логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бросить якорь Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №50 Декабрь 2009г.

В интервью Контрактам основатель и глава правления «ВиДи Груп» Виталий Джуринский рассказал о том, что: 1) пятнадцать лет назад занялся бизнесом, чтобы самореализоваться 2) формат автогородка позволяет на более высоком уровне оказывать услуги, связанные с продажей и обслуживанием автомобилей 3) будущее за цивилизованной формой реализации в официальных дилерских центрах автотранспотра с пробегом


Что подвигло основать в 1994 году собственное дело? Почему решили заняться продажей запчастей

к автомобилям, а не, к примеру, водочным бизнесом или IT-технологиями?

— Дело случая. Не могу сказать, что шел к созданию своего бизнеса сознательно. Просто оказался

в нужное время с нужными людьми и в нужной ситуации. Тогда я преподавал в Киевском университете

им. Т. Г. Шевченко на кафедре гражданского трудового права. Мне предложили заняться

дистрибьюцией продукции Ленинградского карбюраторного завода в Украине. Я хорошо подумал,

взвесил все за и против и согласился.

Решили улучшить материальное положение?

— Мое поколение — это дети детей войны. Любимым занятием у дворовых ребят была игра в войнушки.

Меня часто выбирали командиром — это была ответственная роль, но именно этим она мне

импонировала. В предложении создать свой бизнес я в первую очередь увидел возможность для

самореализации как руководителя. Это не было стремлением к увеличению доходов. Я отношу себя к

категории людей, у которых адекватный уровень потребления. Я не страдаю болезнью потребления,

которая заставляет покупать самолет, вертолет, яхту, виллы за рубежом. И хотя мог бы себе такое

позволить, считаю это излишеством. Я прагматик, а не сноб.

Сегодня ежегодный оборот ВиДи Груп превышает миллиард гривен. А с чего все начиналось?

— Наш путь мало чем отличался от развития остальных компаний. Стартового капитала не было,

приходилось на всем экономить. Сложность ведения бизнеса в то время была в действовавшем

законодательстве, согласно которому существовал запрет на предоплату за рубеж товара, который

еще не поставлен. Законодательство Украины и России были худшим повторением друг друга. На наш

запрет у них был свой — они не выпускали товар без оплаты. Моей задачей как юриста было

обеспечить поставки товара в Украину, не нарушая законодательства. Выход был найден с помощью

трехсторонних обязательств. Сложная схема, значительно затруднявшая бизнес, но альтернатив не

было. Мои организаторские способности позволили создать товаропроводящую сеть. Помимо

юридических головоломок, все было стандартно: много работы, постоянное самообучение,

формирование команды, расширение номенклатуры продаваемых запчастей и оборудования, освоение

смежных ниш.

Сегодня ВиДи Груп известна в первую очередь как автомобильный дилер Toyota, Lexus, Nissan,

Honda. Когда и почему решили продавать легковые автомобили?

— Каждый бизнес проходит несколько этапов развития. Вплоть до 2001 года в моей компании был

период накопления стартового капитала, характеризовавшийся отсутствием четкой долгосрочной

стратегии. Но к 2001-му я и моя команда вышли на новый уровень понимания бизнеса и задумались о

задачах и стратегиях. Проанализировав автомобильный рынок в Европе, мы предусмотрели дальнейшее

его расширение в Украине: уменьшение продаж запчастей на стихийных рынках, развитие

гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания, рост продаж новых автомобилей. Исходя

из этого приняли решение о расширении сферы деятельности, следуя важнейшему правилу: никогда не

занимайся делом, в котором не можешь быть лидером. Мы понимали рынок автомобилей, поэтому

продажа легковых и коммерческих авто органично вписалась в деятельность компании. Так, 7 марта

2002 года мы открыли первый салон по продаже автомобилей «Лада». Спустя пять лет, в 2007-м,

стали дилером Toyota, а уже сегодня представляем Toyota, Lexus, Nissan, Honda, Fiat и

продолжаем работать с новыми автомобильными столицами мира.

