логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Живая вода Надежда ГОНЧАРУК - «Контракты» №49 Декабрь 2010г.

В 2010 году спрос на доставку воды в офисы и дома увеличится на 8–10%.


Украинцы побаиваются пить воду из-под крана, поэтому все чаще заказывают воду в бутылях на дом или в офис. В I квартале 2010 года (после 10%-ного падения рынка в 2009-м) спрос на доставку воды увеличился на 3%. По данным Ассоциации «Бутилированные воды Украины» (АБВУ), основной рост пришелся на март. «Мы предполагаем, что рынок будет активно расти и в будущем — до 8–10% в год и составит 218–222 млн литров по сравнению с 202 млн л в 2009-м», — прогнозирует Сергей Науменко, исполнительный директор АБВУ.

70% всей питьевой воды в бутылях доставляется в офисы и только 30% — в частные дома и квартиры. До кризиса на корпоративных клиентов приходилось свыше 80% рынка. «В будущем такая тенденция сохранится: доля корпоративных клиентов постепенно снизится за счет роста частных заказчиков, — считает президент АБВУ Игорь Пастух. — Украина постепенно выходит на европейский уровень, а в ЕС воду заказывают прежде всего домохозяйства». «В стране растет культура потребления воды. Все больше людей задумываются над качеством и степенью очистки, а также составом той воды, которую они пьют и из которой готовят еду, — отмечает Лидия Билас, генеральный директор компании «Нова» (переименована в IDS Aqua Service). — Например, в этом году наша компания в среднем ежемесячно поставляла 106,03 л, или 5,61 бутылей в одно домохозяйство, что составило около 30% продаж». В 2010-м количество физлиц — клиентов компании обогнало офисы и достигло 53%.
Для семьи из трех человек, проживающей в Киеве, ежемесячные затраты на полноценное обеспечение водой всех ее членов колеблются в пределах 250–350 грн. Эти данные получены в результате простого расчета: суточная потребность человека в воде составляет 1–1,5 л (именно столько должно поступать в организм в виде жидкости — супа, чая, компота, питьевой воды и т. д.), а стоимость 18,9 л бутыли воды, доставленной на дом, не превышает 40 грн. «В I квартале 2010 года произошло незначительное подорожание — на 1–2 грн за бутыль. Однако цены подняли не все операторы. Средняя цена бутилированной воды по Украине составляет 25 грн, тогда как в Киеве — 30 грн за бутыль», — рассказывает Николай Гуртовенко, член АБВУ. Эксперты ассоциации отмечают тенденцию к повышению средней цены за литр, которая наблюдалась на протяжении нескольких последних лет. По состоянию на апрель 2010 года отпускные цены по Украине имеют довольно широкий диапазон — от 12 грн за бутыль в регионах до 40 грн в столице. 80% продаж воды приходится на Киев и крупные города Украины.
Помимо снижения спроса на услугу HOD, кризис повлиял на количество игроков на рынке. В 2009-м произошла масштабная консолидация украинского рынка бутилированных вод. По данным Госкомстата, в условиях экономического спада количество производителей бутилированной воды в 2009 году уменьшилось до 156, хотя в 2008-м таких предприятий насчитывалось 176. Сегодня 50% в натуральном выражении контролируют четыре компании — «Нова» (IDS Aqua Service), «Чистая Вода», «Эталон» и «Райське Джерело».
«Увеличение оборота компании «Нова» (IDS Aqua Service) во многом произошло благодаря хорошей представленности в регионах — в первом полугодии он составил 16% против 5%ного среднерыночного роста», — подытожила Лидия Билас.

Лидия БИЛАС, генеральный директор IDS Aqua Service
— Весь летний период наша компания сохраняла динамику развития: в июне 2010-го рост продаж в натуральном выражении составил 25%, в июле — 16%, августе — 47% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Динамику роста спроса удалось сохранить благодаря тому, что цену на воду после повышения ставки на водопользование мы увеличили минимально. Высокие результаты еще раз подтвердили наши оптимистические прогнозы, связанные с постепенным восстановлением рынка, поскольку в сегменте HOD нет настолько ярко выраженной сезонности спроса, как у производителей бутилированной воды.
Развитию рынка в 2010 году способствовали восстановление финансового состояния предприятий и улучшение покупательной способности граждан, а также усиление проникновения услуги в дома и офисы Украины. Динамика развития сегмента домохозяйств в значительной степени обусловлена текущим низким уровнем проникновения услуги: с 5% в 2008-м он вырос до 7% в 2009-м (данные по городам-миллионникам). Поэтому мы ожидаем, что уравнивание объемов потребления домохозяйств и корпоративных клиентов может произойти не ранее, чем через три-пять лет.



Вы здесь:
вверх