логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Налоговые каникулы в действии Павел Серов - «Контракты» №48 Ноябрь 2010г.

Как Налоговый кодекс улучшит жизнь малому бизнесу.


Налоговый кодекс принят, и новая жизнь в стране начнется уже через один квартал: большую часть нормативов, уничтожающих малый и средний бизнес, введут в действие с 1 апреля 2011 года. Власть откровенно продемонстрировала, какую страну она будет строить. Фактически принятие Налогового кодекса заставляет говорить о забытых было вопросах классовой борьбы. Потому что этот кодекс — в первую очередь, не фискальный документ, а орудие перекройки общества: ликвидации средней и мелкой буржуазии как класса.

Кастрация упрощенцев
Первое. Порог годового оборота, после которого начинается общая система налогообложения, определен в 300 тыс. грн без контрольно-кассового аппарата и 600 тыс. грн — с аппаратом. Требованием предпринимателей было сохранить старую систему с порогом в 500 тыс. грн. Теперь существование упрощенной системы поставлено в зависимость от кассового аппарата, который станет символом новых налоговых правил. Именно кассовый аппарат премьер Николай Азаров и председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский считают главным контрольным механизмом для «лавочников».
Само по себе внедрение кассового аппарата не было бы так страшно, если бы не иные, усилившиеся донельзя полномочия налоговых органов.
Второе. Перечень видов деятельности, выведенных из системы единого налога, включает почти два десятка пунктов. 19 ноября, уже на следующий день после принятия кодекса, были «помилованы» все транспортные услуги, а также деятельность в таких сферах, как: развлечение, теле- и радиовещание, геология и геодезия, технические исследования, торговля через торговые автоматы и секонд-хенд. Впрочем, последний ожидает еще сито Таможенного кодекса.
Теперь окончательный на данный момент список «запрещенных» к упрощенному налогообложению видов деятельности выглядит так:
производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи пива и столовых вин физлицами);
производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов;
деятельность, связанная с драгметаллами и драгоценными камнями;
добыча и реализация полезных ископаемых;
финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, в т. ч. предоставление в аренду/субаренду торговых мест и других услуг на рынках и/или в торговых объектах;
оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;
внешнеэкономическая деятельность;
почта и связь;
расследования и обеспечение безопасности;
деятельность в сфере права;
бухгалтерский учет и аудит;
консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере госуправления;
рекламная деятельность;
подбор и обеспечение персонала;
перепродажа предметов искусства, организация аукционов;
розничная торговля изделиями из драгметаллов;
розничная торговля через интернет.
Как видим, в большинстве случаев это действительно «вкусные» виды деятельности, и именно на такие показательные пункты, как торговля антиквариатом, ювелирные магазины, внешнеэкономическая деятельность, любят ссылаться апологеты Налогового кодекса. При этом сомнения вызывает исключение из списка упрощенной системы розничной торговли через интернет, юрконсультаций, продажи ГСМ, кадровых агентств, бухучета и аудита — сфер, где задействовано значительное число физлиц, чьи доходы отнюдь не позволяют говорить о них как об угрозе наполнению бюджета.
Та же ликвидация интернет-торговли как вида деятельности по упрощенной системе напрямую играет на руку владельцам крупных торговых сетей, которые теперь избавляются от конкурентов. В интересах большого бизнеса и практически все другие пункты, выведенные из упрощенной системы. Помимо ликвидации конкуренции со стороны мелкой буржуазии, суть урезания этой системы в числе прочего и в том, чтобы чиновники и крупный бизнес могли теперь монополизировать и контролировать отрасли, ранее выпадавшие из сферы их внимания. Таковы услуги в сфере управления, подбора кадров, обеспечения без­опасности — те сферы, которые до этого создавали для физлиц «защитный круг» от государства, позволяя общаться с ним как можно реже. Ранее можно было обеспечивать деятельность СПД, работая с таким же СПД — бухгалтером, охранником, юристом и страховщиком. Сейчас этого не будет, и любой предприниматель ставится в условия, когда за ним начинает неусыпно следить «око Большого брата».
Третье. В новом кодексе упрощенная система не распространяется на юридических лиц. Кроме того, фактически запрещена такая форма, как малое предприятие. Такие предприятия — основа среднего класса не только на Западе, но и в Латинской Америке, Южной Корее, Китае. Наше же государство проделывает все это абсолютно сознательно — для пущего разорения предпринимателей, потому что если эспэдэшник отвечает в случае банкротства всем своим имуществом, то у малых предприятий существует всего лишь лимитированная ответственность. Теперь в случае неизбежного банкротства налоговики отберут все — вплоть до квартиры.
Четвертое. Упрощенцам можно будет нанимать на работу не два человека, а четыре (тогда как ресторанам — восемь). Отдельно от единого налога физлицам придется платить и единый социальный взнос с минимальной зарплаты, размер которого составит 319 грн.
Пятое. Отныне большой бизнес отстранен от отношений с малым. Кодекс запрещает крупным предприятиям относить на затраты все, что они купили у предпринимателей. То есть теперь за такие покупки они должны платить из чистой прибыли — теоретически, за счет владельцев. Тем самым фактически введен запрет контактов упрощенцев с предприятиями общей системы. Это сознательное заключение среднего класса в гетто — максимум, на базар, где ему милостиво оставляют право торговать с другим таким же эспэдэшником.
Шестое. Кроме того, 15%-ным налогом облагается доход упрощенцев, полученный от деятельности, не указанной в соответствующем свидетельстве физлица-предпринимателя, а также от финансовых операций, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения.
Седьмое. В случае осуществления физлицом-предпринимателем деятельности не по указанному в свидетельстве месту частник обязан оплатить налог по ставке 600 грн в месяц с начала отчетного года, в котором обнаружено такое нарушение, с учетом оплаченного налога за этот период. При этом такой плательщик обязан внести изменения в свидетельство плательщика налога.
Две последние нормы введут в действие с 1 апреля 2011 года.
Восьмое. В случае если стоимость суммарного остатка товаров на торговом месте и/или на складе у физлица-предпринимателя при осуществлении им розничной торговли превышает предусмотренный для такого плательщика предельный объем годового дохода, физлицо обязано перейти на общую систему налогообложения со следующего квартала. Оно также теряет право платить налоги по упрощенной системе налогообложения в течение следующего календарного года.
Предполагается, что данная норма будет введена с 1 июля 2011 года.

