логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Торг неуместен Анна САЙЧЕНКО, Константин КРАВЧУК - «Контракты» №1-2 Январь 2010г.

В интервью Контрактам Алексей Любченко рассказал о том, что: 1) сумма собранного НДС в 2009-м почти не уменьшилась по сравнению с прошлым годом, хотя обороты бизнеса сократились на четверть 2) ГНАУ будет выяснять, откуда у предпринимателей средства на увеличение уставного фонда своих компаний 3) налоговая хочет обязать предприятия оплачивать роялти и перестрахование из прибыли


Правительство предоставило ГНАУ дополнительные основания для проверок плательщиков НДС (распоряжение Кабмина № 1218 от 14.10.2009). Это значит, что число проверок будет расти?

— Нет. Мы все дальше уходим от советских норм — проверять всех и вся. За минувший год количество выездных проверок уменьшилось на 20%, а результаты работы ГНАУ улучшились. Мы делим налогоплательщиков на три группы. Первая — законопослушные предприниматели с уровнем налоговой нагрузки выше среднеотраслевой. Эту группу мы оставляем исключительно в поле аналитического контроля. Вторая — с уровнем налоговой нагрузки ниже среднеотраслевой. И третья — компании, создающие схемы уклонения от уплаты налогов, ведущие фиктивное предпринимательство и т. д. На этой группе мы и концентрируем свое внимание. Руководством ГНАУ было поставлено главное условие: жесткий налоговый контроль за «рискованными» субъектами предпринимательской деятельности.

В каких отраслях вы будете искать компании, которые уклоняются от налогов?

— Это, прежде всего, энергетика, нефте- и газодобыча, сетевая торговля, торговля автомобилями. К примеру, розничные торговые сети, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, ведут прозрачную деятельность и имеют хорошую налоговую нагрузку — только по НДС платят 1,2% с оборота. Показательна парфюмерия — в среднем по отрасли компании с иностранными учредителями платят более 6% НДС с объема продаж. В то же время торговые сети украинских собственников имеют налоговую нагрузку, по сути, в 10–15 раз ниже. По НДС — практически 0% с оборота. Похожая ситуация на рынке автопродаж: у полностью иностранных компаний с налоговой нагрузкой все в порядке, у отечественных — нет. И самое главное, что схемы минимизации, используемые украинскими бизнесменами, практически в рамках законодательства. Наше главное задание: изменить мышление украинских продавцов, а также повысить уровень налоговой нагрузки отечественных компаний.

Как ГНАУ планирует повышать уровень налоговой на-

грузки?

— Разные подразделения ГНАУ, курирующие сбор налогов со среднего бизнеса и сбор налогов с физлиц-СПД, обмениваются информацией. Это позволяет активизировать борьбу со схемами уклонения от уплаты налогов через упрощенцев, которые используют в том числе и субъекты сетевой торговли. Кроме того, обмен информацией позволяет проводить проверки: откуда у предпринимателей деньги на инвестиции в собственные компании, на пополнение уставного фонда.

Но в целом мы не будем изобретать велосипед. Существуют отлаженные механизмы и принципы работы ГНАУ, есть законодательная база, в рамках которой мы действуем. Аудиторы налоговой руководствуются приказом № 201, в котором четко прописано, как из огромной базы (ежемесячно мы получаем около 244 тыс. деклараций по НДС) выбрать наиболее рискованные субъекты — для этого используются 32 критерия. Таким образом проверяются только те компании, где возможны риски уклонения от налогообложения. А в случае обнаружения фактов, которые могут свидетельствовать о наличии налоговых преступлений, информация передается в налоговую милицию, четко выполняющую свои функции: от возбуждения уголовного дела до розыска и передачи дела в суд.

Будет ли налоговая инициировать изменения порядка уплаты НДС?

— В минувшем году правительство приняло несколько решений, которые позволяли эффективнее бороться с уклонением от уплаты НДС. Это, в частности, распоряжение № 1178 от 23.09.2009 о создании общего реестра налоговых накладных, а также распоряжение № 1120 от 09.09.2009 об аннулировании регистрации плательщика НДС. Но действие первого из этих документов приостановил президент, второго — прокуратура…

Выходит, эти распоряжения были незаконными?

— Издав эти документы, Кабмин ничего не нарушил. Юристы, независимые от ГНАУ, уже подготовили обоснование для защиты норм этих распоряжений в Конституционном Суде. Все дело в том, что в наших законах есть масса нестыковок.

Акты КМУ давали нам возможность ускорить процесс проверки плательщика и уменьшали срок жизни схемы уклонения от уплаты налогов. К примеру, действующее законодательство дает минимизаторам возможность быть незамеченными налоговиками на протяжении максимум 100 дней, а с помощью распоряжения Кабмина № 1178 этот период сокращался бы до 5–10 дней. По предварительным подсчетам, в прошлом году из тени в бюджет удалось вытащить около10 млрд грн.

То есть распоряжения существенно помогали наполнять госбюджет?

— Без актов правительства и активной работы налоговиков сбор НДС в 2009 году составил бы 75% от уровня 2008-го. База налогообложения сократилась минимум на четверть — объемы продаж, которые облагаются НДС, упали в среднем на 25–27%. Но в декабре 2009-го поступления от НДС даже превысили уровень 2008-го. В последнем месяце прошлого года было собрано НДС на сумму 4,4 млрд грн, в декабре 2008-го — 3,5 млрд грн. В целом по итогам 2009 года было мобилизовано НДС на сумму 45,928 млрд грн, тогда как в 2008-м — 45,014 млрд грн.

Как составляется план по сбору налогов?

