логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Неморальный кодекс Андрей ПОРЫТКО - «Контракты» №49 Декабрь 2010г.

Краткое содержание проекта Налогового кодекса.


Утром 30 ноября президент ветировал Налоговый кодекс. Обращаясь к премьер-министру и членам экономического блока правительства, Виктор Янукович сказал: «Я хотел бы, чтобы мы до четверга еще поработали над теми разделами, которые сегодня с вами должны изменить. Поэтому давайте все, что касается прав товаропроизводителей, бизнеса, там, где они нарушены, подумаем, что нужно сделать». Таким образом, президент отвел на доработку огромного документа ДВА ДНЯ. За это время чиновники и депутаты вряд ли успеют дочитать 600-страничный талмуд хотя бы до половины. Отсюда вывод: у нынешнего документа изменился только юридический статус. Из принятого, но не подписанного президентом закона он снова превратился в проект закона. Поэтому стоит внимательно читать, изучать и рассказывать о нем окружающим, что мы и продолжаем делать.
Дмитрий Фионик, заместитель главного редактора

Еще 10 ноября, открывая заседание правительства, премьер-министр Николай Азаров заявил: «На самом деле ни люди, которых заставили изображать протест, ни их хозяева норм Налогового кодекса в глаза не видели». Это высказывание, как и большинство других высказываний главы действующего правительства, содержит лишь незначительную долю правды. Правда здесь в том, что увидеть нормы Налогового кодекса в окончательной редакции просто невозможно. Власть, кажется, сделала все что могла, чтобы не показать народу, что же она там такое, собственно, приготовила.
Мы постараемся сжато рассмотреть, какие же на самом деле изменения содержит Налоговый кодекс. Правда, и эта задача усложнена отсутствием окончательного текста. Так что основой для этого анализа является текст НК, который был принят ВР в целом 18 ноября и на который 30 ноября было наложено вето президента. Отметим: текст НК — это толстенная книга. Комментарий же к кодексу — книга как минимум втрое толще. Поэтому в рамках этой статьи рассмотрим только наиболее острые, неоднозначные и радикальные изменения.

Общие замечания
Как уже не раз говорилось, плюсы от введения НК можно сосчитать по пальцам. Во-первых, это собрание значительной части налогового законодательства в одном документе, который, однако, ни по формальным признакам, ни по сути не заслуживает называться кодексом. Во-вторых, это сокращение общего количества налогов путем отказа от тех из них, реальной пользы от которых государство и так не имело. В-третьих, это постепенное сокращение ставок основных налогов.
Что же касается снижения штрафов, которое часто называют среди преимуществ НК, то этот вопрос неоднозначный: некоторые штрафы повысились, причем значительно, а именно штраф за просрочку уплаты единого налога (50% ставки) или за непредоставление декларации о доходах физлиц (510 грн).

