логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Плавающим курсом Константин КРАВЧУК - «Контракты» №31-32 Август 2010г.

28 июля Международный валютный фонд решил выделить Украине кредит в размере 10 млрд SDR (около $15,3 млрд). Среди основных требований МВФ — не только сокращение дефицита госбюджета и повышение тарифов на газ, но и переход к режиму гибкого валютного курса. Это значит, что власти должны завершить эпоху жесткой привязки курса гривни к доллару.


Обеспечение стабильности гривни является основной функцией Национального банка — так написано в Конституции. До сих пор под стабильностью фактически подразумевалась неизменность курса национальной валюты по отношению к доллару. Однако теперь трактовка должна измениться. Главной задачей регулятора будет поддержание покупательной способности гривни, для чего необходимо обеспечить не стабильный валютный курс, а низкую инфляцию. Это не просто одно из обещаний властей руководству МВФ, а положение уже принятого парламентом закона. «При выполнении своей основной функции Национальный банк должен исходить из приоритетности достижения и поддержания ценовой стабильности в государстве», — говорится в законе № 2478, который был принят 9 июля, через несколько дней после достижения договоренности с фондом о кредите. Такая денежная политика применяется в большинстве развитых стран и называется «таргетирование инфляции».

Это значит, что курс гривни должен быть отпущен «в свободное плавание», и она может укрепиться. Дело в том, что задачи сохранения низкой инфляции и поддержания стабильного валютного курса часто бывают взаимоисключающими. К примеру, в 2006–2008 гг. целью Национального банка было сохранение курса гривни на уровне 5,05 UAH/USD. При этом НБУ был не в состоянии остановить рост цен. Чтобы удерживать национальную денежную единицу от укрепления, он был вынужден постоянно выкупать иностранную валюту на межбанковском рынке. Это требовало включения печатного станка, ведь регулятор менял доллары и евро на новые выпущенные гривни. Эмиссия стала одной из главных причин быстрого расширения денежной массы (в 2006 году она выросла на 34,7%, в 2008-м — на 52,2%), а также высоких темпов инфляции.

Однако если бы целью НБУ была не стабильность валютного курса, а низкая инфляция, регулятор бы выкупал валюту в меньших объемах. В результате денежная масса росла бы медленнее, а курс гривни в докризисный период существенно вырос. Укрепление нацвалюты снизило бы привлекательность Украины для иностранных инвесторов, и поток займов и инвестиций был бы менее интенсивным.

Теперь такой сценарий вполне может стать реальностью. С февраля Украина снова испытывает устойчивый приток капитала. Как и до кризиса, НБУ постоянно выкупает валюту на межбанке, не давая доллару опуститься ниже уровня 7,89 UAH/USD. Всего за четыре месяца (март–июнь) резервы регулятора увеличились на $5,4 млрд (до 29,5 млрд), а монетарная база — на 15,1% (до 219,5 млрд грн на 1 июля). Но если главной задачей Нацбанка на самом деле станет поддержание ценовой стабильности, рано или поздно от жесткой привязки курса гривни к доллару придется отказаться. «Учитывая структуру экономики Украины и природу внешних шоков, которые ей потенциально грозят, политика гибкого валютного курса представляется лучшим выбором», — убежден глава миссии МВФ в Украине Танос Арванитис.

Впрочем, вряд ли режим гибкого валютного курса будет введен в ближайшие несколько месяцев. Во-первых, закон, корректирующий цели НБУ, вступит в силу только через 90 дней после его официальной публикации, то есть 19 октября. Во-вторых, пока что в Украине фиксируется дефляция, и у НБУ нет необходимости сокращать выкуп валюты на межбанке. Эмитируемые гривни не доходят до экономики, застревая в банковской системе.

Более того, укрепление национальной валюты натолкнется на сопротивление крупных пред­при­ятий-экспортеров, для которых подорожание гривни будет означать уменьшение доходов и прибыли. Власти же могут отказаться выполнять договоренности с МВФ в полной мере, если общее улучшение экономической ситуации позволит им профинансировать дефицит бюджета без помощи фонда. Тем более что условия сотрудничества МВФ содержат также и другие непростые требования, в частности проведение пенсионной реформы.

Вы здесь:
вверх