логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Северный аргумент Сергей ГЕТУН - «Контракты» №47 Ноябрь 2010г.

Контракты на заряженных Porsche проверили, как новые шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV ведут себя на льду заполярного озера.


Финский поселок Саариселка расположен на 200 км севернее полярного круга. Здесь очень холодно, снег и много японцев. Точнее японок. По ночам они смотрят на небо.
Это не выездное заседание клуба жен самураев-астрономов — здесь, вдали от родины, они ищут встречи с северным сиянием. Увидеть северное сияние — верный знак того, что первым в семье родится мальчик. Я тоже видел, как мерцает ионосфера, но рассказать об этом мне нечего. Сияние было зеленым и, честно говоря, плохо сохранилось в памяти. Изрезанный шиповаными покрышками лед озера Пасисярве запомнился гораздо лучше.
На его замерзшей поверхности разбит лагерь школы повышения водительского мастерства Porsche Driving Experience. В снежной целине проложены несколько трасс. В нашем распоряжении десяток Porsche Cayenne S, «обутых» в Nokian Hakkapeliitta 7 SUV, и Porsche Panamera 4S на спортивном варианте этих шин, отличающемся от стандартного четырехмиллиметровой длиной шипа. Инструкторы щеголяют на Porsche 911.
Странные инструкторы в этой школе вождения. Вместо того чтобы учить правильному, быстрому и безопасному прохождению поворотов, они настаивают на прохождении виражей в боковом скольжении. Это странно. Это классно.
Не сомневаюсь, Фердинанд был бы несказанно рад тому, сколько удовольствия от вождения и контроля над автомобилем учат получать парни из фирмы с его фамилией в имени. Первая трасса — ледовый круг. Первая машина — Panamera. Сложно придумать лучшие составляющие для отработки техники дрифта.
Пара неспешных кругов, отключение PSM, ручной переход на вторую передачу. Теперь небольшая перегазовка, руль наружу поворота — и с характерным звуком автомобиль срывает в занос. Это уже эффектно, но чтобы было еще и разумно, нужно ровно держать педаль газа. Небольшое подруливание, чтобы выставить машину в правильный угол атаки и… Есть! — это оно! Машина скользит в управляемом заносе вокруг центра круга, двигаясь под углом к своей траектории. Теперь амплитуда движения регулируется не рулем, а педалью акселератора — чем больше газа, тем размашистее круг. В левом боковом стекле — сплошное облако изо льда и снега, в теле — общая с машиной мелкая дрожь от ледяного дрифта, звучащая, как непрерывное «Фррррррр…».
Главное достоинство шин Hakkapeliitta — сцепные характеристики на льду. А длинный шип вообще готов деклассировать идею льда как чегото скользкого. На следующей трассе, состоящей из змейки, поворота на 180 градусов и еще одной змейки обратно, контроль над машиной приобретает гораздо большее значение, ведь инструкторы настаивают, что разворот необходимо пройти дрифтом. Здесь, наверное, нужно сказать несколько слов о машине. 60 лет понадобилось Porsche, чтобы сделать четырехдверный седан. О Panamera чего уж только не говорили: досталось и необычной внешнос­ти, и слухам о начале «сдачи» базовых конструктивных принципов марки. На этом фоне ускользает главное (то, чего никто и не оспаривает) — потрясающие дорожные качества этого зверя. Да, это две разные машины — с включенным и отключенным PSM. Включая «электронику», вы отключаете законы физики, отключая — переходите в режим адреналиновой атаки. Общим остается одно: предсказуемость и контроль. Один раз почувствовав грань заноса, можно быть уверенным, что она будет на своем месте и в будущем. То же касается и движения в боковом скольжении, и выхода из него. Конечно, следует сказать спасибо прекрасному покрытию и правильной резине. В таких обстоятельствах не нужно быть Кеном Блоком, чтобы круге на пятом себя им почувствовать.
После бешеной «Панамеры» Cayenne кажется добродушным бодрым бегемотом. Его прекрасно держит стандартная ошиповка, и с включенным PSM проходить связки поворотов очередной трассы, не теряя уверенного контакта с поверхностью, получается на приличной скорости. Все бы ничего, если бы не постоянные провокации инструкторов по рации: «PSM off! Сорви машину! Руль наружу! Угол! Газ!» Маньяки дрифта! [цензура] Пару кругов все получалось, а потом...
Собственно, по примятому сугробу понятно было, что я здесь не первый с трассы вылетаю. В общем, я приступил к проверке внедорожных качеств шин. Удивительно! По четвертьметровой снежной целине тянут нормально, если с блокировкой дифференциала.
По-видимому, зная, чем обычно заканчиваются поездки по глубокому снегу, организаторы остановили движение на трассе и выслали парламентера на Cayenne Turbo с лопатой. Надо сказать, что приезд этого, не побоюсь слова, суперкара оказался чрезвычайно полезным. Не потому, что у него была лопата — выбрался-то я самостоятельно — дело в том, что каждую из 500 л. с. своей машины водитель использовал по прямому назначению: абсолютно все повороты он проходил в боковом скольжении, даже самые незначительные. Как же это, скажу я вам, красиво и как небыстро! После вылета с трассы я решил доехать круг совсем уж спокойно, отпустив подальше бодрого парня на Turbo. Ну что сказать? Догонял и снова специально отставал я от него до конца круга трижды, пока не понял, что шоу устроено не из-за скорости.
Почему-то вспомнилось, что ошиповка у Hakkapeliitta 7 SUV исключительно заводская, и после подобных исполнений все шипы останутся на месте, хотя вряд ли водителя Cayenne Turbo это интересовало.
Вечером опять было северное сияние.
Мелкие хитрости. Индикатор износа
На шинах марки Nokian присутствует индикатор износа DSI, разработанный и запатентованный компанией Nokian Tyres. Цифры в центральной зоне протектора обозначают глубину главных канавок в миллиметрах. По мере износа шины эти цифры стираются. Аналогичным образом символ снежинки выполняет функцию зимнего индикатора износа. Чтобы гарантировать безопасную эксплуатацию зимой, глубина канавок должна быть не менее 4–5 мм, и благодаря DSI вы точно знаете о состоянии шин.
Возможно, у вас сложилось впечатление, что контролировать машину, у которой задний мост находится в состоянии перманентного сноса, а передние колеса вывернуты в сторону, противоположную направлению ее движения, поднимая при этом невероятные столбы снежной и ледяной пыли и не въезжая в расставленные вдоль дороги препятствия, может каждый. Вынужден вас разочаровать. Это действительно так. Рекомендуемые составляющие описаны выше: немного усердия, Porsche, Hakkapeliitta 7 SUV, лед (много льда), толковый парень на Cayenne Turbo с лопатой и — voila!
Впрочем, не пытайтесь повторить это в домашних условиях.
Резюме. Шины Hakkapeliitta 7 SUV дают замечательное сцепление в экстремальных дорожных условиях, обеспечивая стабильные реакции и сбалансированное управление. Они имеют прочную износоустойчивую конструкцию, приспособленную для тяжелых условий эксплуатации городского внедорожника.

Вы здесь:
вверх