логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Фонд милосердия Анна САЙЧЕНКО, Константин КРАВЧУК - «Контракты» №33-35 Август 2009г.

В интервью Контрактам Макс Альер рассказал о том, что: МВФ доволен темпами рекапитализации банков в Украине; Укрпромбанк и Надра Банк после реструктуризации внешних долгов будут национализированы; мировая экономика уже достигла дна кризиса


Когда миссия МВФ планирует вновь приехать в Украину?

— По приглашению правительства небольшая группа сотрудников Фонда посетит Киев в сентябре этого года для обсуждения подготовки бюджета-2010. За ними — в конце октября — приедет непосредственно миссия, которая проведет переговоры и проанализирует выполнение программы сотрудничества между Украиной и МВФ.

Какие условия должны выполнить правительство и Нацбанк, чтобы рассчитывать на получение четвертого транша кредита?

— Как и ранее, основное внимание МВФ будет уделять двум вопросам: реструктуризации банковского сектора и фискальной политике. В июле парламент принял документ, который предоставляет правительству и Нацбанку более широкие возможности для реабилитации финучреждений (Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся особенностей проведения мероприятий по финансовому оздоровлению банков» от 24.07.2009. — Прим. Контрактов). Теперь мы ожидаем утверждения стратегии предоставления помощи для средних и небольших банков и будем наблюдать за ходом ее реализации. Восстановление доверия к банковской системе — одна из наиболее важных задач украинских властей и ключевой элемент программы сотрудничества. Мы также будем следить за выполнением количественных параметров госбюджета, таких как фискальный дефицит, за объемом чистых международных резервов НБУ. Ключевой вопрос — проект бюджета на 2010 год, который будет предоставлен на рассмотрение парламента 15.10.2009. Он должен быть основан на реалистичных макроэкономических прогнозах, а его дефицит не должен превышать 3% ВВП, не включая НАК «Нафтогаз України», и 4% — с учетом этой компании. Кроме того, в госбюджете-2010 должно быть предусмотрено достаточно средств для социальной защиты уязвимых групп населения.

Удовлетворен ли МВФ темпами рекапитализации банков в Украине? Финансовое положение многих кредитных учреждений ухудшилось еще в начале года, а первые решения о рекапитализации были приняты правительством только в июне.

— Главное — результат, а не скорость. Украинские власти уже добились значительного прогресса в реализации согласованной с МВФ программы помощи банковскому сектору. Эта стратегия не ограничивается только вливанием государственного капитала. Было проведено подробное диагностическое исследование всех банков, а для первой и второй групп финучреждений (крупнейших и крупных) определена потребность в дополнительном капитале. Затем КМУ и НБУ обратились к акционерам этих банков с предложением влить необходимые средства. И большинство крупных кредитных учреждений уже получили основную часть необходимого им капитала, а оставшиеся суммы будут внесены по согласованному с Нацбанком графику до конца года.

Но ведь не все владельцы финорганизаций внесли капитал?

— Оставалось пять крупных банков, собственники которых не были готовы увеличить капитал своих финучреждений. Три из них уже рекапитализированы государством — Укргазбанк, Родовид Банк и банк «Киев». Сейчас лишь две крупных финструктуры нуждаются в помощи — Надра Банк и Укрпромбанк. Правительство пообещало внести недостающий капитал в эти финучреждения, после того как они успешно завершат переговоры с внешними кредиторами о реструктуризации долгов. Балансовые показатели этих банков хуже, чем у первых трех, получивших капитал от государства, поэтому вполне естественно, что их оздоровление займет больше времени.

Мы ожидаем, что в ближайшем будущем ситуация в банковском секторе нормализуется. Действия, направленные на восстановление доверия в этом секторе, уже приносять плоды. Если с октября 2008-го по апрель 2009-го отток депозитов в системе составил 25%, то уже с мая ситуация стабилизировалась: вкладчики начали возвращаться в некоторые банки.

В начале августа появилась информация о том, что правительство просит НБУ в II полугодии 2009-го направить в госбюджет 25 млрд грн, выкупив гособлигации. Одобрит ли МВФ такую инициативу?

— Я не слышал о таком предложении со стороны Кабмина, однако уверен, что любая монетаризация бюджетного дефицита должна проводиться очень осторожно, так как последствия могут быть непредсказуемыми и негативными, в частности, скачок обменного курса и неконтролируемая инфляция.

Но ведь ранее МВФ согласился на увеличение дефицита госбюджета: сначала — до 4% ВВП, затем — до 6% ВВП?

— Изначально программа предполагала сбалансированный бюджет в 2009 году. С ухудшением экономической ситуации мы в первую очередь приняли допустимый бюджетный дефицит на уровне 4% ВВП, после увеличили этот показатель до 6% ВВП (8,6% с учетом НАК «Нафтогаз України»). Мы сделали это с целью не допустить резкого снижения в финансировании ключевых статей бюджета, учитывая социальные статьи. Приоритет для нас — защита социальных программ помощи малоимущим, смягчающая последствия финансово-экономического кризиса. Однако для нас очень важно, чтобы правительство распоряжалось деньгами консервативно, придерживаясь финансовой дисциплины. В условиях когда сокращаются доходы бюджета, необходимо в течение нескольких лет строго контролировать бюджетные расходы, снижать их, чтобы удержать бюджетный дефицит. В этом году НБУ выкупал гособлигации, но при этом использовал адекватные инструменты управления ликвидностью. Пока Нацбанк достаточно эффективно сдерживает инфляцию.

А если правительство превысит согласованный размер дефицита, Фонд может отказать в продолжении кредитования?