К нам едет ревизор
Никакой кассовый аппарат не сравнится с тотальным расширением функций налоговых органов. Дополнительно к уже существующим камеральным, плановым и внеплановым выездным проверкам кодексом введены документальные невыездные и фактические проверки. Это закрепляет практически неограниченные права налоговых органов относительно проведения проверок кого-либо и когда-либо на усмотрение налоговых органов.
Вообще-то пунктов, по которым могут законно «раздеть», формально всего семь. Тем не менее выписаны они так, что ясно: основой проверок станет прямой донос. В ином ключе невозможно понимать формулировку «В случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства» (пп. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80) или «В случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет» (пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80).
Внеплановые проверки могут проводиться по сходным основаниям — например, если по результатам «получения информации выявлен факт, свидетельствующий о возможном нарушении налогоплательщиком законодательства». Или если «налогоплательщиком предоставлен уточняющий расчет за проверенный период». Или же «получена информация об уклонении от налогообложения выплаченной (начисленной) нанятым лицам заработной платы или других выплат, подлежащих налогообложению».
Сами сроки проверок для крупных налогоплательщиков увеличены. Плановые могут длиться от 20 до 30 рабочих дней, внеплановые — от 10 до 15 рабочих дней.
Словом, бойтесь доноса и выплат в конвертах: налоговики будут проверять, как оформлены работники предприятий, какую официальную зарплату они получают, какие взносы они платят в Пенсионный и другие социальные фонды.
Права налоговиков становятся воистину безграничными. Теперь они могут, даже не аргументируя свой запрос, получать у налогоплательщиков информацию, справки и копии документов «о финансово-хозяйственной деятельности» и — самое главное — применять административный арест имущества налогоплательщика в случае «непредоставления для проверки документов, их копий».
В последнем случае Госкомпредпринимательства разъясняет, что имеется в виду «лишь» административный арест имущества на 96 часов. Госкомпредпринимательства обращает внимание, что арестовать средства на счете налогоплательщика можно только по решению суда, а решение об аресте имущества может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Также налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета вреда, нанесенного неправомерным арестом имущества. Однако понять, на чьей стороне будет суд, несложно.
В качестве «утешительных» переходных положений решено, что финансовые санкции за нарушение налогового законодательства к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, не будут применяться в течение II и III кварталов 2011 года. То есть большая часть предпринимателей полностью войдет во вкус налоговых каникул во второй половине 2011-го.
Есть и небольшой пункт, который касается ответственности налоговиков. По сравнению с их полномочиями налоговый произвол урезали лишь в двух случаях, предусмотрев штрафы на смешные суммы. Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей об ответственности налоговиков за отказ принять налоговую декларацию. За подобные действия предлагается их штрафовать на сумму 340–689 грн. То же самое касается случаев, когда должностные лица для принятия декларации требуют изменить указанные в ней показатели.

Все на завод
Власть проигнорировала претензии предпринимателей по нескольким причинам. Во-первых, она прекрасно осведомлена о действительных нарушениях, которые существуют в налоговой сфере. Осведомлена потому, что многие ее представители сами участвовали в ювелирной торговле, антикварном бизнесе, добыче полезных ископаемых. Но эти группы внутри элиты оказались менее влиятельными на фоне напора фискальных идей Николая Яновича. При этом иные группы лоббистов застолбили себе преференции еще на этапе подготовки кодекса: недаром в него, например, вписаны льготы для строительства гостиниц и розничной торговли пивом и вином. Значит, учтены интересы кого-то из авторов кодекса.
Во-вторых, власть плохо просчитала, как поведет себя та значительная часть населения, которая не уедет из страны, не уйдет в тень и не перейдет на общую систему. Таковых теперь будет более 1 млн. И именно эта часть будет готова к активным протестным действиям.
В-третьих, налицо неприкрытая попытка чиновничества увеличить армию своих кормильцев-взяткодателей за счет ушедших в тень былых малых и средних бизнесменов. Особенно это касается провинции, в которой все на виду и где делать в качестве альтернативы просто нечего. Для провинциального владельца магазинчика самым радикальным способом остается пополнение рядов гастарбайтеров.
В-четвертых, рассуждения власти о том, что былой «минимизатор» пойдет работать на завод, с головой выдают не только классовую сущность истинных авторов кодекса — спайки большого бизнеса и чиновничества, но и их странное скудоумие. Стремление загнать всех на заводы бессмысленно по той элементарной причине, что армады новых безработных просто некуда нанимать. Нынешние реформаторы мыслят категориями родного региона — промышленного юго-востока Украины, где имеются большие предприятия. Но в Украине есть и другие регионы, где промышленности особой нет, и былому мелкому бизнесмену после закрытия своего дела деваться некуда.

Вы здесь:
вверх