логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Конъюнктура выбора Павел Серов - «Контракты» №47 Ноябрь 2010г.

Почему парламентские выборы хотят провести в 2012 году.


Согласно вновь действующему Основному закону, следующие парламентские выборы должны однозначно состояться в 2011-м. Но если бы Конституционный Суд не отменил «предыдущую» Конституцию (что тоже нонсенс), то выборы народных депутатов прошли бы в 2012 году. А поскольку сама отмена Конституции является антиконституционным решением, то решения КС неоднозначны. Словом, вопрос о дате проведения следующих парламентских выборов все еще дискуссионный. Как и вся политика в этой стране, решение будет зависеть от соображений конъюнктуры. Президент пока еще размышляет.

2011 год. Давай сделаем это по-быстрому
Поведение в стиле «буря и натиск» давно приписывается главе государства. Однако наш гарант в последнее время стал принимать решения отнюдь не с такой «медвежьей грацией», как можно было ожидать еще недавно — после харьковских соглашений. Он знает подлинные итоги выборов и истинные рейтинги своей партии. Хотя аргументация сторонников выборов в 2011 году (а в их числе вице-спикер Николай Томенко называл, ни много ни мало, Сергея Левочкина и Валерия Хорошковского) может дойти до сердца президента.
Аргумент первый. Выборы показали возможности смешанной системы и ее полезность для власти. Осталось ввести такую же систему на выборах в парламент — и «все будет, как при Кучме», даже лучше. Партия регионов может получить необходимое ей число голосов за счет мажоритарщиков.
Аргумент второй. Штабы Партии регионов отмобилизованы и их не придется распускать. Перерыв в кампании чреват потерей приобретенных возможностей, в том числе и «правильного» подсчета голосов.
Аргумент третий. За два года, до осени 2012-го, может произойти непредсказуемое переформатирование в среде олигархического сословия. Могут начаться олигархические войны, первые громы которых уже слышны из-за вбросов информации о расхождении президента с Ринатом Ахметовым, о конфликте Дмитрия Фирташа с Андреем Клюевым и т. д. Пока битва титанов и финансистов не началась, разумнее провести «быстрые» выборы.
Аргумент четвертый. Выборы будут формально законными, если исходить из логики возвращенной Конституции 1996 года. То есть их проведение не вызовет нареканий в недемократичности со стороны Запада. Что тем более необходимо после того, как наши цивилизованные друзья составили мнение о характере местных выборов.
На эту сумму аргументов находятся не менее весомые контраргументы.
Контраргумент первый. Рейтинг партии власти упал, и Янукович об этом знает. Насколько четко сработает админресурс — неизвестно. На этот раз ставки в несколько раз выше. С учетом фактора мажоритарщиков необходимого результата достичь возможно, но мажоритарщики — люди капризные, а в случае с ВР еще и богатые — на порядок богаче, чем те, кто баллотировался на местах. Сейчас на выборы побежит весь украинский бизнес, дабы получить неприкосновенность в условиях азаровщины. Не все эти люди будут пополнять ряды ПР — она не резиновая. «Сильная Украина» сработала слабо — значит, к Тигипко серьезные люди не пойдут. А вот оппозиционеры с удовольствием дадут проходные места «денежным мешкам». Конечно, в новом парламенте эти «мешки» могут тут же забыть о своей партийной «крыше» и начать сотрудничать с властью. То есть пока рейтинги оппозиционных партий свежи, ясно, что инвестировать нужно, например, в проекты «Яценюк» и «Тягнибок».
Контраргумент второй. По итогам выборов в парламенте окажутся новые группы и партии, поведение которых невозможно предсказать. И Яценюк, и Тигипко, и, конечно же, Тягнибок отнюдь не создадут в ВР желаемую стабильность. Каждый будет хотеть свой «кусочек пирога». В случае неполучения этого «кусочка» парламент станет фрондирующим и не поддающимся управлению с Банковой. Тем более, в списках партий будут бизнесмены, которым нужно «решать вопросы». В результате Виктор Федорович получит «кучмовский» парламент, всегда готовый к нелояльности.
Контраргумент третий. Персоналистский. Это снова о Ней. «Вона» проходит в парламент и проводит с собой Александра Турчинова, а может, и Юрия Луценко. О посадке этой троицы можно будет забыть. Мало того, преследования этих лиц станут фоном для их же избирательной кампании. Даже если Луценко и Турчинову успеют «впаять» условные или даже реальные сроки, Тимошенко тронуть не успеют. Она получает трибуну парламента, а Янукович и ПР — головную боль. К тому же ее могут поддержать какие-либо недовольные олигархи и просто состоятельные люди, чувствующие угрозу со стороны власти. Где гарантии, что по каким-нибудь схемам ей не придут деньги от Ахметова либо Коломойского? А кое-кто может и официально проинвестировать ее кампанию за проходное место в списке. Тимошенко, как бы ни заявляла о чистке рядов, снова готова принять всех желающих.
Контраргумент четвертый. Парламент может «взбрыкнуть» и заявить, что на выборы в 2011 году нет денег. Да, сейчас ВР максимально лояльна. Но длиться это может ровно до урезания полномочий на год. Споры могут привести к властному кризису и нервному тику у Николая Азарова, который планирует принять бюджет на следующий год без всяких осложнений в виде выборов. Денег-то, честно говоря, таки нет. Азаров всегда рад об этом сообщить.

