логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Турецкий гамбит Ксения ПОРТНАЯ - «Контракты» №31-32 Август 2010г.

В середине лета руководство британского туристического концерна Thomas Cook — второго по величине европейского тур­оператора после TUI — объявило о покупке немецкой компании Оger Tours, которая работает на немецком рынке свыше 40 лет. Стоимость сделки оценивается примерно в EUR30 млн. Ожидается, что сделка будет завершена уже в сентябре этого года. В результате поглощения руководство Thomas Cook планирует ежегодно экономить до EUR8 млн.


По словам генерального директора концерна Мэнни Фонтенла-Новоа, цель приобретения — не только укрепление позиций на немецком рынке, но и увеличение присутствия на турецком направлении, которое становится все более популярным у европейских туристов. В 2009 году в этой стране побывали 4,5 млн немцев. Среди британцев спрос на турецкие курорты вырос прошлым летом на 11% год к году. На поездки в Египет и Турцию пришлось около 40% операционной прибыли Thomas Cook. Оger Tours, которая специализируется на турах в Турцию, в прошлом финансовом году перевезла более 400 тыс. пассажиров, оборот компании составил EUR256 млн.

Между небом

и землей

Отдых на турецких курортах — один из самых массовых в мире. На Турцию приходится более 3% общего ежегодного мирового турпотока. Это самая популярная туристическая страна среди российских и украинских туристов. Турецкие туры попали в десятку наиболее запрашиваемых поездок по опросу европейской туристической поисковой системы Skyscanner.

По данным Министерства культуры и туризма Турции, за первые 5 месяцев текущего года страну посетили свыше 8 млн человек — это на 10,14% больше, чем за тот же период 2009-го. К концу 2010 года общее число иностранных отдыхающих на турецких курортах составит 30 млн человек, что на 10% больше, чем по итогам 2009-го. Таким образом, рост числа туристических поездок в Турцию превысит общемировой показатель — эксперты Всемирной туристической организации прогнозируют увеличение мирового турпотока по итогам 2010-го только на 3–4%.

Тем не менее, несмотря на стабильный спрос, местные туристические компании и операторы, специализирующиеся на турецком направлении, умудряются оказываться на грани банкротства. Некоторые фирмы либо разоряются и уходят с рынка, либо переходят в собственность иностранным инвесторам. Еще в 1998 году немецкая First Choice купила турецкую Natar Tours. Затем TUI Travel приобрел Tantur и Gulet, которые испытывали финансовые трудности. Председатель правления Oger Tours Вюраль Огер также объяснил продажу компании концерну Thomas Cook стремлением избежать финансового краха.

Одной из основных причин финансовых сложностей компаний эксперты называют продажу туров ниже себестоимости — таким образом операторы пытаются повысить спрос на свои предложения. Однако вывести продажи на необходимый уровень подобным путем удается не всем.

Естественный отбор

Демпинг — основная ошибка крупного турецкого оператора Кarya Tour, который в июле объявил о своем банкротстве. Совладелец компании Озгюр Экинджи в интервью местной прессе сказал, что причиной банкротства стала «жесткая рыночная конъюнктура и натиск конкурентов». Компания не смогла заполнить арендованные чартеры и, чтобы остаться на плаву, начала продавать билеты ниже себестоимости. В результате оказалась в финансовой пропасти, из которой выбраться так и не удалось.

В начале июля из турецких отелей начали выселять туристов, купивших путевки у этой компании или ее партнеров. Всего на момент объявления Кarya Tour банкротом в Турции находились около 4 тыс. клиентов из Украины, Словакии, Польши и Венгрии.

Для многих банкротство компании не стало сюрпризом. Еще в начале 2009-го, когда о своем уходе с рынка объявила российская дочка Кarya Tour — Diva Travel, главной причиной закрытия эксперты называли финансовые проблемы главного офиса компании, «которая задолжала турецким отельерам свыше $200 млн».

Украинская Karya также объясняет проблемы, с которыми столкнулись украинские туристы, безответственностью принимающей стороны — турецкой компании Sunspot Seyahat LTD, «которая в силу объективных причин не может выполнить взятых на себя обязательств по приему и размещению туристов в Турции».

При этом информацию о своем банкротстве украинский оператор отрицает и заверяет, что не прекращает работу, а лишь «приостанавливает свою деятельность, связанную с выездом туристов за рубеж». Как объяснили Контрактам в юридической фирме «Юримекс», ООО «Кария Тур Юкрейн» зарегистрировано в едином государственном реестре и является отдельным юридическим лицом. «Как и все предприятия, эта компания представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования и прекращает свою деятельность только вследствие ликвидации или реорганизации. Банкротство других юридических лиц не может служить причиной прекращения деятельности ООО «Кария Тур Юкрейн», — отметила Мария Полищук, юрист компании.

Альтернативы.NET

После инцидента с Кarya Tour украинские туроператоры не на шутку начали опасаться, что популярность туров в Турцию заметно упадет и это спровоцирует банкротства украинских компаний. Впрочем, спустя месяц участники рынка с облегчением говорят, что спрос удержался. «Ассоциация лидеров турбизнеса, турецкие власти, туроператоры и авиакомпании приложили максимум усилий для разрешения этой ситуации и не допустили, чтобы пострадали туристы», — говорит коммерческий директор компании Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов. «Нашего туриста сложно чем-то испугать, — добавляет руководитель отдела маркетинга и рекламы турфирмы «Артекс» Ольга Грановская. — Даже после террористических взрывов в Шарм-эль-Шейхе (Египет, 2005 год. — Прим. ред.) наши клиенты звонили не с целью отказаться от купленных путевок, а поинтересоваться, нет ли горящих туров. Альтернативы отдыху в Турции и Египте по показателю «цена—качество» в Украине по-прежнему нет».

По прогнозам операторов, уже к концу этого года объем украинского туристического рынка достигнет уровня докризисного 2008 года. Тогда, по данным Госслужбы по туризму и курортам, украинские туркомпании обслужили 3 млн человек — в том числе 1,3 млн выездных туристов, число которых выросло по сравнению с 2007-м в четыре раза. «В 2009-м мы потеряли около 35% продаж по сравнению с предыдущим годом, но в 2010-м объем рынка туристических услуг, по нашим ожиданиям, приблизится к уровню 2008 года. Спрос существенный, особенно это касается Турции и Египта», — говорит Аркадий Маслов.

Кроме того, участники рынка ждут появления в Украине концерна Thomas Cook. Напомним, главный конкурент компании — крупнейший в Европе оператор TUI — еще в 2009-м начал работу на отечественном рынке, когда TUI Russia & CIS (совместное предприятие международной TUI Travel и российской инвесткомпании «C-Групп Капитал Менеджмент») купила 75% украинского туроператора «Вояж Киев» (владелец агентской сети «Галопом по Европам»). Thomas Cook с 2007 года активно интересуется российским рынком. В ближайшее время должна завершиться сделка по созданию совместного предприятия британской компании с российским туристическим холдингом «Интурист», который занимается созданием турпакетов, имеет сеть турагентств, управляет отелями в России и за рубежом, работает в 80 регионах РФ и 168 странах мира. Основные направления российской компании — Турция, Египет, Болгария, Греция и др. Работа на массовых пляжных направлениях и наличие собственной агентской сети — главное требование всемирно известного концерна. Им отвечает и новое приобретение компании — Оger Tours. Учитывая, что в Украине по меньшей мере две трети туристов ежегодно отдыхают на пляжах Турции, Египта и Болгарии, эксперты ожидают, что в ближайшие годы британская компания начнет осваивать и отечественный рынок.

Вы здесь:
вверх