логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Экономика превыше всего Сергей ТИГИПКО - «Контракты» №33-35 Август 2009г.

Украина сейчас проходит лишь середину финансового кризиса, который постепенно перерастает в кризис финансово-экономический. Для того чтобы он не перешел в коллапс, государство должно определить потенциальные точки роста экономики и создать механизмы для их стимулирования. Это и является главной задачей реформ в экономической сфере.


Украина сейчас проходит лишь середину финансового кризиса, который постепенно перерастает в кризис финансово-экономический. Для того чтобы он не перешел в коллапс, государство должно определить потенциальные точки роста экономики и создать механизмы для их стимулирования. Это и является главной задачей реформ в экономической сфере.

Между тем нынешние руководители государства даже не пытаются сформулировать задачи развития экономики. Во внутренней политике продолжают доминировать идеи социального популизма. Суть обобщенных высказываний всех ведущих политических сил такова: необходимо повышать социальные выплаты населению (прожиточный минимум, минимальные зарплаты, пенсии, пособия), новый проект бюджета опять будет социально ориентирован, инвестиционная часть исключается. Снова рассматривается только расходная часть бюджета и ни слова о том, как стимулировать рост экономики.

Но главная опасность заключается в методе выравнивания спроса и предложения. Требуемые оппозицией и поддерживаемые действующим правительством повышения социальных выплат неизбежно стимулируют спрос и повышение цен. В свою очередь подавлять инфляцию власть пытается через сжатие денежной массы, путем жесточайшей монетарной политики. Здесь все перевернуто с ног на голову. В экономических проблемах виноват спрос, а страдать будет предложение. В очередной раз выдав деньги населению, правительство тут же пытается их заблокировать. Но это тщетные попытки. Ведь жесткая монетарная политика блокирует в первую очередь производителя, что неизбежно приводит к экономическому спаду.

Ту же цель преследовала и весенне-летняя ревальвация курса гривни. Так власти пытались нейтрализовать спрос за счет импорта. Но это такое лекарство, которое сию минуту, может быть, и даст облегчение, но потом будет еще хуже. Необоснованная ревальвация неизбежно повлечет еще более глубокую девальвацию, общее усугубление кризисных процессов.

Предотвратить углубление кризиса могут только срочные экономические реформы, направленные на восстановление внутреннего производства и стимулирование экспорта.

Если человек тратит гораздо больше, чем зарабатывает, у него рано или поздно будет финансовый кризис с последующим дефолтом и распродажей имущества. То же самое происходило у нас все последние годы в государственном масштабе.

Нынешний кризис был абсолютно неизбежен — достаточно сравнить рост экономики за последние четыре года с увеличением доходов населения. К примеру, в 2005-м (первый год президентства Виктора Ющенко) ВВП Украины вырос на 2,7%, а доходы граждан — на 39,1%, в 2006-м эти показатели составляли соответственно 7,1% и 25,7%, в 2007-м — 7,5% и 26,2%, в прошлом году рост ВВП снизился до 2,1%, а доходы подскочили до 44,8%.

Эту огромную диспропорцию лишь отчасти можно объяснить очень низким стартовым уровнем доходов населения. Главная причина — сверхпопулистская политика правительств, которые в условиях беспрерывных выборов и политических кризисов соревновались в борьбе за поддержку электората. Огромная часть сверхдоходов бюджета направлялась на увеличение социальных выплат. Очень мало оставлялось на финансирование реформ (да и реформы никакие не проводились), на поддержку внутреннего производства и экспорта, на инвестиционные проекты по модернизации обветшавшей инфраструктуры, а также прорывные инновационные программы.

Безумную лихорадку потребления поддержали и банки. Объем кредитования населения в 2006 году вырос по сравнению с предыдущим в 2,2 раза, в 2007-м относительно 2006-го — в 2,3 раза, в 2008-м — в 1,6 раза, и это небольшое снижение темпа объясняется лишь тем, что осенью уже начался кризис. Произошло качественное изменение: если в 2004 году кредиты были в 15 раз меньше доходов населения, то в 2008-м ссуды частным лицам превысили общий объем доходов населения. Иными словами, в прошлом году наши сограждане одолжили денег больше, чем за этот же период заработали. Всего за последние 3,5 года кредитование населения увеличилось с 18 млрд грн до 273 млрд грн, и баланс экономики был разрушен.

Из этого следует простейшая мысль: чтобы восстановить баланс, нужно все силы бросить на поддержку производства, а с ограничением потребления кризис неплохо справляется и сам.

