логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Конкуренция отменяется Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ - «Контракты» №47 Ноябрь 2010г.

В 2010 году украинский рынок СТО вернется к докризисным показателям.


В ноябре–декабре 2010-го украинские автолюбители потратят на техобслуживание более $800 млн — сезонный спрос увеличит выручку СТО примерно в 1,5 раза. Подготовка автомобилей к зиме традиционно занимает 20–25% в структуре годового дохода техстанций. Гаражной мастерской с двумя боксами для машин высокий сезон может принести до $20–30 тыс., продвинутой станции техобслуживания с таким же количеством мест — $50–90 тыс.

Этой осенью, в отличие от прошлого года, на техстанциях снова стали появляться очереди. «В 2009 году нагрузка на СТО снизилась на четверть, — рассказывает региональный руководитель подразделения по развитию автосервисных концепций в России, Украине, Беларуси компании «Роберт Бош Лтд» Александр Лизун. — Во второй половине 2010 года объем работ вернулся к показателям 2008-го и продолжает расти».
По оценкам финансово-аналитической группы Pro-Consulting, в 2010-м долларовый объем рынка автосервиса почти вернется к докризисным показателям: по итогам года его оборот составит около $3,7 млрд. Интересный факт: в 2007–2008 гг. на обслуживание автомобилей украинцы тратили в четыре-пять раз меньше, чем на их приобретение. Но из-за падения продаж в 2009–2010 гг. обороты рынков автосервиса и автопродаж стали сопоставимы. «Автодилеры активно развивают свои сервисные подразделения, ведь их вклад в совокупном доходе увеличился до 30–50%», — рассказывает директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов.

Куда податься
Несмотря на рост конкуренции, разброс цен на СТО остался довольно заметным. В пересчете на нормо-час ремонт в гаражной мастерской может обойтись в 50–70 грн, независимые СТО просят от 80 до 160 грн/ч, дилерские — 200–300 грн.
Разброс цен четко делит рынок на три сегмента. Самый крупный из них — гаражные мастерские, на долю которых приходится более 50% годового оборота рынка в денежном выражении. 35–40% рынка занимают независимые СТО, 12–15% — техстанции дилеров. В гаражах ремонтируется подавляющее большинство автомобилей старше 7–8 лет; клиенты крупных независимых СТО — владельцы относительно новых автомобилей в возрасте 3–5 лет; техстанции дилеров в основном обслуживают машины, у которых не истек срок гарантии.
Типичная гаражная мастерская, как правило, собственный бизнес мастера, проработавшего несколько лет «на дядю». Практически все гаражные СТО специализированы: рихтовка и/или покраска, кузовные работы, ремонт двигателя, ходовой, электрики и т. д. В среднем у такой мастерской есть пул из нескольких сотен постоянных клиентов, которые в сумме тратят на ремонт $5–10 тыс. в месяц. Правда, прибыль самого мастера составляет лишь $1–3 тыс. — остальное приходится на запчасти и субподрядные работы. Несмотря на нехватку оборудования (многие из таких мастерских работают даже без подъемника, а нуждающийся в капремонте двигатель владелец гаража, скорее всего, повезет на завод), хозяева гаражных СТО стараются работать качественно. Сарафанное радио ошибок не прощает: чтобы не растерять клиентов, мастера предлагают недорогой сервис и при необходимости берутся за любую работу.
Более продвинутые станции техобслуживания располагают минимум двумя постами и способны выполнять работы средней и высокой сложности. Примерно 70% таких СТО берутся за любой ремонт, остальные специализируются на чем-то одном (шиномонтаже, электрике, кузовных работах или ремонте двигателя и т. д.). Состав и методы работы независимых техстанций столь же разнородны, как и цены: там, где ремонт в пересчете на нормо-час обойдется в 80 грн, клиент вряд ли может рассчитывать на гарантию или высокий уровень сервиса. Чтобы получить гарантию и не вспоминать злым словом горе-мастеров, автолюбителю придется заплатить в 1,5–2 раза больше. Впрочем, высокие расценки не являются гарантией качества работ и отсутствия хамства. Все зависит от того, как организована работа СТО: заинтересован ли владелец в постоянных клиентах, получают ли рабочие адекватную зарплату и т. п.
По большому счету соотношение «цена — качество» для гаражных мастерских и независимых СТО примерно одинаково. В первом случае недостаток оборудования и ограниченный перечень услуг компенсируются невысокими расценками; во втором — современное оборудование и комплексный подход к ремонту уравновешивается ненавязчивым сервисом.
Иначе обстоят дела с дилерскими или фирменными СТО. До кризиса они обслуживали только собственные бренды, причем до 90% объема работ этих техстанций занимал дорогой плановый ТО новых авто на гарантии. Наличие постоянно растущего объема заказов, никак не связанного с уровнем цен или сервиса (как правило, львиная доля покупателей не рискуют отказаться от гарантии, главное условие которой — обслуживание на СТО продавца), сыграли с техстанциями дилеров злую шутку. К концу 2008-го персонал большинства из них относился к клиентам как к надоедливой помехе, расценки как минимум вдвое превышали среднерыночные, а качество работ — несмотря на новейшее оборудование и высокую квалификацию персонала — зачастую оставляло желать лучшего. Неудивительно, что по истечении срока гарантии большинство автолюбителей покидали фирменные СТО. Но если до кризиса их постоянно сменяли новые клиенты, то после обвала продаж приблизительно на 75% приток новоиспеченных автовладельцев почти иссяк. В итоге в 2009м и в первой половине 2010го большинство фирменных станций лишились 30–40% клиентов.
Собственники СТО среагировали на падение спроса снижением цен на услуги (на 30–50% в долларовом эквиваленте) и повышением качества работ. Для привлечения и удержания клиентов были запущены многочисленные программы лояльности, дисконтные карточки со скидкой на товары и услуги в размере 7–15%. «Мы снизили стоимость нормо-часа на 30%», — вспоминает Александр Лизун. Его коллега — Виталий Локтев, директор по сервису группы компаний «АИС», подтверждает, что владельцы СТО снижали свою прибыльность, зачастую опуская ее ниже 10% (с 30–50%, а то и 100%, которые были до кризиса. — Прим. ред.). Впрочем, ближе к осени 2010го многие мастерские снова стали поднимать цены, выбирать более выгодных клиентов и меньше обращать внимание на уровень сервиса.