Раздел I «Общие положения»
Из 19 общегосударственных налогов остается 18: единый налог вернулся в перечень местных. Это плюс, хотя по сути — статус-кво. Вместо налога на транспортные средства появился сбор за первую регистрацию транспортного средства — кому плюс, кому минус.
Кстати, в этом же разделе среди основных принципов налогового законодательства назван принцип стабильности (п. 4.9): изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Таким образом, форсированное принятие НК нарушает не только нормы ныне действующего Бюджетного кодекса и Закона «О системе налогообложения», но и нормы самого НК.
Добавим, что действующий Закон «О системе налогообложения» в вопросе стабильности не настолько категоричен: если речь идет об уменьшении размера ставок налогов и сборов или отмене несправедливых налоговых льгот, то можно и не ждать полгода. В НК такого исключения уже нет.
Среди нововведенных в НК основных принципов налогового законодательства есть и такой, как фискальная достаточность (п. 4.6) — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями. Переводя это с языка чиновников на человеческий: не налоги для людей, а люди как плательщики — для налогов. Не экономное и разумное формирование бюджета с учетом имеющейся налоговой базы, а формирование такой налоговой базы, чтобы можно было наполнить любой бюджет. Доля налогов в ВВП Украины сейчас вдвое больше, чем в России. С таким подходом к установлению налогов она может стать еще больше.
Непродуманность этого закона привела к тому, что некоторые его положения просто оказались «не там, где надо». Так, заимствованный из Закона № 2181 принцип конфликта интересов по своей сути должен был оказаться в разделе II «Администрирование налогов». В НК он почему-то приведен среди принципов законодательства, хотя даже учащемуся юридического колледжа понятно, что на самом деле это принцип правоприменения. Кроме того, категоричное положение Закона № 2181 «решение принимается в пользу налогоплательщика» заменено неопределенной формулировкой «презумпция правомерности решений плательщика».
Статья 14 «Определение понятий» представляет собой яркую иллюстрацию того, что этот закон не является кодексом. Некоторые определения понятий в этой статье даются не для НК в целом, а для отдельных его разделов, что в случае настоящего кодекса было бы нонсенсом. Кроме того, некоторые термины, определения которым дает статья 14, вообще не встречаются в тексте НК. Вот пример (пп. 14.1.230): «Разумная экономическая причина (деловая цель) — причина, которая может существовать лишь при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности». Не­удивительно, что для такого запутанного понятия в тексте НК так и не нашлось применения.
Следует также обратить внимание на эволюцию толкования термина «резидент». В предыдущих вариантах проекта НК резидентами считались все граждане Украины. Сейчас это определение в пп. 14.1.215 значительно переписано (в частности, вернулось «правило 183 дней»). Термин «резидент» выписан таким образом, чтобы подвести под налогообложение всех заробитчан. Мало того, если существуют какие-то сомнения в отношении определения резидентства, то «физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины». То есть де-факто в новом тексте ничего не изменилось.
И далее: согласно последнему абзацу этого подпункта, если в кодексе используется термин «резидент», то под ним понимается «физическое лицо — резидент». Естественно, дальше в тексте НК в абсолютном большинстве случаев под этим термином понимается как раз юридическое лицо — или юрлица и физлица вместе.
Возникает вопрос: авторы НК сами его читали?

Раздел II «Администрирование налогов»
Это вообще важнейший раздел НК. Он касается всех налогоплательщиков, устанавливает правила игры и заменяет собой два до сих пор действовавших закона «О системе налогообложения» и № 2181. Да, не все положения раздела II однозначно неблагоприятны для бизнеса. Рассмотрим лишь самые важные.
В вопросе налоговых разъяснений в определенной мере можно говорить о возврате к нормам недоброй памяти Постановления № 86: все налоговые разъяснения снова будут только обобщающими. Однако утверждать их будет теперь не ГНАУ, а Минфин. Индивидуальные разъяснения будут называться налоговыми консультациями. Они могут быть устными или письменными, но только последние освобождают от ответственности плательщика, который их получил. То есть смысла в устных консультациях нет никакого.
Устранена одна ступенька в апелляционном обжаловании, и это плюс. Жалобу на действия налоговиков надо будет подавать сразу в вышестоящий орган.
Как известно: там, где вход у нас стоит гривню, выход стоит две. Уже сейчас известно, что некоторые предприниматели собираются сниматься с регистрации в случае принятия такого кодекса. Но кое-кому из них могут сказать: «И снова здравствуйте!» — п. 67.2 дает право налоговым органам обращаться в суд по поводу отмены государственной регистрации прекращения деятельности юрлиц или физлиц-предпринимателей. В установленном законом порядке, конечно.
Сразу несколько пунктов вводят в украинское правовое поле понятие налогового обязательства умершего лица. Такое обязательство будет переходить на наследников, а до сих пор оно просто погашалось. Хорошая иллюстрация цинизма авторов, но на общем фоне уже не может удивить.
Статья 42 обязывает налоговиков не только подписывать документы, которые присылаются налогоплательщикам, но и ставить на них печати. Чтобы документ считался врученным, он должен быть прислан заказным письмом с уведомлением о вручении или вручен лично плательщику или его представителю. Ныне действующий пп. 6.2.4 Закона № 2181 устанавливает такой порядок только в отношении налоговых сообщений и налоговых требований.
Как мы уже писали, НК вводит новый вид проверок — фактические проверки. Перечень оснований для такой проверки является исключительным: это было бы хорошо, если бы речь не шла о проверках на основании жалоб потребителей, госорганов или, как в пп. 80.2.5, неопределенного круга лиц. Опять-таки, «в установленном законодательством порядке». На этом неприятные нюансы не заканчиваются. Фактические проверки проводятся без предупреждения, а их количество на протяжении года не ограничивается. Как можно понять, проверять таким образом будут прежде всего использование РРО (в том числе путем контрольных закупок) и оформление трудовых отношений с работниками.
Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности, установлены статьей 44, которая была еще перед вторым чтением переписана, и тоже не в лучшую сторону. Ее пункт 44.1 требует от налогоплательщиков вести учет на основании первичных документов, реестров бухучета, финотчетности, «других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством». И несмотря на такую неопределенность, «запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, которые определены абзацем первым этого пункта».
Укажем, что такое большое количество бланкетных норм (это и есть фразы типа «в установленном законодательством порядке») свидетельствует о недоработанности закона как кодекса.

