логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Люди, события и компании, формирующие представления о современной Украине Елена СТРУК  - «Контракты» №33-35 Август 2010г.

«Большинство жителей Западной Европы до сих пор уверены, что Украина — серая страна советского образца, которая находится где-то очень далеко. Иногда мне приходится прикладывать немалые усилия, чтобы убедить друзей приехать сюда. Когда они попадают в Украину, я наблюдаю одну и ту же реакцию. «Мы летели всего 1,5 часа! Это не дольше, чем до Парижа!» — восклицают они. Увидев Днепр, утверждают, что эта река красивее Рейна. Когда приходят в Софийский собор, восхищаются фресками и т. д. Стереотипы полностью разрушаются», — говорит Томас Вайе, заместитель председателя правления Фонда Виктора Пинчука по международным отношениям.


Президент и его команда

Виктор Янукович, Николай Азаров, Сергей Тигипко, Валерий Хорошковский

Отношение к новому президенту Украины у представителей иностранной бизнес-среды и западного политикума разное. В целом, по словам Ника Пьяццы, генерального директора BG Capital, инвесторы воспринимают новую команду позитивно, ассоциируя ее приход со стабилизацией ситуации в Украине. «Особенно популярен среди иностранцев Сергей Тигипко. Он часто общается с инвесторами, ездит на переговоры с МВФ. Все, что он делает сейчас, понятно иностранцам», — говорит эксперт.

При этом, по словам Юлии Гетьманчук, генерального директора Института мировой политики, у западных политиков еще не сформировалось какое-то определенное отношение к Виктору Януковичу. К нему все еще присматриваются и будут присматриваться во время осенних визитов в Берлин и Париж. Среди западных политиков преобладает мнение, что, несмотря на резкое сближение с Россией, Янукович все же не хочет быть губернатором Украины в составе РФ. По данным исследования вышеупомянутого института, плюсы украинскому президенту добавили неприсоединение Украины к Организации Договора о коллективной безопасности, отказ от вступления в Таможенный союз с Россией и Беларусью, а также непризнание независимости Южной Осетии и Абхазии. «Больше всего Запад беспокоят внутренние процессы в Украине — а именно переход к авторитаризму», — говорит Юлия Гетьманчук.

А вот публичным конфузам Виктора Януковича иностранцы особого значения не придают. Политики привыкли к ляпам коллег по цеху. Гораздо больший резонанс на Западе имело, к примеру, заявление Николая Азарова о роли женщин в обществе: «...При всем моем уважении к женщинам — не женское дело проводить реформы». Впрочем, незамеченными оговорки Виктора Януковича все же не остаются. Немцы любят сравнивать украинского президента с Гельмутом Колем, который был не очень хорошим спикером. Отдельные не­уместные заявления украинских властей только поддерживают негативные стереотипы об Украине.

Бизнесмены и компании

Действующие лица: Виктор Пинчук, Ринат Ахметов,

Сергей Тарута, СКМ, ИСД, EastOne, Nemiroff

Негативная репутация страны замедляет развитие местных компаний. Любому представителю украинского бизнеса приходится работать усерднее, чтобы получить международный контракт или наладить бизнес, по сравнению с коллегами из Франции, Германии или США. «Иногда и мы сталкивались с первой негативной реакцией людей по отношению к украинским компаниям. И такая настороженность связана именно с репутацией Украины», — признает Джок Мендоза-Вилсон, директор по международным связям и отношениям с инвесторами СКМ.

Крупнейшим украинским бизнес-группам приходится заниматься дополнительной раскруткой собственного бренда, что потом позитивно влияет и на имидж страны. В СКМ, к примеру, реализовали проект по формированию репутации ведущей украинской компании. «Мы хотели донести это до международной бизнес- и финансовой аудитории быстро и эффективно, и ключевую роль в процессе играли реклама и коммуникации», — рассказывают в СКМ. Рекламные ролики группы действительно транслировались по иностранным телеканалам.

По словам Антона Усова, ведущего советника ЕБРР, за крупнейшими украинскими компаниями, сумевшими выйти на международный долговой рынок, закрепилась репутация солидных игроков. Как и у их собственников, которые регулярно попадают в рейтинг самых богатых людей планеты. Виктор Пинчук в 2010 году вошел в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time, в который также попали Барак Обама, Стив Джобс, Доминик Стросс-Кан. На Западе Пинчук известен не только как большой ценитель современного искусства, но и как меценат, а также организатор бизнес-встреч (Давос и Ялтинская конференция). Кстати, украинские бизнесмены проявляют все больший интерес к подобным мероприятиям, ведь это неплохой шанс пообщаться в кулуарах с иностранными инвесторами и друг с другом.

