логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Осторожный оптимизм Анна Сайченко - «Контракты» №47 Ноябрь 2010г.

Украинский авторынок выходит из пике: после падения на 75% в прошлом году в 2010-м продажи стабилизируются, а в 2011-м могут вырасти на 15–20%.


В октябре украинцы приобрели почти 17,2 тыс. легковых машин. Это на 32% больше прошлогоднего результата и на 16% превышает объем реализации сентября. Кроме того, результат октября стал абсолютным рекордом почти за два года: последний раз больше машин (около 21 тыс.) наши соотечественники купили в январе 2009-го.

Тем не менее по итогам десяти месяцев ситуация на украинском авторынке оказалась хуже, чем ожидали эксперты и дилеры в начале года. В конце 2009-го — начале 2010-го большинство игроков рынка полагали, что худшим за всю историю отечественного рынка станет 2009-й: с показателем 162,3 тыс. проданных по итогам года авто и падением реализации на 74% год к году. В январе–октябре 2010-го, по данным AUTO-Consulting, в стране было продано 128,2 тыс. новых легковых автомобилей — почти на 8% меньше, чем за аналогичный период 2009-го. Так что в этом году участникам рынка будет непросто достичь даже прошлогоднего результата.

Октябрьский рост был ожидаем операторами и обусловлен низкой базой сравнения: в сентябре 2010-го было продано почти 14,8 тыс. авто, в октябре 2009-го — чуть более 13 тыс. Впрочем, рынок вырос даже больше, чем прогнозировали дилеры. По словам старшего аналитика инвесткомпании Dragon Capital Таисии Шепетко, основными драйверами продаж стали экономический рост и частичное возобновление автомобильного кредитования.
«Увеличение продаж связано с традиционным осенним оживлением спроса и наличием выгодных ценовых предложений у основных игроков, — соглашается директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом — НИКО» Ярослав Вовк. — Кроме того, растет кредитование — осенью доля кредитных автомобилей впервые с начала кризиса превысила 12% продаж (12,6% — в сентябре; 12,35% — в октябре)». Для сравнения: весной нынешнего года в кредит продавалось едва 5–8% машин, тогда как до кризиса доля кредитных авто превышала 40%. Правда, в 2006–2007 гг. ставки по автокредитам составляли 16–17% в гривне и 13–14% в долларах США, а предоплата не превышала 10%. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 20% годовых, оплатив не менее 30% стоимости авто. А менее дорогие кредиты в валюте физлицам недоступны — до конца 2010 года в Украине действует мораторий на валютное кредитование.
Дальнейший рост спроса, по мнению операторов рынка, будет полностью зависеть от восстановления кредитования. «Если автокредитование не сбавит обороты, в ноябре–декабре продажи вполне могут повторить рекорд октября, — уверена Таисия Шепетко. — Стоит учесть и сезонный подъем спроса в декабре, что также должно положительно сказаться на рынке». Но даже в данном случае объем продаж в 2010-м будет в 3–3,5 раза меньше, чем до кризиса. В октябре этого года украинцы приобрели машин почти втрое меньше, чем покупали в этом же месяце до кризиса: в октябре 2007-го было продано почти 57 тыс. авто, в октябре 2008-го — более 58 тыс. машин.
По августовскому прогнозу аналитиков ИК Dragon Capital, продажи машин в 2010-м не должны были превысить 156 тыс. автомобилей — на 4% меньше, чем годом ранее. Однако, по мнению Таисии Шепетко, из-за роста спроса в конце 2010го по его итогам рынок может вырасти до 160–162 тыс. авто, то есть до уровня 2009 года. Соглашаются с ней и дилеры. «Оптимистичный прогноз автопродаж до конца года — повторение результатов 2009-го, — комментирует Ярослав Вовк. — Думаю, что позитивная динамика второго полугодия вместе с активизацией кредитования позволяет говорить о возрождении украинского авторынка после полуторагодичного падения». По прогнозам экспертов компании «Торговый дом — НИКО», в 2011-м будет продано 190 тыс. авто — на 15–20% больше по сравнению с 2010-м. Примерно столько же новых машин украинцы приобретали в 2003–2004 гг.

Вы здесь:
вверх