2012 год. Спеши медленно
Аргументация в пользу осени 2012 года имеет более стратегический, чем тактический, характер. Она предусматривает наличие стабильности на всех уровнях: между президентом и олигархами, в олигархате между собой, власти и общества, оппозиции и власти.
Аргумент первый. Проведение выборов через полтора года позволит власти нарастить лишний финансовый «жирок», на который эти выборы и будут проведены. Две кампании подряд — нагрузка на кошельки спонсоров, которые до этого вкладывались еще и в президентские выборы. К тому же в стране все-таки не самая лучшая экономическая конъюнктура. Да и результаты местных выборов заставляют многих регионалов «отвлечься» на «распил» доставшихся им локальных активов. Отрываться от этого увлекательного занятия ради финансирования скорых выборов в 2011 году им не хочется.
Аргумент второй. Выборы в 2012м позволят избежать конфликтов с союзниками по былой коалиции и делают парламент лояльным в результате продления полномочий. Власть покажет себя выполняющей собственные обещания.
Аргумент третий. Перенос выборов на 2012 год позволит решить «проблему Тимошенко» и «проблему Тягнибока» — два главных политических вопроса, стоящих перед властью. Главная оппозиционерка к тому времени, возможно, получит условный срок, который выведет ее из игры (реальное заключение ее в тюрьму не произойдет как раз из-за соображений не повышать ее популярность), а ее соратники могут сесть вполне конкретно. Что касается Тягнибока, то, судя по всему, пока нет решения о том, как поступить. С одной стороны, двух лет достаточно для дискредитации любого политического проекта. С другой — слишком долго пугать обывателя юго-востока крайними националистами чревато для самой власти: повышенное внимание создает рекламу самому Тягнибоку и делает его прохождение в парламент неизбежным.
Аргумент четвертый. Комиссия по совершенствованию избирательного законодательства, которую создал Виктор Янукович, должна работать до мая 2012 года. Создание этой комиссии — «зонтик» от упреков Запада, позволяющий обойти необходимость выборов в 2011 году. В комиссию вошли в том числе и международные эксперты. Это значит, что господам экспертам можно будет объяснить отказ от проведения выборов в 2011-м желанием проработать законодательство в соответствии с пожеланиями Запада.
Контраргумент первый. Рейтинги власти падают и будут падать. Вместо одной зимы пройдет две, плюс явственно проявятся последствия азаровских реформ и Налогового кодекса. Протестный рейтинг будет высоким, желание сменить парламентариев — тем более. Масла в огонь будет подливать оппозиция и, возможно, обиженные олигархи. В результате к 2012 году получаем не успокоенную в стагнации страну, а обнищавших и озлобленных избирателей, готовых отстаивать свой выбор, особенно если власть прибегнет к знакомому стилю фальсификаций.
Контраргумент второй. В июне 2012 года будет проходить Евро­2012. Это действо будет апофеозом показухи, но также возможностью продемонстрировать нашим западным гостям, что Украина — это не какая-то Уганда с непредсказуемым диктатором во главе, а все же европейская страна. Дабы показать открытость и лишить оппозицию возможности устроить во время народного праздника шоу по дискредитации режима, к тому времени желательно уже иметь определенность в политическом плане. К тому же ресурсы власти сейчас направлены в том числе и на подготовку к чемпионату. Две столь затратные статьи расходов в одном году могут привести к сомнительным результатам в каждом из случаев.

* * *
Судя по всему, все­таки будет принято решение КС в пользу проведения выборов в 2012-м. Власти нужно проверить прочность выстроенной на местных выборах вертикали, а за несколько зимних месяцев этого не сделаешь. Что касается конфликтов внутри партии власти, то эти два года как раз и станут экзаменом для президента на его главную функцию — последней инстанции при принятии решений. Сейчас он уверен, что справится со всеми фрондами внутри ПР. И эта позиция, равно как и понимание, что решить вопросы Тимошенко, Тягнибока и оппозиции в целом можно только в среднесрочной перспективе, заставляют его не спешить с выборами.
К тому же если на проведении выборов в 2011 году настаивает как раз группа Левочкина — Хорошковского, это означает, что они не очень уверены в сохранении своих позиций на длительный срок. А неуверенные люди, пусть даже и самые приближенные, гаранту не нужны. Так что лучше не торопиться. Когда Виктор Федорович не торопится, у него, как показывает практика, все получатся несколько лучше, чем в стиле «блицкриг».

Вы здесь:
вверх