Раздел ІІІ «Налог на прибыль предприятий»
Важнейшее изменение здесь — значительное расширение сферы применения этого налога, вызванное запретом упрощенной системы налогообложения для юрлиц. Ставка налога постепенно уменьшается до 16%: на протяжении 2011 года она будет составлять 23%; в 2012-м — 21%; 2013-м — 19%. С 1 января 2014-го и дальше она будет составлять 16%, хотя авторы, очевидно, ошиблись и в ч. 8 п. 10 «Заключительных положений» записали, что лишь до 31 декабря 2014 года. Ранее, напомним, предполагалось, что в 2011 году ставка будет уменьшена сразу до 19%, в 2013–2014 гг. — до 18% и в 2015-м — до 17%, однако против такого резкого снижения возражал МВФ.
Революционным изменением является отказ от «правила первого события»* в определении даты признания дохода. Чтобы приблизить налоговый учет к бухгалтерскому, доход от реализации товаров признается по дате перехода покупателю права собственности на такой товар (ст. 137). Впрочем, как указывает налоговый эксперт Александр Кирш, в отсутствии переходного периода в таком случае налог на прибыль «плавно превращается» в налог с оборота, особенно на предприятиях с длительным производственным циклом, что полностью нивелирует снижение ставки налога.
Для некоторых специфических операций дата получения доходов определяется по отдельным правилам.
Вместо устоявшихся терминов «валовые доходы» и «валовые расходы» будут просто «доходы» и «расходы». Кому и зачем понадобилось называть специальное понятие общим термином — неизвестно, очевидно, эти термины принесены в жертву сближению с бухгалтерским учетом. Опытные бухгалтеры еще как-то привыкнут, а вот объяснить студентам смысл фразы «Расходы, которые не включаются в расходы» или «Доходы, которые входят в состав доходов» будет нелегко. Использовать же «полные титулы» — «доходы (расходы), которые учитываются при исчислении объекта налогообложения» — просто неудобно.
Наконец, меняется принципиальный подход к определению объекта налогообложения. Соответственно пп. 134.1.1, прибыль будет определяться путем уменьшения суммы доходов (бывшие валовые доходы) на себестоимость и сумму других расходов.
Поскольку сразу забыть понятие «валовые доходы» нелегко, оно все-таки употребляется в НК там, где речь идет об определении понятий «крупный налогоплательщик» и «малое предприятие». То есть определение понятий по НК базируется на терминах, которым нет нормативного определения.
К положительным моментам можно отнести то, что в НК снимается ограничение на включение в состав (валовых) расходов затрат на обучение и переподготовку работников, проведение гарантийных ремонтов и замен (но уровень таких ремонтов/замен должен быть обнародован), рекламных расходов и расходов на страхование. По ныне действующим правилам существует 3%ное ограничение расходов на обучение, 10% — на гарантийные ремонты, 2% — на рекламные расходы и 5% — на страховые. Но не будут включаться в расходы затраты на приобретение товаров и услуг у плательщиков единого налога, кроме «информатиков».
Кардинально изменяется порядок начисления амортизации на основные средства. Вводятся 16 групп основных средств (ОС) вместо четырех, для каждой из них устанавливаются свои нормы амортизации и сроки «полезного использования». Во всех группах амортизация будет начисляться на каждый объект отдельно — до сих пор это касалось лишь группы 1, в других амортизация начислялась на всю группу вместе. Кроме того, устраняется отдельный «налоговый» метод начисления амортизации — в налоговом учете будут применяться пять методов начисления амортизации, установленные для бухгалтерского учета.
Нельзя не упомянуть о так называемых налоговых каникулах. Речь идет об установленном пунктом 154.6 применении нулевой ставки налога на прибыль на ближайшие пять лет для предприятий с объемом дохода не более 3 млн грн. Это могут быть новообразованные предприятия (кроме реорганизованных, приватизированных, корпоратизированных) с количеством работников до 20 человек, а также бывшие плательщики единого налога с числом сотрудников до 50 лиц. Однако список видов деятельности, на представителей которых не будет распространяться нулевая ставка, насчитывает 19 позиций, часть из которых весьма широки (например, «внешнеэкономическая деятельность»). Итак, реально воспользоваться широко разрекламированными налоговыми каникулами смогут не так много предприятий.
Дополнительное освобождение от налогообложения установлено пунктом 11 «Переходных положений». В основном это продление на некоторое время льгот, которые существовали до сих пор: для производителей биотоплива и других альтернативных видов энергии, издательств, киностудий и т. д. Однако п. 11.3 на десять лет освобождает от налогообложения прибыль отелей от «трех звезд» и выше, и это положение выглядит как откровенно лоббистское. Аналогичная льгота предложена для предприятий легкой промышленности.

