логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Отчего люди не летают Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №37 Сентябрь 2009г.

В I полугодии 2009-го, впервые за последние девять лет, в украинской авиации зафиксировано падение всех основных показателей, сообщают в Государственной авиационной администрации. За первые шесть месяцев текущего года отечественные авиаперевозчики осуществили 38,9 тыс. коммерческих рейсов против 47,3 тыс. в I полугодии 2008-го.


Объемы пассажирских перевозок сократились за тот же период на 18,4% — до 2,2 млн человек. 32 отечественные авиакомпании перевезли за это время 1,7 млн пассажиров на международных линиях и раведливости ради стоит заметить, что не все бюджетные авиакомпании приживаются на отечественном рынке. Так, еще один немецкий авиадискаунтер Germania Express из-за недостаточного спроса уже отменил свой единственный рейс Харьков — Дюссельдорф, запущенный в декабре прошлого года. Последний полет по этому маршруту состоялся в феврале.

«Лоукостеры столкнулись с теми же проблемами, что и традиционные перевозчики, — комментирует Александр Селин. — Некоторые авиадискаунтеры имеют меньший запас прочности из-за балансирования на грани рентабельности и отсутствия больших пассажиропотоков, что критично для лоукостеров, которые работают благодаря перемещениям большого количества пассажиров».

Как изменится расстановка сил на украинском рынке в ближайшие годы и удастся ли лоукостерам, контролирующим в Европе около 25% всех авиаперевозок, отвоевать в Украине заметную рыночную долю — покажет время. Общий пассажиропоток к концу 2009-го сократится в Украине на 20–25%, однако эксперты уже отмечают постепенное улучшение ситуации. Если в феврале, по данным Госавиаадминистрации, объем пассажирских перевозок был почти на 25% меньше показателей годичной давности, то в апреле разрыв составлял уже 18%, а в июне — только 13%.

Сергей ЯНОВОЙ, исполнительный директора авиакомпании Windrose

Многие украинские авиакомпании отменяют рейсы. От каких маршрутов за последние полгода отказалась ваша компания?

— Мы не отменяли рейсы, напротив, вводили новые: Львов — Москва, Киев — Ташкент, Киев — Астана, Киев — Симферополь. Более того, намеревались развивать и другие направления, но по независящим от компании причинам планы пришлось скорректировать. К примеру, запуск линии Киев — Ашхабад был отложен из-за вопросов регулятивного, а не коммерческого характера. Авиационные власти Туркменистана не разрешили украинским компаниям выполнение рейсов без официального объяснения причин. Перелеты осуществляются туркменской компанией в одностороннем порядке, что, к слову, нарушает межправительственное соглашение. Также пришлось отложить открытие рейсов в Стамбул из Львова и Харькова, поскольку спрос на это направление снизился примерно на 30%.

Как изменилась загрузка рейсов по сравнению с показателем прошлого года?

— Если говорить об украинском рынке авиаперевозок в целом, то загрузка на основных регулярных маршрутах сократилась на 20–25% — в зависимости от направления. Например, в азиатском направлении за I полугодие 2009-го по сравнению с аналогичным периодом 2008-го обвал составил минимум 50%. Но в целом за прошлый год мы перевезли 800 тыс. человек и столько же планируем обслужить в 2009-м.

Насколько за последние полгода изменились цены?

— В целом тарифы снизились на 30–50%. Во-первых, из-за снижения платежеспособного спроса. Во-вторых, в связи с ростом конкуренции, увеличением доли иностранных компаний в Украине и приходом на отечественный рынок лоукост-компаний, которые не столько следуют принципам авиадискаунтеров, сколько занимаются демпингом.

Какие перспективы у бюджетных авиаперевозчиков в ближайшем будущем?

— Это очень емкий сегмент авиабизнеса, в том числе и в Украине. Бюджетные перевозчики стимулируют рост пассажиропотока, способствуют развитию деловых связей и дают возможность летать представителям небогатой части населения. Однако в Украине лоукостеры не решают этих задач. Кроме того, они практически свернули деятельность на внутреннем рынке страны.

Как будет развиваться рынок в 2010 году?

— Если в следующем году кризисные процессы будут замедляться и мировая экономика начнет стабилизироваться, спрос на авиаперевозки начнет расти темпами предкризисных годов, добавляя по 15–20% год.

Наталья КАЗМЕР, член совета директоров «Визз Эйр Украина»

Компания «Визз Эйр Украина» отказалась от некоторых внутренних рейсов. В середине сентября прекращаются перелеты по направлению Львов — Симферополь. По каким причинам отменяете рейсы?

— Направление Львов — Симферополь являлось сугубо сезонным маршрутом. А рейс Киев — Львов был просто перегружен предложениями со стороны других авиакомпаний, поэтому оставаться на нем оказалось экономически нецелесообразным.

Важный фактор, влияющий на решение об отмене некоторых рейсов, — плохая инфраструктура аэропортов, не позволяющая полноценно работать бюджетным авиакомпаниям. Кроме того, внутренний рынок более чувствителен к кризису, чем международный: люди быстро пересаживаются обратно на поезда и автобусы. Поэтому мы анализируем рынок и совершаем те рейсы, которые пользуются спросом в нынешних условиях.

Спрос на международные рейсы выше, чем на перелеты внутри страны?

— Да, сейчас наша авиакомпания совершает восемь международных рейсов из Украины. Средняя загрузка 180-местного самолета в летние месяцы достигала 84%. Но Украина переживает глубокий экономический спад, и это отражается на спросе. Поэтому сейчас мы больше работаем над улучшением финансовых показателей существующих маршрутов и не вводим большое количество новых рейсов.

Вы здесь:
вверх