логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Конец эфира Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №33-35 Август 2009г.

Одна из крупнейших польских компаний Broker FM Group, в состав которой входит RMF FM, зарабатывающая около трети всех радиорекламных денег страны, заявила о намерении продать свой бизнес в Украине.


С 2005 года поляки купили четыре местные станции (во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске и Нововолынске), с февраля 2009-го выходящие в эфир под брендом Radio 4u. По словам руководства польской группы, в покупку и развитие украинских FM-вещателей компания вложила около $2 млн. Окупить инвестиции поляки планировали до конца этого года. Уже сейчас очевидно: достичь этого не удастся. Найти покупателя Broker FM планируют не позднее I квартала 2010-го.

«Польские инвесторы переоценили возможности продажи рекламы у сети с небольшим покрытием в западном регионе Украины», — комментирует действия поляков управляющий партнер экспертной медиагруппы Kwendi Андрей Таранов. — Шансы на выживание у таких игроков сейчас весьма невелики». По его словам, польская сеть по покрытию не может конкурировать с крупными украинскими радиогруппами, а возможности региональных рекламных рынков в условиях экономического кризиса существенно уменьшились.

Уже по итогам прошлого года рекламные заработки радийщиков упали в стране на 6%. В 2009-м, по последним прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), оборот радиорекламного рынка сократится вдвое: с 160 млн грн в 2008-м до 80 млн грн к концу текущего года. Это больше, чем падение всего медиасегмента и рекламно-коммуникационного рынка в целом: по итогам 2009-го общие рекламные затраты уменьшатся примерно на треть.

«Радио сегодня является одним из самых депрессивных сегментов медиарынка с точки зрения рекламных поступлений. Основных причин две: падение потребления радио и отсутствие консолидации рынка. Первая вызвана оттоком молодой аудитории и бестолковой регуляторной политикой государства, проводимой под маркой защиты отечественного производителя. Вторая — вина самих крупных игроков», — объясняет Андрей Таранов. Он считает, что радиокомпании упустили свой шанс занять существенную долю в медиасегменте в 2004–2006 годах. Тогда рекламный рынок рос высокими темпами (30–40% в год), а FM-сети по охвату могли конкурировать с телеканалами третьего эшелона (НТН, Тонис, ТЕТ, К1 и пр.). в 2008 году, по данным ВРК, на радиорекламу приходилось только около 2,4% общих медиабюджетов.

Дальнейшим этапом развития радио может стать онлайн-вещание, ведь интернет — одна из немногих сфер, переживающих кризис с наименьшими потерями. Количество посетителей онлайн-ресурсов растет. По данным компании Bigmir-Internet, в июле 2009-го в стране насчитывалось свыше 11 млн уникальных пользователей (более одного просмотра страницы в месяц), год назад их число не превышало 8,4 млн. Не использовать этот ресурс для увеличения или удержания мигрирующей в сеть аудитории было бы неразумно. К примеру, ресурс onradio.org, предлагающий для онлайн-прослушивания около 70 радиостанций (украинских, российских и западных), сегодня посещают примерно 500 человек в сутки — показатель годичной давности составлял лишь 40 пользователей. Закономерно, что в сети появляется все больше новых онлайн-вещателей. «За последние два месяца мы получили около 10 заявок на добавление в наш радиокаталог, — рассказал Контрактам представитель onradio.org Александр Останин. — Не все из них успешны, но именно потому, что конкуренция довольно высока». «Радиовещание посредством интернета — очень перспективное направление, — уверен и Сергей Белов, открывший в сети аналогичный радиоресурс best-radio.com.ua. — Это дает радиостанции возможность вещать по всему миру. Да и технически создание онлайн-станции намного проще и дешевле эфирного».

Чтобы запустить такую радиостанцию с нуля, достаточно найти веб-ресурс, на серверах которого можно разместить свой контент. Вы загружаете музыкальные файлы, при желании подключаете к компьютеру микрофон и вещаете. По словам Сергея Белова, стоимость такой услуги при качестве вещания 128 kbps, объеме дискового пространства в 2 Гб (выделяется под закачку мр3-файлов) и 20 одновременных слушателях составляет около $10 в месяц. Соответственно, 200 слушателей ежемесячно обходятся примерно в $100. Участники рынка утверждают, что число любительских радиостанций в сети уже исчисляется сотнями.

Цена выхода уже существующего FM-вещателя в интернет равна стоимости создания сайта, полагают эксперты. Настройка существующей трансляции через всемирную сеть осуществляется путем обычного серверного оборудования, которое есть у любой радиокомпании. Поэтому сегодня практически все радиостанции Украины уже присутствуют в сети. И, по словам гендиректора Communicorp Ukraine («Наше радио», NRJ) Богдана Болховецкого, в цивилизованных странах битва между FM-станциями и онлайн-вещателями уже началась. В Украине, учитывая низкое проникновение интернета, об ощутимой конкуренции говорить рановато. «Наши отечественные радиоменеджеры еще несколько лет могут спать спокойно», — заверяет Богдан Болховецкий.

Однако эксперты уверены: осваивать интернет-пространство радиокомпаниям необходимо уже сейчас. И делать это грамотно — в простом дублировании эфира смысла нет. Чтобы привлечь аудиторию, необходимо использовать все существующие на данный момент возможности интернета, предоставляющие пользователям максимально широкий спектр информации и услуг. «Кто займет эту нишу и найдет свою аудиторию сегодня, в будущем получит хорошие дивиденды», — уверен Сергей Белов.

Вы здесь:
вверх