Раздел ІV «Налог на доходы физических лиц»
Этот раздел коснется всех граждан Украины, причем независимо от места пребывания. Как было сказано выше, по сравнению с предыдущей редакцией были внесены некоторые косметические изменения, и формально при определении резидентства применяется и «правило 183 дней», и понятие «центр жизненных интересов». Однако определение термина «резидент» дает возможность требовать налогообложения доходов всех заробитчан, которые не получают легальной (то есть облагаемой налогом) зарплаты в стране пребывания и у которых в Украине остались семьи.
Если до сих пор действующий Закон о налоге с доходов просто давал определение понятия «налоговый адрес», то НК уже требует от физлиц определять свой налоговый адрес. Кстати, в Законе «О Госреестре физлиц» такого понятия нет.
Неприятной новацией для работодателей и других налоговых агентов является то, что они признаются налогоплательщиками. Соответственно, на них возлагается полная ответственность за уплату налога с доходов. Точнее — налога на доходы, так как законодатели почемуто решили поменять его название. За непредоставление отчета о выплаченных доходах надо будет заплатить 510 грн штрафа.
Изменилось название и налогового кредита — он станет налоговой скидкой. Налоговая социальная льгота таковой и останется, но ее размер будет равняться размеру прожиточного минимума на 1 января.
Наибольшее изменение — дифференцированная ставка налога. Общая ставка составит 15%, а для доходов свыше 10 минимальных зарплат — 17%. Эта псевдопрогрессивная ставка является одним из тех положений кодекса, которые вызывают наибольшее раздражение граждан. Слухи о том, что максимальная ставка составит 20%, не подтвердились. Общая ставка будет применяться и к роялти.
Зато легче станет иностранцам и их работодателям. К доходам иностранцев будет применяться общая ставка в размере 15%, а не 30%, как до сих пор. Однако ставка 30% будет применяться к доходам резидентов и нерезидентов, полученных как выигрыш или приз. Для шахтеров ставка налога составит 10%.
Из пункта 179.9 исчезло упоминание о том, что налоговая служба собирается ввести косвенные методы определения налоговых обязательств физлиц. Но вряд ли это должно означать, что ГНАУ окончательно отказалась от этих методов.
Не отказались законодатели от налогообложения процентов по депозитам. Такие доходы, а также дивиденды и другие доходы по ценным бумагам будут облагаться налогами по ставке 5%, но вводится это налогообложение с 2015 года.