Что касается украинских брендов, то водка — это тот продукт, который в первую очередь ассоциируется с Украиной. К сожалению, такие бренды, как «борщ» или «Антонов», связывают с Украиной в гораздо меньшей степени, чем могли бы.

Инвестиционный климат

Действующие лица: Налоговый кодекс, сотрудники контролирующих органов, регуляторная политика,

разрешительная система, право собственности

Руанда — одно из самых активных государств-реформаторов. К такому выводу пришла Международная финансовая корпорация в исследовании Doing Busi­ness–2010. Если раньше на открытие бизнеса в Руанде нужно было потратить две недели, то теперь три дня, пройдя всего две процедуры вместо восьми. Неплохая реклама инвестклимату государства. Кризис заставил многие страны ускорить проведение реформ, облегчающих жизнь бизнесу. Украина солидными достижениями в этой сфере похвастаться не может. Да, за последние годы было создано так называемое единое окно регистрации предприятий — количество процедур, необходимых для старта, сократили до десяти. Месяц посещений разрешительных органов — и бизнес наконец может работать. Но в странах с нормальным бизнес-климатом, как, к примеру, в Новой Зеландии, для регистрации компании достаточно проделать одну процедуру — заполнить соответствующее заявление. Поэтому в рейтинге Doing Business–2010 Украина все еще находится в конце списка, занимая 142-е место из 183-х возможных. А у иностранцев возникает ощущение «вязкости» украинской бизнес-среды.

В налоговой сфере правила игры становятся все жестче, притом что уровень налогообложения в Украине один из самых высоких в мире. В качестве налогов компании отдают 57,2% дохода. По показателю налогового давления, который учитывает количество обязательных платежей, время на их администрирование и уровень налогообложения, Украина находится на 181-й позиции из 183-х. И на какую ступеньку она попадет после принятия нового налогового кодекса, еще неизвестно. Но, похоже, репутация Украины в мире небезнадежна, если МВФ не боится давать новый кредит в EUR15 млрд.

Туризм

Действующие лица:

маршрут Киев — Одесса — Львов, монумент «Родина-мать», симпатичные и нетребовательные девушки

«В Крым и Одессу теперь есть регулярные авиарейсы из Германии и Австрии, а это первый показатель увеличившегося спроса», — говорит Елена Мазниченко, директор компании I&C. Отчасти интерес к Украине вызвал выигрыш страны в тендере на проведение Евро-2012. Привлекают внимание и масштабные музыкальные фестивали — особенно «Казантип» и Джазовый фестиваль в Коктебеле. Традиционный маршрут иностранцев по Украине: Киев — Одесса — Львов.

Иностранных туристов, посещающих Украину, условно можно разделить на любопытных лентяев (европейцам не надо оформлять визу), любителей СССР (для них Киев — часть большого турне, куда входят Москва, Питер и т. д.) и «женатиков» (искателей секс-услуг или клиентов рынка дешевых невест).

«Если иностранцы приезжают сюда повеселиться на Казантипе и найти красивую девушку, то они остаются довольными. Те, кто едет посмотреть на украинскую глубинку, часто разочарованы упадком. Но все с удивлением отмечают для себя, что Украина так похожа на Европу, ведь многие ожидают увидеть здесь каменный век», — рассказывает Елена Мазниченко.

Впрочем, при огромном природном потенциале, который открывают для себя иностранцы, есть явный дефицит инвестиций в инфраструктуру. 60% дорог Украины нуждаются в ремонте. Почти не развит сегмент гостиниц для массового туриста, где можно получить номер с завтраком за $50–60. Четырех- и пяти­звездочные гостиницы по стоимости проживания оказываются дороже многих европейских — $150–200 в сутки.

Нет и особых достижений в продвижении Украины как туристической страны. «В этом году на Международной туристической выставке не было ни одной украинской туркомпании», — говорит Елена Мазниченко. Хорошо уже то, что информация об Украине появилась на крупнейших туристических порталах — Lonely Planet и Trip Advisor.

Сельское хозяйство

Действующие лица: пшеница, ячмень, рапс и подсолнечник

В 2009 году, когда компании испытывали наибольшие трудности с привлечением заемных ресурсов, в Украине прошло единственное частное размещение. Заинтересовать инвесторов удалось аграрной компании Sintal Agriculture. Сельское хозяйство на самом деле магически действует на иностранцев. «Когда инвесторы обращают внимание на Украину, они хотят узнать о возможностях инвестиций в агрорынок», — говорит Ник Пьяцца. У страны есть все шансы снова стать житницей Европы.

Украина — один из ведущих мировых экспортеров пшеницы, и даже не увеличивая посевных площадей, она могла бы реализовывать на внешнем рынке как минимум в полтора-два раза больше зерна. Но ее репутацию как экспортера портят вмешательства властей в рынок, которые время от времени вводят ограничения на вывоз зерна за рубеж. Нынешние попытки ограничить экспорт, по оценкам Всемирного банка, угрожают новым всемирным продовольственным кризисом. Ведь Украина занимает шестое место в мире по экспорту пшеницы и первое — по поставкам ячменя.