— Если не будут выполняться принятые показатели, мы будем анализировать причины такого невыполнения. Если будут предоставлены веские аргументы, как это было в случае с фискальными показателями во время второй обзорной миссии, МВФ скорректирует показатели и будет обсуждать меры по исправлению ситуации. Если же такие отклонения будут результатом намеренной политики, которая будет противоречить духу и целям программы, мы прекратим сотрудничество. Например, если власти начнут проводить политику, которая ведет к инфляции, подрывает стабильность финансовой и банковской систем, мы не будем поддерживать ее. Фонд готов помогать Украине и разделить успех страны на пути преодоления кризиса, но не намерен принимать участие в политике, которая приведет к углублению экономического кризиса.

Может ли МВФ увеличить помощь Украине в следующем году?

— Программа stand-by общим объемом $16,5 млрд действует до октября 2010 года. В ее рамках мы уже перечислили Украине $10,5 млрд. МВФ намерен предоставить стране еще $6 млрд, из которых $3,8 млрд запланированы к выделению до конца этого года, после мониторинга выполнения условий программы в сентябре. По нашим оценкам, сейчас она финансируется адекватно. Пока мы не проводили переговоры об увеличении финансирования, однако если понадобятся дополнительные ресурсы и правительство обратится к нам с экономически обоснованной программой, то МВФ готов серьезно рассмотреть заявку Украины.

Сейчас средства Фонда направляются на финансирование бюджетного дефицита, но ведь в следующем году он не исчезнет: нужно будет продолжать выплачивать пенсии и т. д. Получается, что потребность в крупных внешних займах сохранится?

— По нашим оценкам, в следующем году не будет столь большого дефицита бюджета. Как известно, в сентябре 2009-го разово на 20% повысят цены на газ для населения, а в октябре — для теплогенерирующих предприятий. К 2010-му будет разработан и принят график дальнейшего ежеквартального повышения цен на газ на 20%. В результате уменьшится объем государственной поддержки Нафтогазу. Кроме того, ожидается увеличение сбора налогов. В этом году были повышены акцизы, что также принесет хорошие деньги казне в 2010-м. В кризис финансовая дисциплина значительно ухудшилась, но не из-за того, что компании умышленно избегали уплаты налогов, — просто у большинства возник недостаток оборотных средств. По мере стабилизации ситуации в банковском секторе финансирование экономики восстановится — юридические и физические лица смогут не только выполнять текущие налоговые обязательства, но и выплачивать налоговые долги прошлых лет. И здесь важно повышение эффективности работы налоговой администрации и проведение реформы налогообложения.

Контролирует ли МВФ расходование кредита?

— Все средства третьего транша в размере $3,3 млрд перечислены. Это не целевые ресурсы — Фонд заранее не разрабатывал план их расходования. Однако Кабмин предоставляет нам исчерпывающую информацию о том, куда направляются деньги МВФ. С помощью средств третьего транша государство рассчитается по внешним долгам, обеспечит нормальное функционирование финансовой системы, профинансирует социальные расходы.

Нацбанк и правительство получают от МВФ твердую валюту, или так называемые специальные права заимствования — эмитированные Фондом искусственные платежные средства, которые всего лишь учитываются при вычислении международных резервов НБУ?

— МВФ перечисляет НБУ твердую валюту: доллары США или другую конвертируемую валюту. Специальные права заимствования — это просто условная учетная единица.

Когда Фонд принимает решение о выделении очередного транша кредита, правительство посылает запрос на получение денег в определенной корзине валют. После этого МВФ переводит сумму транша в выбранных правительством денежных единицах.

В 1998 году список обязательств Украины перед МВФ включал более 300 пунктов, сейчас же их лишь несколько десятков. Почему Фонд значительно смягчил условия предоставления кредитов?

— Ситуация, в которой сегодня находится Украина, существенно отличается от той, в которой страна пребывала десять лет назад. Кроме того, жесткость или мягкость выдвигаемых Фондом условий зависит не от количества пунктов в меморандуме, а от их сути и качества. Многолетний опыт работы МВФ подтверждает, что более эффективными являются сфокусированные, более конкретные и продуманные программы.

Раньше условием получения кредита Фонда для Украины были реформы, в частности, административная и аграрная, сейчас же МВФ не требует этого. Почему?

— Сегодня в первую очередь стране необходимо справиться с кризисом. Кроме того, согласно полномочиям, которые Фонд получил от своих акционеров, условия получения наших кредитов должны способствовать макроэкономической стабилизации. В этом мы отличаемся от Всемирного банка, ЕББР, которые предоставляют целевое финансирование под реализацию конкретных проектов и реформ.

Как МВФ оценивает ситуацию в мировой экономике? По вашему мнению, пик своего падения она уже прошла?

— По оценкам МВФ, нижняя точка кризиса уже пройдена. Сейчас мы фиксируем позитивные сигналы, особенно в развивающихся странах. В этом году мы прогнозируем сокращение мирового ВВП, но уже в 2010-м ожидаем его рост. Вопрос только в том, насколько быстрым будет восстановление экономики. По нашим заключениям, оно пройдет медленно, но все-таки это уже будет восстановление. В Украине мы также фиксируем позитивные тенденции. Правда, мы ухудшили прогноз падения ВВП страны в этом году до 14%, но в следующем ожидаем рост до 3%. При этом такой прогноз — сценарий на случай медленного восстановления мировой экономики. Если же глобальная экономика стабилизируется быстро, то для Украины прогнозы будут улучшены.

Вы здесь:
вверх