логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Игры патриотов Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №7 Февраль 2009г.

игрыПочему во время кризиса растет спрос на дорогие компьютерные игры и снижается на дешевые. Игровой рынок не столько переживает спад, сколько переформатируется


В III-IV кварталах прошлого года в продажу поступило несколько продолжений игровых хитов — Fallout 3, Call of Duty 2, Prince of Persia, World of Warcraft и FIFA  09. Не отставали и отечественные студии: GSC выпустила дополнение «Чистое небо» к S.T.A.L.K.E.R., Action Forms — шутер «Анабиоз: Сон разума».

Как оказалось, в период экономического кризиса потребность в виртуальной реальности возрастает. В 2008-м американцы потратили на игры для приставок и компьютеров около $11,7 млрд — на треть больше, чем годом ранее, по данным NPD Group.

Парад релизов

Сид Шуман, шеф-редактор популярного журнала для геймеров Game Pro, отмечает, что в 2008-м лучше всего продавались сиквелы и приквелы старых хитов: «Пользователю не хватает денег на все игры, в которые он хотел бы играть, поэтому он покупает продолжения уже известных ему проектов».

К примеру, третьей части культовой постапокалиптической RPG Fallout поклонники ждали ни много ни мало — десять лет. Американская студия Bethesda Softworks, выкупившая у издательского дома Interplay лицензию на Fallout всего за $5,75 млн, не прогадала. 28 октября, в день выхода долгожданной игры, в магазины было отгружено 4,7 млн дисков Fallout 3, на которых студия заработала более $300 млн.

игры

«Спрос на развлечения во времена экономических депрессий остается невероятно высоким, поэтому сокращения количества хороших игр не предвидится, — рассуждает Сергей Галенкин, директор розничного подразделения ООО «Софтпром». — Так, дополнение к самой популярной ролевой игре в мире World of Warcraft: Wrath of the Lich King было распродано за одну неделю, а коллекционные копии реализованы по предварительным заказам в первые 15 минут после выхода. Хотя конкуренция на этом рынке ужесточилась».

Илья Заславский, PR-менеджер компании BUKA Entertainment, объясняет повышенный интерес к играм тем, что этот вид отдыха обходится значительно дешевле любого путешествия, похода в клуб, театр, кино, спортивный зал или музей: «Заплатив один раз, вы получаете игру в неограниченное пользование».

Украина офлайн

Украинский гейм-рынок повторяет мировые тенденции. По данным аналитиков холдинга Unitrade Group, кризис пока не отразился на индустрии виртуальных развлечений — во II полугодии 2008-го продажи медиа (игр, музыки и фильмов) выросли на 10–12% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Люди покупают развлекательную электронику все чаще. Уже сейчас наблюдается рост спроса на консоли и игры для них — с помощью хорошей приставки можно не только играть, но и смотреть фильмы, слушать музыку и пользоваться интернетом.

Вместе с тем кризис повлиял на пристрастия покупателей. «С ноября прошлого года на украинском гейм-рынке произошла сегментация спроса — совершенно не продавались диски средней ценовой категории, — рассказывает Сергей Григорович, основатель и владелец украинской компании GSC Game World. — Спросом пользовались плохие и дешевые игры стоимостью менее $5, а также дорогие и качественные по $10–15. А уже с декабря недорогие диски пользователи практически не приобретали. Такая же тенденция и у пиратов».

Сегодня хорошо раскупаются только давно ожидаемые релизы — в большинстве случаев это продолжения хитов прошлых лет. «Покупатель постарается не тратить больше чем ранее. В результате продажи хитов высшего ранга вряд ли упадут, в то время как второразрядные игры, раньше продававшиеся в качестве «довеска», будут пылиться на полках», — говорит Илья Заславский. По словам Сергея Григоровича, спрос на дорогие качественные игры в конце прошлого года увеличился на 30–40% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го.

В Unitrade Group подтверждают, что рост продаж во II половине 2008-го во многом был обусловлен выходом нескольких высококачественных игровых хитов, а самые высокие продажи сети City.com обеспечила «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», появившаяся в конце августа прошлого года. Буквально за полгода на внутреннем рынке было продано почти 70 тыс. дисков с дополнением к популярной игре украинских разработчиков. Для сравнения: продажи первой части «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» в Украине составили чуть более 100 тыс. лицензионных дисков.