Есть и другие украинские продукты, известные за рубежом, — подсолнечник и рапс. Но существуют и факторы, омрачающие положение Украины как, к примеру, крупнейшего продавца рапса. С начала 2011 года ЕС будет требовать сертификаты продаваемой продукции (европейцы хотят удостовериться, что, выращивая рапс, производители не вредят природоохранным объектам, рекреационным зонам и лесам). Производителям придется предоставлять информацию об истории использования своих и соседних земель. А это проблематично, поскольку в Украине нет целостной карты полей и консолидированной информации о них.

Спорт и Евро-2012

Действующие лица: Андрей Шевченко, Владимир и Виталий Кличко, Сергей Бубка,

Оксана Баюл, Яна Клочкова, Виталий Вирастюк, Руслан Пономарев, ФК «Динамо» и «Шахтер»

«Как немец, я убежден, что братья Кличко — лучшие послы Украины. Сильные спортсмены, яркие личности и хороший пример для подражания», — говорит Томас Вайе. В спорте Украине действительно есть кем гордиться. Известность за пределами Украины завоевали футболист Андрей Шевченко, легкоатлет Сергей Бубка, фигуристка Оксана Баюл.

Международные спортивные соревнования — отличный повод привлечь внимание иностранного обывателя к стране. Контракты поинтересовались у профессора экономики спорта и спортивного менеджмента Хольгера Прюсса из университета Майнца, зачем преуспевающему, не нуждающемуся в лишней рекламе Лондону такое сомнительное с точки зрения экономической эффективности мероприятие, как Олимпиада-2012. «Имидж — вот причина. Может быть, с имиджем у Лондона и все в порядке, но это такая вещь, которую нужно периодически поддерживать. То, что Лондон уже сотни лет остается Лондоном, ситуации не меняет. Именно поэтому Coca-Cola продолжает тратить огромные суммы на свою рекламу. Если упускать такие чудесные возможности себя прорекламировать, как Олимпийские игры, то через двадцать лет турист предпочтет Лондону, например, Киев», — рассуждает Хольгер Прюсс.

Евро входит в пятерку спортивных состязаний с самыми высокими рейтингами телетрансляций на ряду с Олимпийскими играми и чемпионатом мира по футболу. «Евро-2012 нужно рассматривать как великолепный генератор внимания», — говорит рекламист Андрей Федоров. Ведь даже очень затратный для Португалии Евро-2004 в итоге окупился — инерционные доходы еще долго косвенно пополняют копилку организаторов. Количество туристов, прибывающих в эту страну, после чемпионата возросло на 40%. К сожалению, Евро-2012 — единственное яркое событие, которое предстоит Украине на международном уровне. А для формирования позитивного имиджа этого недостаточно.

Чернобыль

Действующие лица: Чернобыль, Припять, закрытая 30-километровая зона

«Я ни разу не сталкивалась с тем, чтобы при упоминании Украины у иностранцев спонтанно возникала ассоциация с Чернобылем. Но потом в разговорах, когда затрагиваешь тему Киева, некоторые спрашивают, насколько далеко город находится от Чернобыля. Когда слышат в ответ, что недалеко, начинают шутить: «Наверное, ты ночью светишься», — рассказывает Виктория Цомая, директор по маркетингу Крымской водочной компании.

Чернобыль — это неисчерпаемая тема для киносценариев. Одним из номинантов на премию «Оскар» среди короткометражных иностранных лент в этом году был фильм «Двери» ирландки Хуаниты Уилсон. Несколько лет назад премию за лучший короткометражный фильм получила документалка «Сердце Чернобыля» американки Мэриэн Делело.

Интерес иностранных туристов к Чернобылю — результат этой «рекламной» кампании. В 2009-м семь тысяч иностранных туристов приехали поглазеть на пустые улицы и заброшенные дома. Forbes даже дал Чернобылю звание одного из наиболее экзотичных мест для туризма на Земле. Хиросима и Нагасаки могут только позавидовать. Они ведь теперь считаются самыми чистыми городами на планете — японцы их десятки лет отмывали гидроксохлоридом алюминия.

Пока не решен вопрос со строительством второго укрытия для реактора, тема Чернобыля не будет закрыта и для 28 стран-доноров Чернобыльского фонда «Укрытие». Еще в 2008 году эти государства решили предоставить Украине EUR195 млн. В 2009-м украинская сторона приняла общегосударственную программу вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразовании объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему. Сроки реализации проекта постоянно смещаются.

Вы здесь:
вверх