Что дальше
В 2010 году рынок автосервиса вырастет на 30% и вернется к докризисным объемам. В 2011-м эксперты Pro-Consulting ожидают увеличение выручки до $4,6 млрд. К сожалению, рост выручки СТО не будет связан с улучшением качества техобслуживания или сервиса.
По оценкам аналитиков Роберт Бош Лтд, в Украине насчитывается 1–1,2 тыс. дилерских СТО, более 3 тыс. независимых станций и порядка 10 тыс. гаражей. 14 тыс. техстанций недостаточно для обслуживания почти 8 млн легковых и около 4 млн коммерческих автомобилей.
«Их должно быть как минимум вдвое больше», — считает Александр Соколов, добавляя, что в 2011–2012 гг. очереди на СТО неизбежны. Более долгосрочную перспективу он оценивает не так пессимистично: «Игроки авторынка почувствовали возможность заработать на автосервисе. Как только у них появятся свободные средства, они непременно начнут развивать собственные сети». Рост количества техстанций неизбежно приведет к ценовой конкуренции и повышению качества услуг. Правда, даже по оптимистичным прогнозам, произойдет это в лучшем случае к 2015–2016 гг.

Александр ЛИЗУН, региональный руководитель подразделения по развитию автосервисных концепций в России, Украине, Беларуси компании «Роберт Бош Лтд»
Рынок автосервисных услуг в Украине находится на пороге качественных изменений. До кризиса спрос на автосервис был удовлетворен едва на 60%. В 2002–2008 гг. было построено много СТО, но в 80% случаев инвесторами выступали люди и компании, для которых техобслуживание было всего лишь дополнительным бизнесом. Соответственно, клиенты получали некачественный сервис по завышенным ценам. Кризис привел к снижению платежеспособного спроса и заставил владельцев станций изменить свое отношение к клиентам, снизить цены, повысить качество и искать эффективные технологии для дальнейшего развития.
Последнее — особенно важно для нас, поскольку в Украине автомобильное направление Robert Bosch, помимо поставки автозапчастей, занимается продажей диагностического и гаражного оборудования для автосервиса и развивает автосервисную сеть, в том числе и по франчайзинговой схеме. Приведу несколько фактов: во всем мире у нас насчитывается 80 заводов, где производится около 190 тыс. запчастей и комплектующих для авто. Любая иномарка на четверть состоит из произведенных нами деталей, если пересчитать в денежном эквиваленте. А сеть СТО Bosch Service является одной из крупнейших в мире и насчитывает около 14 тыс. предприятий более чем в 125 странах.
В ближайшие годы в Украине будут активно развиваться сети СТО. В странах Европы работают десятки сетевых компаний автосервиса, которым принадлежит до 70% рынка. Со временем так будет и в Украине. У нас уже есть свыше 80 станций. Спустя пять лет их количество увеличится втрое, а наша доля превысит 10%.

Дмитрий ДЗЮРА, директор компании «Технооптторг­Трейд» (торговля шинами)
Одна из главных тенденций рынка шин в 2009–2010 годах — экспансия игроков на рынок автосервиса. По крайней мере — в некоторые его сегменты.
К примеру, по нашим наблюдениям, в 2009 году поток клиентов на СТО снизился на треть­четверть, но при этом большинство шиномонтажей работали с полной загрузкой. Поскольку у Технооптторга уже были специализированные магазины шин, мы приняли решение развивать сопутствующие автосервисные услуги. И не прогадали. Обычные автолюбители и компании с собственным автопарком оценили возможность сэкономить на комплексных услугах. Стоимость «переобувки» у нас немного выше, чем на шиномонтаже, расположенном в бойком месте, но значительно дешевле, чем у большинства СТО. В итоге почти все покупатели меняют шины прямо в магазине. Тем более что мы предлагаем продукцию со всеми необходимыми сертификатами, обеспечиваем гарантийное сопровождение и замену шин. Кстати, замена шин в магазине натолкнула нас еще на несколько бизнесидей. Сначала мы стали предлагать постоянным клиентам услугу бесплатной диагностики покрышек, давать рекомендации по балансировке, затем начали ремонтировать шины, предложили услуги по их хранению. Сейчас покупатели воспринимают наши розничные магазины и грузовые сервисные станции не только как продавцов, но и как грамотных советчиков и помощников. Кстати, правильно эксплуатируя шины, покупатель может увеличить их ресурс на 20% — соответственно, каждая из услуг оказалась востребованной.
Новая стратегия позволила нам удержать продажи практически на докризисном уровне и даже привлечь новых клиентов. Благодаря этому в нынешнем году мы ожидаем рост продаж как минимум на 15%.

Вы здесь:
вверх