Невеселые ожидания

В целом, по оценке экспертов, в 2008-м продажи лицензионных игр в Украине все же сократились — геймеры стали чаще покупать контрафактную продукцию. К примеру, Сергей Григорович приблизительно оценивает гейм-рынок 2007 года в $150 млн — не считая доходов пиратов, занимающих 50–80% отечественного рынка в штучном выражении. По оценке Сергея Галенкина, в 2008-м объем игрового рынка (включая игры для ПК и консолей) составил 650 млн грн, из которых на пиратские диски пришлось примерно 550 млн грн.

Однако Сергей Галенкин прогнозирует, что в 2009-м рынок вырастет на 10–15%, а продажи легальных игр увеличатся на 50%. «Нынешний год может оказаться совершенно непредсказуемым. Крупные компании-издатели будут делать ставку на ААА-хиты — игр будет меньше, но они станут качественнее, что в общем-то неплохо. Весь мир ждет Diablo 3 и StarCraft 2, Sims 3 и Warhammer 40 000: Dawn of War 2 — график выхода хитов довольно плотный», — добавляет Илья Заславский.

игры

Эти радужные ожидания не разделяет Сергей Григорович. По его мнению, в этом году рынок может просесть на треть. «Мы практически потеряли такой канал сбыта, как крупные сети. Они работали за кредитные деньги, которые необходимо вернуть банкам. Весь доход идет на погашение займов, сети все реже закупают большие партии дисков, — объясняет он. — Дистрибьюторы в свою очередь не хотят отдавать товар на реализацию, поскольку не уверены, что сеть за него расплатится. Остается мелкая розница, но и у таких компаний количество наличных денег из-за падения покупательной способности тает с каждым днем».

Впрочем, оборот игрового рынка может упасть не только из-за кризиса. Индустрия игр для ПК последние несколько лет переживает рецессию — продажи игровых дисков для компьютеров сокращаются на фоне роста популярности консольных игр. К примеру, в США продажи игр для компьютеров в рознице за год упали на 14% — до $701 млн, в то время как игр для приставок было продано на $10,96 млрд, а объем продаж в денежном выражении вырос на 26%, данные NPD Group. «Люди все чаще предпочитают играть на консолях и все меньше — на ПК. Ведь приставка разработана под конкретные игровые функции. Используя ее, не нужно особо вдумываться в загрузочный или установочный процесс: захотел развлечься — сел и поиграл. Компьютер — более продвинутое устройство, но и более сложное», — объясняет Сергей Григорович. Кстати, GSC постепенно переформатирует свои продукты под потребности владельцев приставок — компания получила статус официального разработчика для Xbox 360. Хотя пока в Украине рынок консолей развивается не слишком интенсивно из-за большой разницы в ценах — игра для приставок в среднем стоит $40, а для ПК — $8, данные J’son & Partners.

Реальные игры

Экономический кризис и развитие широкополосного интернета сыграли на руку пиратам. Пользователи пытаются экономить и тратить меньше на игры, приобретая нелицензионные диски, либо вообще ничего не платят, закачивая игры через файлообменные сервисы.

Сергей Галенкин считает, что особых поводов для беспокойства в этой ситуации нет, поскольку прекращают приобретать диски из-за кризиса и загружают их из интернета в основном потребители пиратской продукции. Те же, кто предпочитал лицензионные игры, продолжают приобретать легальный товар. Вместе с тем директор розничного подразделения Софтпрома не отрицает, что рано или поздно издатели перейдут на цифровую дистрибьюцию — начнут распространять легальный контент без носителей через Всемирную сеть.

игры

Тем не менее многие эксперты утверждают, что игровой рынок не столько переживает спад, сколько переформатируется. Сотрудник Microsoft Майкл Вульф осенью прошлого года заявил, что все больше игроков уходит в интернет. По оценкам аналитиков, спрос на online- и casual-игры ежегодно растет на 15–20% — пользователи пытаются развлечь себя играми, в которых можно сразиться с реальным противником. Например, наиболее успешной игрой в 2008-м стала World of Warcraft — она принесла создателям неплохой доход как раз за счет ежемесячных сборов с геймеров, желающих поиграть друг с другом в online. «Ранее в «Казаков» по сети постоянно играли 100–200 человек, сейчас же доходит до 1– 1,5 тыс.», — рассказывает Сергей Григорович.

Кроме того, в отличие от продавцов дисков распространители онлайн-развлечений получили определенное преимущество. Фактически из-за массовых неплатежей со стороны сетей в Украине издатели потеряли такой крупный канал распространения, как цивилизованная розница. В то же время количество участников, распространяющих онлайновые игры, сведено до минимума — пользователи скачивают программы и платят напрямую производителям, отправляя платные SMS или оплачивая покупку с помощью электронных счетов.

Вы здесь:
вверх