам знания и навыки как минимум годичной давности. А ведь техническая информация устаревает за считанные месяцы и даже недели. Образование стремительно отстает от потребностей сегодняшнего, преимущественно высокотехнологичного бизнеса. Причем повсеместно.

«Все больше наемных работников не нуждаются в ученой степени или дипломе о высшем образовании, — говорилось в отчете комиссии министерства образования США еще в 2007 году. — Людям, желающим сделать карьеру, необходимы навыки, которые требуются работодателям».

Даже американская система высшего образования, окончательно сформировавшаяся лишь в середине прошлого столетия и совершенствующаяся по сей день, зачастую не в состоянии дать знания и умения, в которых нуждается современный работодатель. Не говоря уж о европейской, во многом не изменившей подходы к преподаванию с начала XIX века.

Тем не менее косность (застойность) университетских профессоров никак не помешает технологическому прогрессу. Просто роль вузов возьмет на себя бизнес — по сути, это происходит уже сейчас.

Речь идет не о внутренних программах обучения — эта практика так или иначе повсеместно распространена еще с прошлого века. Самый серьезный прорыв бизнеса в образование произошел относительно недавно — примерно в 1990-х годах, когда производители оборудования для компьютерных сетей и сетевого ПО столкнулись с отсутствием специалистов, способных грамотно их обслуживать.

Первыми (за считанные годы) онлайн-сертификацию всех желающих запустили транснациональные софтверные корпорации. Прохождение курса бесплатного удаленного обучения подтверждается тестами самой компании, а информация об их результатах доступна потенциальным работодателям. В итоге для сегодняшних IT-специалистов сертификаты Microsoft Certified Master, или аналогичные документы от Oracle, SAP, Novell, Adobe и т. п., при трудоустройстве значат едва ли не больше, чем диплом о профильном образовании. Такую же политику — не дожидаясь, когда институты и университеты ликвидируют пробелы в собственных учебных программах, — сейчас осуществляют и ведущие производители железа.

Впрочем, институты и университеты, скорее всего, не останутся без работы ни через 10, ни через 20, ни через 50 лет. Просто преподавать в них станут иное и по-другому.

Вузы по-прежнему будут давать студентам обязательный набор базовых знаний. Как ни крути, а для школы высшая математика или квантовая физика слишком сложны, для бизнес-образования они излишне накладны. Но главным для институтов и университетов станет не это — ведь к 2018-му, а тем более к 2028 году целеустремленный студент сможет найти всю необходимую для обучения информацию во всемирной паутине самостоятельно.

Главными задачами высшего образования через 10–20 лет будут обучение поиску фактов и психологическая подготовка будущих ученых, бизнесменов и инженеров. Ведь учиться им придется до конца своей карьеры, а к этому нужно готовиться основательно.

Вы здесь:
вверх