логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Двойной форсаж Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №16 Апрель 2010г.

— Хорошее начало или плохой конец? — Плохой конец. Volvo R.I.P. Так на одном из западных форумов прокомментировали сделку между китайской автомобильной корпорацией Geely Auto­mo­bile и американской компанией Ford Motor — последняя продает китайцам шведского производителя легковых машин Volvo Cars.


Шведские газетчики окрестили соглашение «прыжком в темноту». Для обеих сторон, подписавших договор, все предельно ясно. Ford избавляется от убыточного актива, который пытается продать с конца 2008-го. Китайское предприятие осваивает европейские технологии и рынки. Ожидается, что сделка будет завершена в II-III квартале 2010 года. Китай спасет мир Еще несколько лет назад компания Ford решила сосредоточиться на развитии своих основных брендов — Ford, Lincoln и Mercury. Остальные постепенно распродает, причем практически за бесценок по сравнению с суммами, за которые подразделения были ею куплены. К примеру, за Land Rover в 2000 году Ford заплатила примерно $2,7 млрд, Jaguar в 1989-м обошелся ей в $2,5 млрд. В 2008-м обе марки были проданы индийской Tata Motors всего за $2,3 млрд. Компания Volvo достается китайцам дешевле почти в четыре раза: в 1999-м Ford приобрела шведского производителя за $6,45 млрд — сегодня продает за $1,8 млрд. «Мы считаем, что это справедливая цена для хорошего бизнеса, и рады сделке с Geely», — отметил финансовый директор Ford Льюис Бут. Радоваться есть чему. Американцы продали бизнес, принесший за два последние года убыток в размере $2,6 млрд. По итогам 2009-го европейские продажи Volvo сократились на 9,3% и не превысили 203 тыс. машин, общемировые продажи за год упали на 11% — до 334 тыс. авто — на 27% меньше, чем в 2007-м. «Мы полагаем, что это правильный ход. Он позволит обеспечить Volvo необходимыми ресурсами и инвестициями, которые укрепят бизнес и помогут развивать его в будущем», — считает генеральный директор Volvo Cars Стивен Оделл. Китайцы с помощью известной европейской марки намерены увеличить свое присутствие на мировом рынке, расширить объем производства, тем самым сократив общие издержки. «Реальность всегда более жестокая, чем того хотелось бы людям. Geely хочет создать новую международную компанию, для чего она купила сильный зарубежный бренд Volvo. Но китайская корпорация должна предвидеть много сложностей, — говорит аналитик брокерской компании Китая Guotai Junan Securities Чжан Синь. — Как ей удастся успешно управлять Volvo? Как это отра-зится на фабриках и сотрудниках? Как много придется вложить, чтобы поддерживать работу Volvo?» «Нам предстоит пройти долгий и сложный путь, чтобы вернуть к рентабельности престижный, но убыточный шведский бренд Volvo», — соглашается председатель правления Geely Ли Шуфу. Но руководство китайской компании уверено, что игра стоит свеч. Помимо бренда и производственных активов, китайцы получают право на использование в своих автомобилях всех технических разработок шведов. Это заметно повысит конкурентоспособность китайских авто на мировом рынке. Что касается самого бренда Volvo, то новый владелец планирует сделать приобретенный бизнес прибыльным уже через два года, а к 2015-му вывести Volvo на уровень продаж в 600 тыс. машин в год. На восстановление рентабельности китайский холдинг потратит около $900 млн. В первую очередь Geely рассчитывает на увеличение внутренних продаж. Руководство китайской компании уже запланировало строительство завода в Пекине производительной мощностью 300 тыс. автомобилей Volvo в год. В прошлом году в Поднебесной было продано менее 23 тыс. шведских авто. С появлением нового завода Geely намерена увеличить внутренние продажи этой марки до 200 тыс. машин в год. Эксперты не исключают, что поскольку сделка была поддержана китайским правительством, Volvo могут сделать его официальным автомобилем, сейчас таковым является Audi. «Китай станет вторым домом для Volvo», — не скрывает оптимизма Ли Шуфу. По его мнению, формула «популярная в мире премиум-марка плюс быстрорастущий китайский рынок» сработает и Volvo окажется в уникальных условиях, что поможет вывести компанию из сложного положения. При этом руководство компании заверяет, что не собирается внедрять свою корпоративную культуру в Volvo. «Geely и Volvo будут двумя независимо управляемыми брендами», — отметил Ли Шуфу. Volvo станет «дочкой» китайского холдинга, штаб-квартира останется в Гетеборге, европейские заводы продолжат работу, сокращения штата сотрудников не будет, а в состав нового совета директоров войдут и представители нынешней команды топ-менеджеров Volvo. Эксперты подчеркивают важность этого решения — качество китайской продукции часто вызывает недоверие европейских и американских потребителей. А тот факт, что основная часть авто, предназначенных для мировых продаж, будет производиться на европейских заводах, гарантирует сохранение высокого качества Volvo. «Потребителей утешает то, что автомобили будут все также производиться в Европе», — подтверждает менеджер по продажам Volvo американской дилерской компании Orange County Крис Гастмейер. Без тормозов Покупка китайской компанией европейской Volvo не случайна. Прошло то время, когда Поднебесную устраивал статус страны с очень дешевой рабочей силой. Уже не первый год китайцы скупают зарубежные бренды, технологии и производственные мощности, расширяя свои владения в мире. В 2009 кризисном году в КНР на покупки компаний было выделено $46 млрд — в пять раз больше, чем в 2005-м. И автопром — одно из приоритетных направлений. В прошлом году китайская Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Company планировала купить у General Motors подразделение Hummer (правда, уже в феврале 2010-го GM заявила о срыве сделки и начале процедуры ликвидации подразделения). Китайской Beijing Automotive Industry Holding достались некоторые технологии шведского автопроизводителя Saab, которого в начале 2010-го GM продала нидерландской Spyker. На рынке упорно ходят слухи о возможной продаже немецким автоконцерном Daimler люксового бренда Maybach китайской BYD. В прошлом году Китай стал лидером мирового автомобильного рынка, потеснив США, которые занимали первую позицию по объему автопродаж долгие годы. В 2009-м продажи автомобилей в Штатах упали на 21% — до 10,4 млн единиц, в то время как в КНР, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продали свыше 13 млн авто — на 45% больше, чем в 2008 году. Китайское правительство способствует развитию местного авторынка. В стране снизили налоги на машины с объемом двигателя до 1,6 л (на такие автомобили в прошлом году пришлось более 63% всех продаж), транспортный сбор и налоги на топливо, а также на регистрацию авто для конечного потребителя. Шесть налогов для автомобилистов вообще упразднили. Фермерам из слаборазвитых районов правительство компенсирует часть затрат на приобретение машины. А автопроизводителям в прошлом году выплатили около $1,5 млн на разработку и развитие новых технологий. Плюс в стране действуют высокие пошлины на импорт — от 25% до 44%. По прогнозам исследовательского агентства J.D. Power and Associates, в ближайшие годы мировой автопром будет оздоравливаться за счет развивающихся стран. В то время как продажи в Западной Европе в этом году сократятся на 8%, рынок Китая вырастет на те же 8%, опередив общемировой рост продаж, который составит 4%. Всего в КНР в 2010-м будет продано 14 млн машин — против 12 млн в США и 5 млн в Японии, прогнозируют аналитики компании. Так или иначе в 2011 году мировой авторынок достигнет уровня докризисных продаж: будет продано почти 72 млн авто — на 2% больше, чем в рекордном 2007-м.

Вы здесь:
вверх