Раздел V «Налог на добавленную стоимость»
НДС сам по себе наиболее противоречивый налог. На его администрирование тратится очень много ресурсов, так что общий эффект оказывается не таким уж большим. Кроме того, с этим налогом связано никак не меньше махинаций, чем с таким нелюбимым налоговиками единым налогом. Со стороны многих экспертов звучали предложения вообще отказаться от НДС. Однако во всех проектах НК он оставался. Причина, по крайней мере официальное объяснение этого, — евроинтеграционные стремления Украины, так как этот налог обязателен в ЕС.
Изменений здесь не очень много. Среди наиболее заметных — запрет единоналожникам регистрироваться плательщиками НДС. А вот физлицо-предприниматель на общей системе налогообложения сможет платить НДС и, соответственно, выписывать налоговые накладные.
Добавились два новых основания для аннулирования регистрации плательщиком НДС по инициативе налогового органа. Это отсутствие в ЕГР подтверждения сведений о юрлице и осуществление добровольно зарегистрированными плательщиками менее чем 50% поставок другим плательщикам НДС. Последнее положение, как и запрет НДС для единоналожников, является ярким проявлением «антиоптимизационной» паранойи творцов кодекса.
В отличие от налога на прибыль, в начислении НДС сохраняется «правило первого события».
Расширился перечень товаров (услуг), освобожденных от налогообложения, в НК он установлен статьей 197. Сюда вошли некоторые перечни, которые ранее были утверждены отдельными постановлениями КМУ, так что, по крайней мере, в этом месте НК все-таки напоминает настоящий кодекс. Плюс и то, что освобождаются от налогообложения и операции по ввозу товаров, перечисленных в п. 197.1. До сих пор при импорте таких товаров НДС начислялся.
Одним из наиболее разрекламированных положений НК было введение автоматического бюджетного возмещения НДС. Однако для этого плательщик должен соответствовать ряду критериев. Некоторые из них почти невозможны для выполнения, например, установленный пп. 200.19.4. Мало того — порядок определения соответствия налогоплательщика этим критериям должен быть отдельно утвержден ГНАУ. Так что реально для получения права на автоматическое возмещение понадобятся хорошие «связи» в ГНА.
В НК все-таки протолкнули требование регистрировать налоговые накладные в Едином реестре. Такая регистрация вводится постепенно. С 1 января 2011 года регистрацию будут осуществлять плательщики НДС, у которых сумма НДС в одной накладной составляет более 1 млн грн; с 1 апреля — более 500 тыс. грн; с 1 июля — более 100 тыс. грн; с 1 января 2012 года — более 10 тыс. грн. Накладные с суммой НДС до 10 тыс. грн регистрировать не нужно, хотя п. 201.10 требует от продавца предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации ее в Едином реестре, а о сумме НДС здесь не говорится.
Кроме того, пункт 49.4 НК в новой редакции требует от всех плательщиков НДС подавать в электронной форме всю отчетность, а не только связанную с НДС. В предыдущей редакции такое требование касалось только крупных и средних предприятий.
Основная ставка налога составит 17%, но только с 1 января 2014 года. До тех пор будет применяться ставка налога 20%.

Единый налог
Единый налог — это глава 1 раздела ХІ «Специальные налоговые режимы». Именно новые правила в отношении упрощенной системы налогообложения вызвали наибольшее возмущение предпринимателей, что стало поводом к ветированию принятого Верховного Радой кодекса. Об этом говорилось уже столько, что еще раз повторять все сказанное было бы излишним. Кроме того, именно здесь, очевидно, ожидаются наибольшие изменения. Ждать можно чего угодно: не будем забывать, Минфин предлагал вообще исключить этот раздел из НК.

Другие налоги
Акцизный сбор получает статус налога. Значительно повышаются и его ставки, кроме акциза на пиво. На табачные изделия, спирт, алкогольные напитки ставки акциза вырастут лишь на 6,9%, зато на моторное топливо — на 38%, на печное топливо — на 40%. Таким образом решено компенсировать отказ от транспортного налога. Вместо него будет введен сбор за первую регистрацию транспортного средства, который будет взиматься за первую регистрацию не только колесных ТС, но и судов, самолетов и вертолетов. Что касается регистрации автомобилей, размер сбора будет зависеть от того, новое ли авто или бывшее в употреблении (до 8 лет и более 8 лет), а также, естественно, от рабочего объема двигателя. Ставка сбора повышается незначительно по сравнению с нынешним налогом с владельцев ТС, а в случае микролитражек даже немного уменьшается. Ставка сбора не будет индексироваться на размер инфляции.
Что касается налога «на недвижимость, отличную от земельного участка», то его взимание несколько упрощено. Вместо нулевой ставки налогообложения, как было в предыдущем варианте, вводится освобождение зарегистрированных жителей от налога на квартиры жилой площадью до 120 кв. м и дома жилой площадью до 250 кв. м. Ставки устанавливаются местными советами. На квартиры жилой площадью до 240 кв. м и дома до 500 кв. м ставки не могут превышать 1% минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года, а на квартиры и дома большей площади — 2,7% минимальной зарплаты, также установленной законом на 1 января отчетного года.   

Вы здесь:
вверх