логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Гондурас отдыхает Елена СТРУК - «Контракты» №39 Сентябрь 2009г.

Сингапур в четвертый раз подряд возглавил рейтинг стран, где легче всего вести бизнес, — таков вывод Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (МФК), сделанный на основании ежегодного исследования Doing Business. Теперь в этом государстве можно получить разрешение на строительство и регистрировать собственность через интернет.


Как показало исследование, проведенное университетом Калифорнии, сокращение процедуры открытия бизнеса на 10 дней в небогатых, но хорошо управляемых экономиках ведет к ускорению роста ВВП на 0,4% в год.

Впрочем, Украина солидными достижениями в улучшении регуляторной политики пока не может похвастаться. Да, за последние годы было создано так называемое единое окно регистрации предприятий — количество процедур, необходимых для старта, сократили до десяти. Месяц посещений разрешительных органов — и бизнес, наконец, может работать. Но в странах с нормальным бизнес-климатом на это понадобится гораздо меньше времени. К примеру, в Новой Зеландии нужно проделать всего одну процедуру: заполнить заявление на сайте службы Новозеландского офиса компаний. Похожая система в Стране кленового листа, где для регистрации нового субъекта хозяйствования заполняют данные в Электронном центре промышленности Канады. Через пять дней предприниматель получает по почте соответствующий сертификат.

Украина в рейтинге Doing Вusiness — 2010 за год поднялась всего на четыре ступеньки в основном благодаря принятию многострадального Закона «Об акционерных обществах». Страна все еще находится в конце списка, занимая 142-е место из 183-х возможных.

Их не догоним

Кризис заставил многие страны ускорить проведение реформ, облегчающих жизнь бизнесу. Согласно исследованию Doing Business — 2010, 131 государство провело 287 реформ в регуляторной сфере, что на 20% больше, чем годом ранее. Реформаторы максимальное внимание уделяли изменениям в сфере регистрации бизнеса, защите прав собственности, повышению эффективности процедур банкротства и разрешения споров. Понимая важность малых и средних компаний в создании рабочих мест, некоторые правительства, в частности, Китая, Республики Кореи, Малайзии и России, включили реформы, упрощающие положение бизнеса, в свои антикризисные планы. Впрочем, большинство изменений в регуляторной политике были частью долгосрочных программ по повышению конкурентоспособности местных компаний и созданию рабочих мест. Самой активной по числу нововведений оказалась африканская Руанда — она возглавила десятку государств-реформаторов. Если раньше на открытие бизнеса в стране нужно было потратить две недели, то теперь три дня, пройдя всего две процедуры вместо восьми. Время для регистрации собственности сократилось на 255 дней. В десятку реформаторов неожиданно попала и Беларусь, переместившись с 88-го места на 7-е. А ведь она не сделала ничего сверхъестественного: отменила требования к минимальному капиталу и разрешение на печать, которое предприниматели получали в органах внутренних дел, отказалась от нотариального заверения копий документов, необходимых для регистрации бизнеса, и объединила четыре регистрационные процедуры в одну. По оценке Всемирного банка, эти нововведения позволят сэкономить местному бизнесу более $20 млрд ежегодно.

Как правило, реформы проводятся в странах с уровнем дохода ниже среднего. Однако в этом году реформаторской деятельностью отличились и развитые экономики. К примеру, Великобритания упростила процесс выдачи строительной документации. Германия максимально смягчила требования к начальному капиталу фирмы: его сократили с EUR25 тыс. до EUR1.

Иглоукалывание

Украинские власти тоже декларировали готовность максимально облегчить положение бизнесменов. Количество выданных нормативных актов на эту тему действительно поражает. Правительство с начала 2009 года выпустило более 70 постановлений, регулирующих и дерегулирующих деятельность бизнеса в разных сферах. И все равно эффект нулевой.

Самое радикальное нововведение, инициированное постановлением Кабмина, — попытка утвердить перечень документов, выдаваемых исключительно в разрешительных центрах (в так называемых единых окнах). С одной стороны, это действительно упростило жизнь предпринимателям, которым приходилось выбирать: либо собирать справки и другие бумаги в различных госорганах, либо обращаться в разрешительные центры. «Но с другой — сделано лишь полшага, поскольку в государстве должен существовать строго определенный перечень разрешительных документов, чтобы чиновники на местах не добавляли к нему новые и новые справки, действуя по своему усмотрению», — говорит координатор проекта МФК «Инвестиционный климат в Украине» Сергей Осаволюк.

В мае было принято еще несколько постановлений, которые сократили список документов, необходимых для получения лицензий на хозяйственную деятельность. Этим реформы в данной сфере исчерпываются. Особенного прогресса в упрощении процедуры создания предприятий в 2009-м не произошло. Хотя сейчас самое время улучшать условия для самозанятости. «Еще есть что совершенствовать. К примеру, можно было бы уменьшить размер уставного фонда для обществ с ограниченной ответственностью (сейчас он составляет 100 минимальных зарплат). А также отменить требование нотариального заверения копий документов в процессе регистрации фирм. Кроме того, необходимо упростить процесс ликвидации предприятия и усовершенствовать процедуру банкротства», — считает Сергей Осаволюк. Но до этого руки пока не доходят. Остальные послабления, предпринятые властями с начала 2009 года, актуальны лишь для отдельных предприятий и отраслей.