ВиДи Груп также занимается логистикой, девелопментом и финансами, а это не совсем

автомобильная отрасль.

— Да, это другие рынки, но мы развивали их вокруг автомобильной сферы деятельности. Наше

логистическое направление обеспечивает своевременную доставку автомобилей. Финансовое

направление позволяет предложить кредит на покупку автомобилей и страховку. Девелопмент

занимается строительством и обслуживанием автомобильных центров. Объединение этих направлений в

рамках нашей группы компаний позволяет снизить затраты в целом, увеличить прибыльность, а

главное — максимально удовлетворить потребности клиентов.

Какие из пяти сфер деятельности ВиДи Груп: продажа автомобилей, реализация спецтехники и

запчастей, логистика, девелопмент, финансовые услуги — генерируют основную проибыль компании?

Изменится ли структура доходов через два-три года?

— Она меняется в зависимости от ситуации на рынке. Продажа автомобилей начала стремительно

набирать обороты в 2007-м, после строительства первого салона Toyota. В том же году стартовало

развитие финансового направления. Девелопмент не генерирует выручку — мы строим собственную

инфраструктуру. В 2008-м доходы компании увеличились на 68% и достигли 1,326 млрд грн.

Наибольшую долю обеспечили логистика и продажа легковых автомобилей — вместе 80%, финансовые

услуги — 20%. В этом году из-за кризиса структура изменилась. На всем рынке реализация машин

снизилась в три раза. В то же время наблюдается увеличение продаж запчастей. Стремительно

растет направление по реализации подержанных авто, но прогнозировать структуру доходов в 2011–

2012 годах пока рано. Еще предстоит детальный анализ всего того, что произошло во время

кризиса. Среднесрочные прогнозы сможем делать весной 2010-го.

В 2007–2008 годах объем продаж автомобилей стал достаточен для развития такого формата, как

автомобильные городки. Сегодня, после трехкратного падения, он все еще актуален?

— Конечно, автомобильные городки — самый продвинутый формат продаж. Наш город автомобилей «ВиДи

АвтоСити» имеет ряд преимуществ, которые позволили нам даже во время кризисной ситуации не

только удержать свою долю рынка, но и нарастить ее. Главное достоинство — свобода выбора,

который клиент делает самостоятельно. Наши консультанты только помогают ему. Вторым весомым

преимуществом является удобство выбора: можно сразу сравнить все понравившиеся модели и

провести тест-драйв. Все это вместе, что особенно важно для деловых людей, позволяет экономить

время. Все находится в одном месте, чтобы принять решение о покупке автомобиля, нет

необходимости колесить по всему городу. Кроме того, на территории ВиДи АвтоСити мы оказываем

комплекс сопутствующих услуг: trade-in любого авто с пробегом на любой новый автомобиль,

кредит, страхование, лизинг, проведение государственного техосмотра и получение талона ГАИ. Это

позволяет осуществлять продажи и обслуживание автомобилей на качественно новом уровне, что

особенно важно в условиях кризиса, когда борьба идет за каждого клиента.

Пока в Украине существует единственный городок — наш «ВиДи АвтоСити» в Киеве. Но уже сегодня

видно, что он стал якорем для многих брендов. Рядом с нами построили свои салоны Subaru,

Mitsubishi, Hyundai, Skoda. После кризиса этот формат будет активно развиваться.

Какие результаты показал проект по продаже подержанных авто «ВиДи АвтоМаркет»? Кризис

способствовал развитию этого формата?

