логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Время продавать Константин Дружерученко - «Контракты» №48 Ноябрь 2010г.

Кто сможет провести IPO в следующем году.


Рынок публичных размещений начинает оживать: сразу несколько отечественных компаний до конца этого года собираются провести IPO на западных фондовых биржах.
В конце ноября нефтегазодобывающая группа «Гео Альянс» собралась привлечь $260 млн за 34% акций. Холдинг «Милкиленд» намерен попросить у инвесторов EUR72 млн за 20% акций. Стало известно о планах IPO в этом году угольной компании «Садовая Групп» (Алчевск, Луганская обл.). Агрохолдинг «Агротон» уже провел размещение на $53 млн, продав 26% своих акций. Еще несколько компаний собираются провести сделки в следующем году.

Открытое окно
Рынок IPO в Украине оживился на фоне роста мирового фондового рынка. С конца лета мировые площадки растут: с 1 июля по 15 ноября британский индекс FTSE100 повысился приблизительно на 20%, американский Dow Jones — на 16%. Однако рост этот нельзя назвать планомерным: «Западные инвесторы до сих пор не решили, как поведет себя рынок, и достаточно нервно реагируют на новости относительно восстановления американской экономики», — говорит Алексей Ергиев, консультант инвестиционно-банковского отдела ИК «Тройка Диалог Украина». По его словам, за последние полгода рынок ждал обвала или, наоборот, роста экономики десятки раз. Такая же противоречивая ситуация в Европе. С одной стороны, периодически появляются новости об экономическом росте Германии, что очень позитивно влияет на рынок, с другой — портят настроение инвесторам проблемы с госдолгами некоторых стран.
Однако у западных инвесторов накопилось огромное количество средств, которые в любом случае надо куда-то инвестировать. К примеру, осенью Федеральная резервная система США приняла решение о покупке госбумаг на $600 млрд. Часть этих денег попадает в том числе и на фондовый рынок. На протяжении этого года было еще несколько крупных денежных вливаний, которые прибавили средств для вложений. Поэтому украинские инвестбанки рекомендуют выходить на IPO именно сейчас: у инвесторов есть деньги, а рынок растет.
Удобный момент для выхода на IPO был и в начале этого года. Рынок активно дорожал, а иностранные инвесторы обратили внимание на украинские акции после окончания президентских выборов. Приход к власти команды Виктора Януковича у многих иностранцев ассоциировался тогда с политической стабилизацией — это и привлекало инвесторов весной.
Впрочем, воспользовалась этим моментом всего одна компания. В апреле IPO провел холдинг по производству яиц «Авангард». Собственники продали 20% акций за $187,5 млн, компания была оценена инвесторами почти в $1 млрд. Еще несколько компаний активно готовились к IPO, однако попросту не успели его провести. Рынок начал падать, и эти размещения отложили до лучших времен, которые, собственно, и наступили осенью.

Шансы есть у всех
Характерно, что весной 2010 года иностранных инвесторов в Украине интересовали в первую очередь местные агрохолдинги. Они и были основными претендентами на размещение в этом году. Объясняется все просто: по сравнению с другими отраслями сельское хозяйство гораздо меньше пострадало от кризиса. Кроме того, у отрасли уже сложилась определенная история отношений с инвесторами, что повышает шансы на успешное размещение. Осенью же вплотную подошли к выходу на IPO угольная компания «Садовая Групп» и нефтегазодобывающая «Гео Альянс». Таким образом, список отраслей, в которых могут работать претенденты на размещение, расширился.
По мнению Михаила Гранчака, вице-президента инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital, в этом и следующем году шансы провести удачное IPO есть не только у агрокомпаний. «Украинская экономика по ряду отраслей показывает рост, страна обращает на себя внимание западных инвесторов», — говорит он. По словам Алексея Ергиева, пока нет шансов провести размещение разве что у компаний из сферы недвижимости. «Шансы есть уже и у ретейлеров или, например, у машиностроительных предприятий. По сравнению с такими же зарубежными компаниями у наших больший потенциал роста», — уверен он.
Очень важно, чтобы компания была лидером в своем сегменте или занимала второе место. «Сейчас инвесторы готовы покупать преимущественно такие компании», — подытожил Алексей Ергиев.
Впрочем, бывают исключения. Только что прошло размещение российской компании Mail.ru. Есть масса вопросов к качеству этого актива, однако рынок оценил ее в $5 млрд. Объясняется это тем, что инвесторы торопятся с вложениями.

Учим польский
По мнению Михаила Гранчака, наибольшее количество размещений в этом и следующем году будут проходить на Варшавской фондовой бирже. Именно эта площадка, по его словам, подходит для компаний стоимостью $100–300 млн. «Варшавская биржа имеет сравнительно высокую ликвидность. Там есть определенная специфика: польские фонды не могут вкладывать деньги за рубежом, они вынуждены инвестировать в те бумаги, которые продаются на местной бирже», — рассказывает Михаил Гранчак. Многие инвестбанкиры считают, что все это обеспечивает большую ликвидность для сравнительно небольших компаний, чем, например, на Франкфуртской бирже, которая пользовалась популярностью у украинских эмитентов несколько лет назад.
Компаниям с капитализацией более $1 млрд выгоднее выходить на Лондонскую фондовую биржу. Там ликвидность еще больше. Однако и требования к эмитенту также гораздо выше. Лондонская биржа «по зубам» таким эмитентам, как Мироновский хлебопродукт, или крупнейшим украинским ФПГ. Компании с капитализацией $100–200 млн инвесторы просто не заметят, и привлечь средства им будет сложно.

Вы здесь:
вверх