— В своей работе ГНАУ руководствуется показателями госбюджета. Существует помесячная роспись — некие ориентиры того, какими должны быть доходы от сбора налогов по месяцам, именуемые у нас «маяками». Правда, есть налоговики, называющие эти показатели планом. Они используют и другие неточные термины, например, «переплата налогов». Плохое знание финансовой терминологии такими сотрудниками порождает в обществе кривотолки о том, что ГНАУ работает неэффективно, терроризирует бизнесменов, заставляя отдавать последнюю копейку, да и ту авансом. Но это неверно.

А если показатели «маяка» не достигаются, то к сотрудникам ГНАУ применяют санкции?

— Санкции применяются за недостижение определенных показателей по системе интегрированной оценки, которая работает уже более чем полтора года и включают в себя около 150 показателей. По этой системе мы оцениваем эффективность и качество работы сотрудников, чтобы минимизировать субъективное влияние мнения конкретных чиновников.

Корректно ли намечать ориентиры, к примеру, по сбору налога на прибыль? Финансовые результаты многих компаний ухудшились, а им приходится платить этот налог авансом...

— Есть Закон о госбюджете, которым утверждены все показатели доходов. По сравнению с 2008 годом сбор налога на прибыль в 2009-м снизился. По итогам прошлого года поступления от налога на прибыль составят 30,4 млрд грн, тогда как в 2008-м они достигли 45,9 млрд грн. Но сбор налога на прибыль сокращается не только из-за ухудшения финансового состояния плательщиков. Закон о прибыли давно пора изменить — в нем есть слишком большие возможности для минимизации (роялти, перестрахование, перенесение убытков прошлых лет). Он дает возможность относить на валовые расходы практически все: начиная от предоплаты и заканчивая финансовой помощью. Вы знаете, сколько в структуре расходов предприятий составляют «другие расходы», в том числе затраты на маркетинг, оплата роялти, страховых услуг? В среднем по экономике — 12% в структуре валовых затрат компаний.

Мы уговаривали бизнесменов вносить платежи авансом в счет будущих обязательств. Закон предусматривает возможность внесения авансовых платежей. Начисления по налогу на прибыль ежеквартальные, но компании перечисляли деньги и в августе, и в сентябре, и в октябре. Хотя, конечно, было бы проще, если бы закон предусматривал их авансовое внесение как обязанность плательщиков.

Но ведь предприниматели не только платят авансом налог на прибыль, но и не получают возмещение НДС...

— На начало 2009-го остаток невозмещенного НДС составлял 12,8 млрд грн. Не вся эта сумма подлежит возврату предпринимателям, сначала обоснованность этой операции должна быть проверена.

Проект бюджета на 2010 год предусматривает увеличение доходной части. Но реально ли собрать больше налогов, если экономика переживает кризис?

— Сейчас сложно что-либо прогнозировать. Неизвестно, как будет работать украинская экономика и двигаться мировая экономика, что будет с курсом гривни, какой будет монетарная политика НБУ и пр. К примеру, на 2009 год прогнозировали ВВП на уровне 1047 млрд грн, а что будет по факту — мы не знаем (более точной информацией владеет Минэкономики). Проект бюджета-2010 еще дорабатывается.

Какие законодательные изменения будет разрабатывать ГНАУ?

— Мы уже подготовили большое количество законопроектов, которые ждут рассмотрения в Верховной Раде. Стоит доработать закон о прибыли, хотя бы в части налоговых преференций: нужно препятствовать схемам уклонения с использованием технических акций, роялти, перестрахования. Эти схемы — самые распространенные и проблемные. Нами разработан законопроект об ограничении валовых затрат предприятий по строке «другие расходы», согласно которому они не должны превышать 3% валовых расходов. Хотя некоторые схемы по уклонению от уплаты налогов нам удалось устранить без изменений в законодательстве — в частности, нетипичный экспорт уменьшился в несколько раз.

Мы инициируем изменения Закона «О налогообложении прибыли предприятий». Они направлены на обеспечение равномерного поступления налога на прибыль в госбюджет в условиях финансового кризиса, а также упрощения ведения налогового учета и, соответственно, улучшения позиции Украины по индикатору «Уплата налогов» глобального рейтинга простоты ведения бизнеса, который готовится Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.

Предлагается ввести помесячную оплату в бюджет налога на прибыль, рассчитанную как 1/12 суммы насчитанного налога на прибыль за предыдущий календарный год, проиндексированных на индекс инфляции предыдущего календарного года. При этом налоговым периодом в предложенной редакции будет календарный год.

Все это направлено на уменьшение нагрузки на плательщиков налога на прибыль, связанной с бумажной волокитой. Налогоплательщики будут подавать декларацию по налогу на прибыль один раз в год, но платить налог ежемесячно. Кстати, данные изменения планируется вводить не раньше 1 января 2011 года, а сейчас проект проходит доработку и согласование в соответствующих министерствах и ведомствах.

Если такие законы будут приняты, не окажется ли налоговое давление на экономику чрезмерным?

— Экономические расчеты должно проводить Минэкономики. К примеру, сумма НДС, поступившая в бюджет, в 2008-м составляла 5,11% ВВП, а в 2009 году прогнозируем около 5,65% ВВП. Чтобы провести грамотный экономический анализ, нужно видеть полную статистическую картину, для этого, в частности, необходимо иметь данные по НДС, который администрирует еще и таможня.

Нам успеть бы проконтролировать группы риска и обеспечить нормальную жизнь честным налогоплательщикам. Думаю, ГНАУ скоро даст экономике «маяки», на которые стоит ориентироваться бизнесу. К примеру, если в энергетике и газовой отрасли налоговая нагрузка по НДС составит 7–10% с продаж, то предприниматели, исправно выполнив свои налоговые обязательства, не будут иметь проблем с ГНАУ. Такие же механизмы можно предложить и по налогу на прибыль.

Вы здесь:
вверх