— Это очень актуально. Тот, кто приобретает подержанное авто, получает тот же уровень сервиса,

что и покупатель нового — мы несем ответственность за каждый проданный автомобиль. Первый в

Украине цивилизованный центр по продаже автомобилей с пробегом «ВиДи АвтоМаркет» за три

квартала 2009-го продал более 170 таких машин. Эта цифра увеличится в несколько раз после

принятия закона о trade-in, над которым совместно с ВААИД активно работали юристы и топ-

менеджеры нашей компании. Дело в том, что по нынешнему законодательству при взятии автомобиля

на баланс автосалона нужно заплатить государству 20% НДС, а при сделке между физическими лицами

— подоходный налог 15%. В результате рынок подержанных авто находится в тени. Естественно,

существуют схемы, по которым можно обойти эти ограничения, но в результате закон не защищает

нового владельца транспортного средства. Например, он не может при обнаружении каких-то

дефектов вернуть свои деньги. Новый законопроект предусматривает ликвидацию пробелов в

законодательстве, связанных как с НДС, так и с налогообложением доходов физлиц. Законопроект

был принят Верховной Радой в первом чтении, поэтому есть все основания для оптимистичных

прогнозов.

В Европе на одно проданное новое авто приходится 2–2,5 автомобиля с пробегом. В Украине за

четыре месяца прошлого года на один проданный новый автомобиль приходилось 0,7 авто с пробегом,

а в 2009-м это соотношение уже почти равно 1:2. Из-за снижения покупательной способности и

подорожания новых машин, связанного с объективными экономическими условиями, автолюбители

больше ориентируются на качественные транспортные средства с пробегом и предпочитают не

рисковать, а покупать авто у официальных дилеров. Уверен, после принятия закона о trade-in

рыночная доля официальных продаж подержанных автомобилей в считанные месяцы превысит 50% — и мы

к этому готовы.

В 2007 году ВиДи Груп реорганизовала входящие в нее компании в соответствии с западными

стандартами. Помогла ли реструктуризация во время кризиса?

— Несомненно. Год назад доля предприятия в продажах авто составляла 0,87%, а сегодня — 1,2%. На

логистическом рынке мы увеличили ее с 17,5% до 19,5%. И хотя наши продажи, как и на всем рынке,

упали почти в три раза, но все же меньше, чем у большинства наших конкурентов.

В 2006–2008 годах компания активно развивалась, вложив в строительство сотни миллионов

долларов — сумму, в несколько раз превышающую прибыль предприятия. Где изыскали средства?

— В каждом случае анализировали ситуацию и использовали наиболее эффективные инструменты. Мы

реинвестировали значительную долю прибыли и, конечно же, брали кредиты.

Не жалеете истраченной суммы?

— Нет, эффективное развитие бизнеса невозможно без использования заемных средств. Главное —

делать это взвешенно, предусматривая все возможные сценарии развития: от оптимистичного до

очень пессимистичного. В условиях экономического кризиса мы не стали исключением и тоже

столкнулись, как большинство заемщиков, с проблемой выплат. Однако сумели найти решение,

приемлемое как для нас, так и для банков, в частности, провели реструктуризацию. Сегодня

некоторые заемщики предпочитают уйти от своих обязательств. Мы считаем такое положение вещей

недопустимым, ведь выход из сложной экономической ситуации возможен лишь в том случае, когда

заработает банковская система. В Европе, в сторону которой мы так часто смотрим, принято

считать: если клиент должен финструктуре, то это его проблема. У нас же все перевернуто с ног

на голову. Заемщик, который не может справиться с финансовыми обязательствами, считает

возможным перекладывать свои проблемы на банк.

Как этот год закончится для предприятий автомобильной отрасли?

— Говорить о прибыли не приходится — к концу года, образно говоря, все будут только зализывать

раны.

Когда экономика Украины выровняется?

— Наш потенциал потребления так велик, что мы добьемся успеха. Считаю, что кризис стал хорошей,

а главное, своевременной прививкой от экономических болезней. С ужасом думаю, что было бы, не

будь кризиса, ведь в последнее время украинцы жили не по средствам, а финансовые инструменты

использовались необдуманно. Представьте только: в 2008-м достаточно было паспорта, чтобы уйти

из салона с автомобилем — это ненормально. Но сейчас ситуация постепенно стабилизируется, и,

думаю, уже в 2010 году мы сможем увидеть первые признаки выздоровления.

Вы здесь:
вверх