Конкретные меры также вполне очевидны. В первую очередь государству необходимо создать условия для увеличения объемов кредитования реального сектора экономики. Прежде всего — за счет активизации программы по рекапитализации коммерческих банков.

Правительству следует сконцентрироваться на увеличении капитала государственных банков, которые в условиях падения интереса коммерческих финучреждений к кредитованию могут использовать полученные от правительства средства на поддержку приоритетных для государства направлений. А именно:

— кредитование экспортно ориентированных предприятий под контракты ВЭД;

— кредитование легкой и пищевой промышленности;

— модернизация оборудования и энергосбережение;

— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленности с последующим техническим перевооружением предприятий с использованием отечественных наработок;

— кредитные программы для малого и среднего бизнеса, ориентированные на производство и продажу товаров народного потребления;

— льготное кредитование молодых семей на приобретение квартир в строящихся домах.

Инвестиционные ресурсы в эти отрасли увеличат производство товаров народного потребления, товаров с добавленной стоимостью, не приводя к раскрутке инфляции.

Некоторые из этих мер связаны с умеренной эмиссией национальной валюты. Такой механизм эмиссионного финансирования бюджетного дефицита активно используется во многих странах, и в первую очередь в США, где казначейские облигации министерства финансов выкупаются Федеральной резервной системой и полученные ресурсы направляются на покрытие дефицита бюджета и развитие внутреннего рынка.

Нужны также и серьезные изменения подходов к внешнеэкономической деятельности. Украина вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) весной 2008 года, когда первые признаки глобального финансового кризиса были уже очевидны. Многие специалисты предупреждали, что украинская экономика еще не готова к мировой конкуренции по единым правилам ВТО. Так и случилось. Внешнеторговый баланс Украины резко ухудшился за счет увеличения количества импортируемых товаров. Согласившись с условиями ВТО, правительство потеряло многие инструменты воздействия на внешнюю торговлю.

Рост доходов населения и снижение таможенных пошлин на большинство товаров привели к сворачиванию темпов роста иностранных инвестиций и замене их ввозом готовой продукции. Мировой финансовый кризис приостановил возможность привлечения внешних кредитов, особенно длинных и дешевых. Украина со своей стороны обеспечила полную открытость при экономической разрухе и низкой конкурентоспособности. Следствием этих действий стали огромные цифры дефицита торгового баланса и внешнего долга.

Чтобы снизить объемы импортируемого в Украину товара, необходимо пересмотреть принципы открытости отечественной экономики. Для защиты и восстановления внутреннего производства, страдающего от дефицита финансовых ресурсов и падения спроса, нужно расширить перечень товаров и услуг, которые могут облагаться 13%-ной заградительной таможенной пошлиной — введение таковых разрешается

ст. 7 устава Всемирной торговой организации и договором о членстве Украины в ВТО.

Еще одним механизмом стимулирования внутреннего производства могли бы стать комбинированные импортно-экспортные барьеры по типу применяемых в России для автопроизводителей: с полной отменой ввозных таможенных пошлин на автомобили высшей и средней ценовой группы, при условии подписания инвестиционного меморандума о строительстве заводов на территории страны с последующим экспортом 50% продукции (аналогичные требования к иностранным инвесторам в высокотехнологичных областях выдвигает Китай).

Кризис настоятельно требует усиления взаимодействия правительства и Нацбанка. Действия монетарных властей должны способствовать росту товаров народного потребления. Решать такие проблемы увеличением импорта очень рискованно при неконкурентной экономике. Поэтому основой государственной политики в области реформирования монетарной системы должно стать снижение процентных ставок по кредитным ресурсам для расширения доступа предприятий к инвестиционному заемному капиталу.

Наиболее эффективной представляется политика Европейского центрального банка и Федеральной резервной системы США (а также большинства центробанков развитых стран) по накачиванию финансовой системы дешевыми деньгами. Добиться этого можно:

— путем снижения ставки рефинансирования коммерческих банков (подпитка короткой ликвидности);

— через механизм государственного гарантирования межбанковских кредитных операций и расчетов.

Однако накачка ликвидностью банковской системы требует и жесткого контроля. Если эти средства используются не по назначению, это приводит и к обвальной девальвации национальной валюты, и к новому витку инфляции. Поэтому, увеличивая поток ликвидности в банковскую систему, необходимо заблокировать выход денег на валютный рынок в течение двух-трех месяцев и затруднить их перекачку в наличные. Все это означает жесткий административный контроль над банками. Но иначе сейчас нельзя.

Вы здесь:
вверх