логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Земля в иллюминаторе Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №16 Апрель 2010г.

Семеро космических туристов, потративших десятки миллионов долларов на внеземное путешествие, полетом остались довольны. «Станция (МКС. — Прим. ред.) совершает один полный оборот по орбите примерно за 90 минут… Солнце встает и садится на каждом витке, и за день можно любоваться тридцатью двумя прекрасными рассветами и закатами», — пишет в интернет-дневнике первая женщина-космотуристка Ануше Ансари.


Гости из будущего За последние восемь лет стоимость недельного космического тура выросла практически вдвое, но количество желающих посетить орбиту Земли не уменьшается. Первый частный турист — американский миллионер итальянского происхождения Деннис Тито — заплатил за недельное путешествие к станции МКС, включая полет на российском космическом корабле «Союз», $20 млн. Последний турист — канадец Ги Лалиберте — $35 млн. Венгр Чарльз Симони, главный разработчик программ Microsoft Word и Excel, побывал в космосе дважды! Он стал первым космотуристом, повторившим орбитальный полет. Впечатленный дебютным путешествием, бывший главный программист Microsoft предложил организаторам полета $35 млн за право повторить смелый эксперимент — на $5 млн больше среднерыночной суммы за тур, таким образом опередив менее щедрого претендента на место. Деньги — в космос В 2000 году реализация программы суборбитальных полетов Space Adventures, частной компании из США, была приостановлена. Американцы нашли достойную замену проекту. Российское космическое агентство очень нуждалось в финансировании собственных исследований, по-этому в 2001-м руководство Роскосмоса согласилось посодействовать Space Adventures в организации полетов на МКС с помощью космических кораблей «Союз». Российско-амери­кан­ское сотрудничество оказалось плодо­творным. Семеро туристов принесли обоим участникам проекта в общей сложности около $200 млн дохода (в какой пропорции делится прибыль — неизвестно). Стоимость космического тура (включая подготовку) составляет $35 млн, выход в открытый космос — плюс еще $15 млн. Быстрее, выше, сильнее! Поворотным событием в новой истории космотуризма стало проведение конкурса Ansari X Pri­ze в 1996 году. Организаторы соревнования перечисляют $10 млн негосударственной фир­ме, чей пилотируемый трехместный корабль дважды за две недели поднимется на высоту, превышающую 100 км (по определению Международной федерации аэронавтики, отметка в 100 км считается границей космического пространства). Значительные пожертвования в призовой фонд X Prize сделали американские мультимиллионеры иран­ского происхождения Ануше и Амир Ансари. Это соревнование было итогом развития отрасли космотуризма — 26 приватных организаций приняли участие в Ansari X Prize. Победителем конкурса стала американская компания Scaled Composites в рамках проекта Tier One, чьи пилоты в 2004-м совершили суборбитальный полет на корабле SpaceShipOne (SS1) в соответствии с условиями соревнования. Tier One — удачный симбиоз капитала и интеллекта. Финансированием проекта занимался один из основателей Microsoft Пол Аллен, а технические решения воплощал в жизнь знаменитый авиаконструктор Берт Рутан. Частная жизнь Участие государственных организаций в сфере космотуризма может быть досрочно прекращено. Известно, что с осени 2010-го NASA отказывается от кораблей многоразового использования — шаттлов. Доставку экипажей на МКС будут проводить российские «Союзы» — за каждое место на ракетоносителе NASA платит по $50 млн. С учетом того что количество космонавтов на орбитальной станции в ближайшее время будет увеличено с трех до шести человек, свободных мест на космических кораблях не останется (до этого времени места на «Союзах» распределялись следующим образом: два профессиональных космонавта + один частник). Глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что Ги Лалиберте не будет последним космическим туристом, однако Россия берет перерыв как минимум на год — до 2011-го. Вынужденный тайм-аут Рос­кос­моса открывает новые перспективы для частных компаний. Именно коммерческие организации высоко оценивают отрасль космического туризма, годовой объем которого может составить до $1 млрд только на рынке США. Кроме того, план Барака Обамы по реструктуризации Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства откроет дорогу частному капиталу. Государство прекращает дотацию программ разработки новых ракетоносителей на смену отжившим шаттлам. Это означает, что в перспективе профессиональные космонавты будут покупать билеты на частные космические корабли. Самой успешной, как ожидается, может стать программа суборбитальных полетов компании Virgin Galactic эксцентричного британского миллиардера Ричарда Брэнсона. В 2004-м он выкупил у Пола Аллена лицензию на технологию SS1. Берт Рутан разработал второй ракетоплан Space­Ship­Two — усовершенствованный вариант SS1. Предприниматель планирует организовать первый суборбитальный полет корабля SpaceShipTwo (SS2) в 2012-м. 22 марта 2010 года компания провела первое летное испытание, во время которого на полигоне в пустыне Мохаве (штат Калифорния) ракетоплан был успешно поднят в воздух самолетом-носителем White­Knight­Two. SpaceShipTwo будет совершать суборбитальные космические полеты на высоту около 100 км над Землей. На отметку в 16 км ракетоплан поднимет White­KnightTwo, после чего Space­ ShipTwo отправится в самостоятельный двухчасовой полет. Virgin Galactic продает билеты на SS2 стоимостью $200 тыс. каждый. По предварительным данным, количество желающих попасть на борт корабля составляет 330 человек. Еще около 85 тыс. землян из 125 стран мира проявили интерес к проекту. Пассажирами SpaceShipTwo в том числе станут известные люди: актеры, бизнесмены, политики, путешественники, дизайнеры. На борт корабля может подняться и знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг, прикованный к инвалидному креслу. Общие затраты на космический проект Брэнсона специалисты оценивают в $1 млрд, хотя сам бизнесмен говорит о $400 млн (строительство пяти ракетопланов, двух самолетов и подготовка инфраструктуры для запуска и полета). Эти деньги окупятся нескоро — общая выручка от проданных билетов составила $45 млн. В перспективе Virgin Galactic планирует ежегодно отправлять по 3 тыс. туристов на пяти частных космолетах. Бесперебойные полеты должен обеспечить региональный космопорт в штате Нью-Мексико, финансировать строительство которого будут власти штата и Ричард Брэнсон. Пока аэродромом служит площадка в Мохаве. Ближайшим конкурентом Virgin Galactic в сегменте суборбитальных путешествий может стать RocketShip Tours из США. Стоимость билета на двухместный корабль XCOR Lynx составит $95 тыс. (но и продолжительность путешествия, состояния невесомости вдвое меньше, чем у SpaceShipTwo). С учетом того что расходы NASA на один полет американского шаттла составляли $60 млн, а запуск российского «Союза» обходится в $50–90 млн, становится очевидным: частные компании в борьбе за рынок космотуризма опередят неповоротливые госорганизации.

Вы здесь:
вверх