Например, чиновники урегулировали вопрос расторжения трудовых договоров по инициативе предпринимателя-физлица. Раньше увольнение сотрудника частным предпринимателем могло стать основанием для лишения его лицензии. В этом году утрясли некоторые вопросы аренды государственного имущества. Минимальный срок аренды увеличили до пяти лет. К тому же чиновники попытались упорядочить отношения между собственниками рынков и продавцами, а также разработали порядок расчета стоимости аренды.

Произошли некоторые изменения и в сфере таможенного оформления. В частности, была упрощена процедура растаможивания контейнеров в морских портах. К этому шагу чиновников подтолкнула ситуация в Одесском порту, который начал терять клиентов, — из-за больших очередей суда уходили в румынский порт в Констанце. Прохождение экологического контроля на границе теперь могут проводить только сотрудники Государственной экологической инспекции. Кроме того, чиновники сократили перечень документов при прохождении таможенного контроля и оформлении товаров и транспортных средств.

Небольшие новшества есть и в процедуре подключения к электросетям. Потребители электроэнергии до 20 кВт (в основном малые архитектурные формы и фирмы, размещенные в квартирах на первых этажах, выведенных из жилфонда) смогут получить технические условия на подключение по фиксированной ставке до 1 тыс. грн. Раньше стоимость подключения варьировалась в зависимости от области, облэнерго, самого предпринимателя, который получал талмуд техусловий. «Этот талмуд остался, но для более крупных потребителей», — говорит первый заместитель председателя Госкомпредпринимательства Андрей Гота. В этой сфере было еще одно нововведение. Предприятиям дали право оставлять на балансе построенную ими инфраструктуру для подключения к электросетям, которая находится за пределами их земельных участков. Облэнерго больше не имеет права требовать передачи этой инфраструктуры на свой баланс.

И все же, как показало пилотное исследование процедуры подключения небольшого коммерческого здания к электросети, проведенное Всемирным банком и МФК в 140 странах, Украина и здесь среди худших (9 документов, более 300 дней ожидания). Плату за подключение авторы доклада оценили в 262% среднегодового дохода украинца. По данным доклада, доход составляет $3213, а значит, средний платеж за подключение — $8418.

Пока правительство решает проблемы лишь точечно. Кардинальных изменений можно добиться, лишь приняв новые законы. Но и парламент тоже ничем особенным не отличился. Законопроект о поддержке предпринимательства в условиях кризиса со скрипом был принят Верховной Радой, однако до сих пор не подписан главой парламента. По словам Сергея Осаволюка, за каждую лицензию, которую предлагалось сократить, шла ожесточенная борьба. Ни одно министерство не хотело добровольно отдавать этот кусок хлеба. Зависло в воздухе нормативное закрепление принципа «молчание — знак согласия» (если чиновник после получения от предпринимателя пакета документов на разрешение не ответил в течение установленного времени, то разрешение считается выданным). Эффект от этой нормы принес бы Украине сотни миллионов долларов, полагают в МФК.

Принимая некоторые решения, правительство зачастую вынуждено выходить за рамки своих полномочий. Например, КМУ разработал упрощенную процедуру выдачи и аннулирования разрешений на установку малых архитектурных форм, но такие решения — прерогатива местных органов самоуправления. В итоге у местных властей есть вполне легальное право не выполнять постановления Кабмина.

Еще одна проблема, которой занялись чиновники, — спасение первичного рынка жилья. За время кризиса цены на квадратный метр на первичном и вторичном рынках стали почти одинаковыми (до кризиса в новостройке квартиру можно было приобрести дешевле в 1,5–2 раза). Покупатели больше не хотят рисковать и вкладывать средства в квартиры в строящемся доме с неопределенными сроками сдачи в эксплуатацию. Для оживления первичного рынка было принято решение о снижении отчислений застройщиков в местные бюджеты (на развитие транспортной и социальной инфраструктуры, пожарной инспекции и т. д.). По оценкам аналитика компании SV Development Сергея Костецкого, это могло сократить себестоимость квадратного метра на 30–40%. Но на деле местные власти нашли способы, как обходить правительственное решение, действуя на основании выданных ими же положений.

Похожая ситуация и с мораторием на проведение проверок предприятий различными инстанциями (кроме налоговых), введенным до 31 декабря 2010 года. Нередко госорганы руководствуются подзаконными нормативами, истолковывая их по-своему. «Я бы не говорил о том, что принятые нормативные акты плохи, но они больше напоминают попытку заклеить пластырем пробоину в корабле», — сетует Сергей Осаволюк.

Все выше и выше

Правила игры для предпринимателей проще не становятся и в налоговой сфере. Участившиеся проверки, просьбы оплатить налог на прибыль заранее — к этому украинским бизнесменам не привыкать. Правительство всеми силами борется со снижением налоговых поступлений в бюджет. Сначала Кабмин решил подкорректировать администрирование налога на прибыль. Своим постановлением он запретил предприятиям по итогам трех кварталов 2009 года уменьшать налогооблагаемую прибыль за счет курсовых убытков, которые образовались из-за переоценки невыплаченной задолженности прошлых лет в валюте. Другим своим решением КМУ попытался запретить использование просроченных налоговых накладных. Табу на них лишило бы предприятий-экспортеров права получить возмещение НДС. Впрочем, Кабмину пришлось отказаться от своих же постановлений. Но был принят новый документ, усложняющий процедуру администрирования НДС в процессе внешнеэкономической деятельности. По данным рейтинга Doing Business, уровень налогообложения в Украине — один из самых высоких. В качестве налогов компании отдают 57,2% дохода. По показателю налогового давления, который учитывает количество обязательных платежей, время на их администрирование и уровень налогообложения, Украина находится на 181-й позиции из 183-х.

Вы здесь:
вверх