логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Осторожный оптимизм Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №29-30 Июль 2010г.

К началу лета индекс потребительских настроений фактически достиг докризисных показателей, составив, согласно результатам исследования GfK Ukraine, 97,1 пункта. Такой же показатель был зафиксирован в конце лета 2008-го — в докризисный пе­риод. Индекс потребительских настроений отражает готовность украинцев к потреблению, давая оценку текущему материальному положению населения.


Одним из первых положительных факторов, свидетельствующих о росте потребления, стал показатель розничного товаро­оборота в стране. В январе–мае 2010-го его значение увеличилось на 1,1%, по данным Госкомстата, составив 99,4 млрд грн. Для сравнения: в январе–мае прошлого года розничный товарооборот сократился на 19,6%. «С начала года мы зафиксировали небольшой рост продаж в продовольственной и непродовольственной группах товаров. Еще одной тенденцией

I полугодия 2010-го стал рост дорогих покупок, — констатирует Михаэль Кайзер, директор по закупкам «МЕТРО Кэш энд Керри Украина». — Однако средний и низкий ценовой сегменты все еще остаются самыми востребованными среди украинцев».

В I квартале

2010-го впервые за последние два года зафиксирован рост продаж электроники и фототехники: в деньгах рынок вы­рос на 8% (данные GfK Ukraine) до

1,54 млрд грн. Позитивная динамика достигнута за счет роста продаж ЖК-теле­ви­зо­ров и фотокамер. В январе–марте спрос на малую бытовую технику также увеличился: на 20% в денежном и на 14% в натуральном выражениях, данные GfK Ukraine. Общий объем продаж составил 578,7 млн грн, что для

I квартала стало лучшим показателем за последние четыре года. В плюсе продажи мобильных терминалов. В том же I квартале продажи телефонов, смартфонов и коммуникаторов выросли на 41,8% год к году — до $154,9 млн. В целом за этот период было куплено 1,28 млн устройств — на 48,8% больше, чем за аналогичный период 2009 года, данные Unitrade Group.

Несмотря на это платежеспособные украинцы все еще опасаются совершать большие покупки (машины, квартиры, крупная бытовая техника), вкладывая деньги в деньги. По данным НБУ, население Украины в июне 2010 года купило иностранную валюту на $111,8 млн больше, чем продало (всего — $1,624 млрд), тогда как в мае — на $29 млн (всего — $1,428 млрд). В то же время уровень продаж крупной бытовой техники в первой половине 2010-го упал на 8%.

Первые причины

Оптимизм населения связывают с окончанием президентских выборов, формальной стабилизацией политической ситуации и декларируемыми правительством улучшениями экономи­че­­­ских показателей, такими как рост заработной платы, розничного товарооборота и т. п. Фактически страна больше ожидает улучшения качества жизни, чем ощущает реальные позитивные сдвиги. Нынешний рост товарооборота может оказаться не восстановлением, а простой коррекцией рынка после достижения дна (ноябрь 2009-го). Реального роста розничных продаж и достижения докризисного уровня в краткосрочной перспективе не ожидается. «Для восстановления розничного рынка необходимы макроэкономические и структурные предпосылки. В частности, должно начаться восстановление роста реальных доходов населения, реальных зарплат, социальных выплат. Пока этого не происходит. Кроме того, украинская экономика экспортно ориентирована, что связывает нас с состоянием мировой экономики. Некоторое оживление в производственных отраслях есть, но бизнес не может реализовать долгосрочные программы роста», — подытожил Михаил Грищенко, директор исследовательской компании RetailStudio.

Максим Борода,

руководить программы «Социальная экономика» Международного центра перспективных исследований

Почему индекс потребительских настроений (ИПН) достиг докризисного уровня?

— Динамичный рост начался сразу после президентских выборов. Население восточных и южных областей Украины демонстрировало прирост оптимизма уже в конце первого тура. Любой политический кризис приводит к падению ИПН, а стабилизация политической ситуации, в том числе смена власти, с которой часть страны связывает надежды на улучшение уровня жизни, положительно влияет на значение показателя. В целом это позитивный тренд, потому что наша экономика всегда была во многом ориентирована на внутреннее потребление. Ряд рынков большей частью финансово подпитывался за счет экспорта, а потом эти деньги вращались в экономике и обеспечивали рост смежных секторов — банковского, строительного, торговли, общественного питания, например.

В чем отличие нынешней ситуации от докризисной?

— До кризиса украинцы высоко оценивали текущее благосостояние и демонстрировали высокую готовность к потреблению. А экономические ожидания, напротив, были гораздо хуже. Потому что в то время уже было известно об ипотечном кризисе США и чувствовалось, что рецессия может затронуть Украину. Сейчас ситуация противоположная: люди с оптимизмом смотрят в будущее — экономические ожидания достаточно позитивные. Оценки текущего состояния растут, но они все равно преимущественно негативные. Украинцы пережили кризис и еще не вышли на докризисный уровень доходов. Последние обработанные данные по ИПН — майские, и уже тогда мы фиксировали стабилизацию роста индекса. Ожидать, что волна оптимизма будет длиться и дальше, не стоит. Потому что те надежды, которые были связаны с приходом новой власти, уже реализованы и в дальнейшем не будут решающим фактором в росте потребительских настроений. Кроме того, долговой кризис Европы опосредованно повлияет на Украину, потому что значительная часть экспортируемых товаров приходится на зону ЕС. Уже в ближайшие месяцы потребительские настроения стабилизируются, а возможно даже немного ухудшатся, хотя не так значительно, как в кризисное время.

Украинцы готовы совершать большие покупки?

— Скорее нет, чем да. Оценки текущего благосостояния растут, но люди еще не готовы к большим тратам, опасаются отдавать сбережения, все еще стремясь их накапливать. Первый год после окончания кризиса готовность к совершению больших покупок будет ниже, чем до рецессии. Украинцы аккуратно тратят денежные средства. Докризисный потребительский бум обеспечивали кредитные деньги, сейчас займы активно не выдаются, а условия выдаваемых кредитов ухудшились. Тем не менее растет спрос на товары длительного пользования, туристические услуги, особенно в летний период. Недвижимость и автомобильный рынок не восстановятся без оживления кредитования.

Связан ли рост ИПН с ростом товарооборота в январе–мае на 1,1%?

— Да, товарооборот отражает уровень потребления. А индекс потребительских настроений отражает готовность людей к потреблению. Ослабление влияния рецессии приводит к улучшению потребительских настроений, украинцы начинают больше покупать, соответственно растет товарооборот

Вы здесь:
вверх