логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дым отечества Ирина ПЕРЕВОЗЧЕНКО - «Контракты» №43-44 Октябрь 2010г.

Украинская власть борется не с курением, а с конкуренцией, нарушая права потребителей.


В сентябре Комитет ВР по вопросам свободы слова и информации рекомендовал парламенту принять за основу законопроект № 5164 о внесении изменений в некоторые законы Украины. В проекте содержится запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий. «Комитет свое дело сделал — мы рекомендуем принять законопроект в первом чтении за основу, чтобы иметь возможность доработать его при подготовке ко второму чтению», — заявил председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информации, народный депутат Андрей Шевченко. Даже глава комитета согласен с тем, что проект требует доработки: «Запрещая рекламу, мы не должны запрещать распространение любой информации о сигаретах как о продукте».
Уточнение Андрея Шевченко не напрасно. Авторы документа предлагают полностью запретить любую рекламу табака, вплоть до информации непосредственно в местах продажи и даже на упаковке сигарет. Вот только будет ли это исправлено ко второму чтению — неизвестно. Как, впрочем, никто не знает и то, зачем в очередной раз ограничивать рекламу табака, если ее и так практически нет.
Разработчики законопроекта оправдывают очередные драконовские меры необходимостью приведения украинского законодательства в соответствие с требованиями Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, которую Украина ратифицировала в марте 2006 года. Помимо различных ценовых, неценовых и налоговых мер, предусмотренных для сокращения спроса на табак, статья 13 Рамочной конвенции ВОЗ предусматривает полный запрет на рекламу, стимулирование продаж и спонсорства табачных изделий. Но только в том случае, если это не противоречит положениям Конституции страны.
Стоит отметить, что Украина и так выполнила большинство требований Рамочной конвенции ВОЗ (см. «Хронология запретов»), причем еще до ратификации этого документа. Еще в начале 2000-х годов законами Украины стали регламентироваться ограничения на курение в общественных местах, а также были введены нормы, обязывавшие производителей «украшать» пачки сигарет надписями о вреде курения, запрещена продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет и т. п.
Кроме того, в нашей стране неоднократно принимались налоговые меры по сокращению спроса на табак — за последние два года акцизы на табачные изделия выросли более чем в четыре раза. А действующей редакцией Закона «О рекламе» продвижение табачных изделий, по сути, ограничено только местами продаж и специализированной периодикой: рек­лама табака запрещена на радио и телевидении, транспорте, в печатных СМИ и т. д.
В итоге нынешние изменения, предложенные в законопроекте, фактически предусматривают не запрет рекламы, а запрет на предоставление любой информации о легальном продукте потребителям, что прямо противоречит ст. 34 Конституции Украины.
Впрочем, на этом «нестыковки» законопроекта с Конституцией не исчерпываются. По мнению экспертов, практическая реализация положений документа вообще может уничтожить конкуренцию на табачном рынке. «В случае принятия данного законопроекта в нынешнем виде выиграют «раскрученные» компании, а проиграют те, которые не смогут вывести свой продукт на рынок, — считает народный депутат Ксения Ляпина. — Будет нарушена статья 42 Конституции Украины о защите конкуренции в предпринимательской деятельности».

Хронология запретов
1995 г. Верховная Рада приняла Закон «О государственном регулировании производства спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», введя обязательное лицензирование розничной торговли табачными изделиями.
1996 г. Верховная Рада запретила рекламу табачных изделий на радио и телевидении.
2002 г. Парламент ввел запрет на курение в ряде общественных мест, а также обязал производителей наносить на упаковку табачных изделий надписи о вреде курения.
2003 г. Верховная Рада запретила рекламу табака на первых и последних страницах газет, первых и последних обложках журналов и других изданий, внутреннюю рекламу, рекламу на транспорте, рекламу с помощью событий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий табачных изделий).
2007 г. Производителей обязали наносить на упаковку сигарет черные надписи в рамках: «Курение приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и раку легких», «Курильщики умирают рано» и пр. площадью не менее 30% пачки.
Сентябрь 2008 г. Акцизные ставки на табачные изделия повышены в среднем в 2–2,5 раза.
Январь 2009 г. Запрещена реклама табачных изделий средствами внешней рекламы.
Май 2009 г. Табачные акцизы повышены вдвое, сигареты подорожали на 30–40%.
Январь 2010 г. Вступил в силу запрет рекламы табачных изделий во всех печатных СМИ (кроме специализированных изданий).
Июль 2010 г. Ставка акцизного сбора на табачные изделия увеличена в среднем на 30%. За два года розничная стоимость сигарет выросла более чем вдвое.

Дальнейшие шаги по ограничению курения
Законопроект № 5164*
Законопроект предусматривает запрет всех форм продвижения и информирования покупателей о табачной продукции — рекламу в точках продаж, в интернете, а также проведение маркетинговых исследований.
Законопроект № 6018
Документ предлагает определить специальные места для курения в помещениях и места для курения на открытых территориях, а гостиницы обязывает выделить 50% номеров для некурящих.
Законопроект № 6595
Проектом закона предлагается разрешить продажу табачных изделий в помещениях площадью не менее 20 кв. м, которые находятся на расстоянии 300 м прямой видимости от учреждения и транспортной инфраструктуры. Предлагается ввести дополнительную плату за пользование специально отведенными зонами для курения, запретить курение в собственном помещении, на балконах, в автомобилях, а также предлагается запретить демонстрацию процесса курения в кинофильмах.
*Законопроект № 5164 зарегистрирован в ВР более года назад. Почему депутаты вернулись к его рассмотрению именно сейчас — неизвестно.

Вы здесь:
вверх